СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к открытому уроку словесности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку словесности»

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, ребята!

Прочитайте эпиграфы к уроку. Попробуйте сформулировать тему урока. Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает (Д.С. Лихачев). В языке что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг… (Н.В.Гоголь).  Название презентации

Прочитайте эпиграфы к уроку.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Самая большая ценность народа – его язык.

Язык, на котором он пишет, говорит, думает

(Д.С. Лихачев).

В языке что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг…

(Н.В.Гоголь).

Название презентации

Тема урока: «Слова -паразиты в современной речи школьников»   Текст

Тема урока: «Слова -паразиты в современной речи школьников»

Текст

Задачи урока: определить, что такое слова-паразиты; выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты; выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.     Текст

Задачи урока:

  • определить, что такое слова-паразиты;
  • выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
  • проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты;
  • выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Текст

… И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем  Навеки! ( А. Ахматова)  Текст

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

( А. Ахматова)

Текст

Что же такое слова-паразиты?  Текст Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п.

Что же такое слова-паразиты?

Текст

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п.

Жил-был этот, как его,  Ну, значит, и того,  Жило это самое  Со своею мамою.  Был еще один чудак-  Это в общем значит так… (Э. Мошковский )    Текст

Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это в общем значит так…

(Э. Мошковский )

Текст

Проверим!!!!!  Текст Слова-паразиты Короче Как бы Типа Че Щас

Проверим!!!!!

Текст

Слова-паразиты

Короче

Как бы

Типа

Че

Щас

Физкультминутка  Текст

Физкультминутка

Текст

Задание: из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя) убрать слова – паразиты, сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В. Гоголь использовал их в тексте? «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»  Текст

Задание: из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя) убрать слова – паразиты, сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В. Гоголь использовал их в тексте?

«Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

Текст

Работа со словарной статьей  Текст Блин сущ. , м. , употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? блина́ , чему? блину́ , (вижу) что? бли́н , чем? блино́м , о чём? о блине́ ;  мн.  что? блины́ , (нет) чего? блино́в , чему? блина́м , (вижу) что? блины́ , чем? блина́ми , о чём? о блина́х 6. В жаргоне слово блин используют, когда хотят выразить удивление, огорчение, возмущение и т. п. Вот, блин! Как же я теперь в квартиру попаду? ( Толковый словарь Дмитриева)  Не говори блин, пока не съешь оладушек Не говори блин, пока не съешь оладушек (

Работа со словарной статьей

Текст

Блин сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? блина́ , чему? блину́ , (вижу) что? бли́н , чем? блино́м , о чём? о блине́ ; мн. что? блины́ , (нет) чего? блино́в , чему? блина́м , (вижу) что? блины́ , чем? блина́ми , о чём? о блина́х

6. В жаргоне слово блин используют, когда хотят выразить удивление, огорчение, возмущение и т. п. Вот, блин! Как же я теперь в квартиру попаду?

( Толковый словарь Дмитриева)

Не говори блин, пока не съешь оладушек

Не говори блин, пока не съешь оладушек (" блин " детское ) - призыв не ругаться, не говорить слово "блин".

Живая речь. Словарь разговорных выражений. — М.: ПАИМС В.П. Белянин, И.А. Бутенко 1994

(Живая речь. Словарь разговорных выражений)

Рекомендации: тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «я торможу»; попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита; читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.             Текст

Рекомендации:

  • тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»;
  • меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «я торможу»;
  • попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита;
  • читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.

Текст

 Домашнее задание:   Нарисовать рисунок, выражающий значение любого слова-паразита.                    Текст

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок, выражающий значение любого слова-паразита.

Текст

 Текст

Текст