СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обобщающему уроку "Тип членистоногие".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные задания по типу Членистоногие.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обобщающему уроку "Тип членистоногие".»

Обобщающий урок по теме:   « Тип Членистоногие»

Обобщающий урок по теме: « Тип Членистоногие»

Цель:   повторить и систематизировать знания о строении, многообразии жизнедеятельности членистоногих;

Цель:

  • повторить и систематизировать знания о строении, многообразии жизнедеятельности членистоногих;
Задачи:   Обобщение и закрепление знаний о многообразии представителей типа Членистоногие, об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых; Значение в природе и жизни человека; Формирование умений распознавать изученных животных; Формирование бережного отношение к окружающей природе Формирование умений работать в группах, в парах; давать аргументированные ответы на вопросы.

Задачи:

  • Обобщение и закрепление знаний о многообразии представителей типа Членистоногие, об основных особенностях классов Ракообразных, Паукообразных, Насекомых;
  • Значение в природе и жизни человека;
  • Формирование умений распознавать изученных животных;
  • Формирование бережного отношение к окружающей природе
  • Формирование умений работать в группах, в парах;
  • давать аргументированные ответы на вопросы.
Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Признаки класса насекомые   Тело состоит из трех отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз Грудь несет три пары ходильных ног У большинства крылья Дыхание осуществляется с помощью трахей Кровеносная система не замкнутая По образу жизни встречаются летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые

Признаки класса насекомые

  • Тело состоит из трех отделов (голова, грудь, брюшко).
  • На голове располагаются одна пара сложных глаз
  • Грудь несет три пары ходильных ног
  • У большинства крылья
  • Дыхание осуществляется с помощью трахей
  • Кровеносная система не замкнутая
  • По образу жизни встречаются летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые
Признаки класса паукообразные Тело паукообразных разделено на два отдела: головогрудь и брюшко; На головогруди находится 6 пар конечностей; Глаза простые; Усики отсутствуют Дышат с помощью легких трахей Кровеносная система не замкнутая Пищеварение вне полостное Оплодотворение внутреннее

Признаки класса паукообразные

  • Тело паукообразных разделено на два отдела: головогрудь и брюшко;
  • На головогруди находится 6 пар конечностей;
  • Глаза простые;
  • Усики отсутствуют
  • Дышат с помощью легких трахей
  • Кровеносная система не замкнутая
  • Пищеварение вне полостное
  • Оплодотворение внутреннее
Признаки класса ракообразные Тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка На головогруди 5 пар ходильных ног Органы дыхания жабры Глаза сложные Кровеносная система не замкнута Выделение осуществляется зелеными железами

Признаки класса ракообразные

  • Тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка
  • На головогруди 5 пар ходильных ног
  • Органы дыхания жабры
  • Глаза сложные
  • Кровеносная система не замкнута
  • Выделение осуществляется зелеными железами
Работа с текстом Класс Насекомые Тело насекомых состоит из головы, ____и брюшка. На голове __ пара усиков. Органы зрения – одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется ___ ног и обычно две пары крыльев. Органы дыхания ___, органы выделения ____ сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с ___ и не ____ превращением.

Работа с текстом

Класс Насекомые

Тело насекомых состоит из

головы, ____и брюшка. На голове __ пара усиков. Органы зрения – одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется ___ ног и обычно две пары крыльев. Органы дыхания ___, органы выделения ____ сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с ___ и не ____ превращением.

Работа с текстом Класс Насекомые Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. На голове одна пара усиков. Органы зрения – одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется шесть ног и обычно две пары крыльев. Органы дыхания трахеи , органы выделения мальпигиевы сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с полным и не полным превращением.

Работа с текстом

Класс Насекомые

Тело насекомых состоит из

головы, груди и брюшка. На голове одна пара усиков. Органы зрения – одна пара сложных (фасеточных) глаз. Имеется шесть ног и обычно две пары крыльев. Органы дыхания трахеи , органы выделения мальпигиевы сосуды, открывающиеся в кишечник. Раздельнополые, самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие насекомых бывает с полным и не полным превращением.

Работа с текстом Класс Ракообразные   Тело ракообразных разделено на __ и____. На голове расположены сложные ______и две пары усиков. Ракообразные имеют ____ пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают ______. Растут ракообразные только в период ________.  

Работа с текстом

Класс Ракообразные

 

Тело ракообразных

разделено на __ и____.

На голове расположены сложные ______и две пары усиков. Ракообразные имеют ____ пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают ______. Растут ракообразные только в период ________.

 

Работа с текстом Класс Ракообразные   Тело ракообразных разделено на головогрудь и брюшко . На голове расположены сложные глаза и две пары усиков. Ракообразные имеют пять пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают жабры . Растут ракообразные только в период линьки .

Работа с текстом

Класс Ракообразные

 

Тело ракообразных

разделено на головогрудь и брюшко .

На голове расположены сложные глаза и две пары усиков. Ракообразные имеют пять пар ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают жабры . Растут ракообразные только в период линьки .

