Формы культуры
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.
Эмерсон У.
Тимофеева Светлана Викторовна учитель обществознания МОУ СОШ №6
План:
«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.
Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.
Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.
Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.
Линия сравнения
Формы культуры
Элитарная
Кем создаётся?
Массовая
Привилегированной с точки зрения образованности частью общества. Талантливыми профессиональными творцами-«художниками»
Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры.
Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия среднееобразованного человека.
Народная
Круг потребителей
Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников.
Коллективным автором – народом. Анонимными творцами
Экранная
Примеры продуктов и жанров.
Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания.
Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях.
Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий.
Линия сравнения
Формы культуры
Элитарная
Массовая
Народная
Экранная
Ориентация на коммерческий успех
Когда появилась?
Термины «элитарное» и «массовое» искусство сформировалось в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков.
Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой
Рассматривалаь в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета
Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления.
Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая
и потребляемая элитой.
“ Искусство ради искусства”
Девушка сидящая спиной.
Кувшин с яблоками
Девятый вал.
Народная культура
Массовая культура
культура, сложившаяся с развитием
средств массовой информации, создаваемая
для массы и потребляемая массой.
- кич-культура ( т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
- мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
- арт-культура (культура, не лишенная определенного,
иногда даже высокого, художественного содержания
и эстетического выражения).
- Является результатом взаимодействия человека с экранными средствами отображения информации-кино, телевизионной и компьютерной техникой.
- Три основных элемента:
- -кинокультура;
- -телекультура;
- -компьютерная культура.
Линия сравнения
Формы культуры
Элитарная
Кем создаётся?
Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры.
Массовая
Привилегированной с точки зрения образованности частью общества, талантливыми профессиональными творцами-«художниками»
Круг потребителей
(аудитория)
Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия среднееобразованного человека.
Представителями шоу-бизнеса, то есть она является авторской.
Народная
Коллективным автором – народом. Анонимными творцами
Ориентация на коммерческий успех
Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников.
Понятны представителям всех социальных слоёв, обладают меньшей художественной ценностью, ,удовлетворяют сиюминутные запросы людей, отражают новые события.
Экранная
Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания.
Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях.
Самая широкая аудитория
Не преследует явных коммерческих целей
Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий.
широкая аудитория
Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой
Рассчитана на массового пользователя
Не преследует коммерческих целей.
Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой
Линия сравнения
Формы культуры
Элитарная
Массовая
Народная
Экранная
Когда появилась?
Термины «элитарное» и «массовое» искусство сформировалось в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков.
Рассматривалаь в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета
Имеет глубинные истоки в античности
Примеры продуктов и жанров.
Имеет глубинные корни.
Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления.
С распространением персональных компьютеров, с 70-х годов XX века.
Копьютерные игры, обучающие компьютерные программы с эффектами анимации.
Выполнить три задания, использую знания, полученные с помощью таблицы: 1. Определить и назвать, к какой форме культуры относятся пример или примеры продуктов культуры, которые называются в карточке. 2. Назвать не менее трёх аргументов в пользу своей точки зрения. 3. Выбрать из образцов данную форму культуры и создать коллаж .
Общие черты массовой и народной культуры:
Общие черты массовой и экранной культуры:
Общие черты народной и элитарной культуры:
- ( подкульту́ра , лат. sub — под и лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами
1. По-кайфу мне хорошо
2. Тащусь нравится
3. Чикса девушка
4. Шнуры родители
5. Ништяк хорошо
6. Корефан друг
7. Предки родители
8. Я в отпаде я удивлен
9. Без базара согласен
10. Прикол шутка
11. Башня голова
12. Чайник глупый
13. Муфлон друг
14. Балдею нравится
15. Кореш друг
16. Клево хорошо
17. Тыква голова
18. Крутой богатый
16. Клево хорошо
17. Тыква голова
18. Крутой богатый
19. Прикинь представь себе
20. Не фига себе ничего себе
21. Амба плохо
22. Тема хорошо
23. Атас бежим
24. В натуре правда
25. Отпад великолепно
26. Бомба хорошо
27. Фигово плохо
28. Облом разочарование
29. На понтах воображает
30. Стрелка встреча
31. Безбашенный глупый
32. Отстой немодно
33. Моришь шутишь
- специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение, которое отрицает ценности традиционной культуры.
маргинальные группы, характеризующиеся отклоняющимся поведением, которое представляет непосредственную угрозу общепринятым социокультурным нормам.
тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.