Установи последовательность Установите правильную последовательность этапов развития бабочки капустной белянки, начиная с яйца. 1)рост и накопление питательных веществ гусеницей; 2)переживание холодов 3)откладывание яиц на листья капусты 4)выход гусениц из яиц 5)выход имаго- взрослых особей 6)образование неподвижных куколок

Установи последовательность

Установите правильную последовательность этапов развития бабочки капустной белянки, начиная с яйца.

1)рост и накопление питательных веществ гусеницей;

2)переживание холодов

3)откладывание яиц на листья капусты

4)выход гусениц из яиц

5)выход имаго- взрослых особей

6)образование неподвижных куколок

Установи последовательность 341625

Установи последовательность

341625

Биологические задачи № 1.На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего? (Принимает «Муравьиную ванну» , чтобы освободиться от паразитов);

Биологические задачи

№ 1.На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны, посидел некоторое время, для чего?

(Принимает «Муравьиную ванну» , чтобы освободиться от паразитов);

Биологические задачи В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов. Колорадский жук

Биологические задачи

В 1877 году этот небольшой жук был завезён из Америки в Германию, постепенно он распространился по всей Европе. Личинки и жуки питаются листьями паслёновых растений. Они страшно прожорливы и стали подлинным несчастьем наших огородов.

Колорадский жук

Биологические задачи № 3.Мы иногда в шутку употребляем выражение: “Я покажу тебе, где раки зимуют!”. Правомерно ли подобное утверждение? А где зимуют раки? Да. Раки зимуют в естественных подводных береговых норах или под корягами и в других метах.

Биологические задачи

№ 3.Мы иногда в шутку употребляем выражение: “Я покажу тебе, где раки зимуют!”. Правомерно ли подобное утверждение?

А где зимуют раки?

Да. Раки зимуют в естественных подводных береговых норах или под корягами и в других метах.

Биологические задачи № 4.Осенью поймали самку паука крестовика, поместили ее в садок и регулярно пускали туда  насекомых. Самка сделала в садке  паутинный кокон. Отложила в него  яйца и через некоторое время умерла, хотя для нее были созданы  все необходимые условия. Как вы можете объяснить это явление? Этот вид паука зимует в стадии яйца. Поэтому самка паука погибла не от недостатка корма, а от того, что у нее закончился жизненный цикл.  

Биологические задачи

№ 4.Осенью поймали самку паука

крестовика, поместили ее в

садок и регулярно пускали туда

насекомых. Самка сделала в садке

паутинный кокон. Отложила в него

яйца и через некоторое время

умерла, хотя для нее были созданы

все необходимые условия. Как вы

можете объяснить это явление?

Этот вид паука зимует в стадии яйца. Поэтому самка паука погибла не от недостатка корма, а от того, что у нее закончился жизненный цикл.

 

Биологические задачи В конце весны начале лета на человека нападают самки комаров, в то время как самцы в большинстве случаев питаются соками растений или вообще не питаются. Дайте объяснение этому явлению.

Биологические задачи

В конце весны начале лета на человека нападают самки комаров, в то время как самцы в большинстве случаев питаются соками растений или вообще не питаются. Дайте объяснение этому явлению.

Определи животное В Египте он считается священным жуком, его изображения украшали храмы, целые армии останавливались завидя его на дороге. Такие почести жук заслужил благодаря своей особенности лепить шары из навоза и перекатывать их на десятки метров. скарабей

Определи животное

В Египте он считается священным жуком, его изображения украшали храмы, целые армии останавливались завидя его на дороге. Такие почести жук заслужил благодаря своей особенности лепить шары из навоза и

перекатывать их на

десятки метров.

скарабей

Определи животное Этот гигант нашей фауны достигает 8 см. Треть длины приходится у самцов на огромные челюсти, напоминающие рога оленя. Назовите жука.  жук- олень

Определи животное

Этот гигант нашей фауны достигает 8 см. Треть длины приходится у самцов на огромные челюсти, напоминающие рога оленя. Назовите жука.

жук- олень

Определи животное По своему внешнему строению это насекомое внешне похоже на крота, так же, как и ее жизнь. Тело имеет бурый оттенок. Они хорошо летают. Относится к вредителям огородов, которые портят наземные плоды и подземные части многих овощей и растений.

Определи животное

По своему внешнему строению это насекомое внешне похоже на крота, так же, как и ее жизнь. Тело имеет бурый оттенок. Они хорошо летают. Относится к вредителям огородов, которые портят наземные плоды и подземные части многих овощей и растений.

Интерактив Отряды насекомых Прямокрылые Равнокрылые Жесткокрылые Чешуекрылые Перепончатокрылые Двукрылые

Интерактив

Отряды насекомых

  • Прямокрылые
  • Равнокрылые
  • Жесткокрылые
  • Чешуекрылые
  • Перепончатокрылые
  • Двукрылые
Интерактив

Интерактив

Интерактив Прямокрылые Равнокрылые Жесткокрылые Чешуекрылые Перепончатокрылые Двукрылые

Интерактив

  • Прямокрылые
  • Равнокрылые
  • Жесткокрылые
  • Чешуекрылые
  • Перепончатокрылые
  • Двукрылые
ВИДЕОРОЛИКИ Определите живой организм

ВИДЕОРОЛИКИ

Определите живой организм

Видеоролики Двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав? Почему?

Видеоролики

Двое учащихся рассматривали коллекцию и обратили внимание на скорпиона. Один утверждал, что это представитель ракообразных, а другой – что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав? Почему?

Видеоролики Какой тип развития характерен для стрекоз и клопов? Запишите схему развития этих насекомых? Клоп домашний

Видеоролики

Какой тип развития характерен для стрекоз и клопов?

Запишите схему развития этих насекомых?

Клоп домашний

Видеоролик Какое заболевание вызывает чесоточный клещ? К какому классу его относят? Меры профилактики данного заболевания?

Видеоролик

Какое заболевание вызывает чесоточный клещ?

К какому классу его относят?

Меры профилактики данного заболевания?

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Внутреннее строение

Выполнение теста   Рефлексия

Выполнение теста Рефлексия

Домашнее задание    Почему паук-серебрянка может жить под водой?  Какое животное, не связанное с водой в своем развитии? В) Г) Д) А) Б)

Домашнее задание

  • Почему паук-серебрянка может жить под водой?
  • Какое животное, не связанное с водой в своем развитии?

В)

Г)

Д)

А)

Б)

Домашнее задание    Найдите муравья среди изображенных животных:

Домашнее задание

  • Найдите муравья среди изображенных животных:
Задание 2 . Установите соответствие и заполните таблицу.   А (ракообразные)   Б (паукообразные) В      (насекомые)

Задание 2 . Установите соответствие и заполните таблицу.

А (ракообразные)

 

Б (паукообразные)

В

 

 

(насекомые)

1. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка 2. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка 3. Брюшко членистое 4.Брюшко нечленистое 5. Животные имеют по три пары ног 6. Животные имеют по четыре пары ног 7. Усиков 2 пары – длинные и короткие 8. Усиков 1 пара 9. Животные имеют простые глаза 10. Животные имеют сложные (фасеточные) глаза 11. Органы дыхания – жабры 12. Дыхание трахейно-легочное 13. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки 14. Гемолимфа – зеленоватого цвета 15. Мальпигиевы сосуды

1. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

2. Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка

3. Брюшко членистое

4.Брюшко нечленистое

5. Животные имеют по три пары ног

6. Животные имеют по четыре пары ног

7. Усиков 2 пары – длинные и короткие

8. Усиков 1 пара

9. Животные имеют простые глаза

10. Животные имеют сложные (фасеточные) глаза

11. Органы дыхания – жабры

12. Дыхание трахейно-легочное

13. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки

14. Гемолимфа – зеленоватого цвета

15. Мальпигиевы сосуды

А (ракообразные) Б (паукообразные) 1,3,7,10,11,13,14 В 1,4,6,9,12,13,15  (насекомые) 2,3,5,8,13,15.

А (ракообразные)

Б (паукообразные)

1,3,7,10,11,13,14

В

1,4,6,9,12,13,15

(насекомые)

2,3,5,8,13,15.

Задание 4.  Биологические задачи 4. Для насекомых характерно развитие с полным и неполным превращением. Оказывается, один из указанных типов развития дает определенные преимущества в выживании. Почему? Насекомые с неполным превращением развиваются быстрее, чем с полным, поэтому численность первых за короткий отрезок времени может быстро увеличиться, а это шанс на выживание.

Задание 4.  Биологические задачи

4. Для насекомых характерно развитие с полным и неполным превращением. Оказывается, один из указанных типов развития дает определенные преимущества в выживании. Почему?

Насекомые с неполным превращением развиваются быстрее, чем с полным, поэтому численность первых за короткий отрезок времени может быстро увеличиться, а это шанс на выживание.

Задание 4.  Биологические задачи  5. В конце весны начале лета на человека нападают самки комаров, в то время как самцы в большинстве случаев питаются соками растений или вообще не питаются. Дайте объяснение этому явлению. Самкам кровососущих видов комаров для развития яиц требуется кровь, хоботок у них удлиненный, что позволяет прокалывать кожу для питания кровью. У самцов хоботок короткий и они могут прокалывать лишь покровные ткани у растений и питаться их соками.

Задание 4.  Биологические задачи

5. В конце весны начале лета на человека нападают самки комаров, в то время как самцы в большинстве случаев питаются соками растений или вообще не питаются. Дайте объяснение этому явлению.

Самкам кровососущих видов комаров для развития яиц требуется кровь, хоботок у них удлиненный, что позволяет прокалывать кожу для питания кровью. У самцов хоботок короткий и они могут прокалывать лишь покровные ткани у растений и питаться их соками.

Спасибо за внимание!  Приступаем к выполнению теста.  Удачи!

Спасибо за внимание! Приступаем к выполнению теста. Удачи!