Педагогический совет по теме: «Активизация умственных способностей и интеллекта детей в условиях детского дома»
Цель: ознакомление с практико-ориентированными формами и методами работы педагогов по формированию умственных и интеллектуальных способностей воспитанников детского дома.
Задачи:
1. Формировать ключевые компетентности по теме педагогического совета, используя активные методы работы с педагогами.
2. Познакомиться с опытом педагогов, использующих в работе программы интеллектуального развития детей.
Что мы понимаем под интеллектуальными способностями?
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдёт; а ученье, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в ученье интересно, и придёт многое, что надобно будет взять силою воли...»
К. Д. Ушинский
Конкурс «Пятью пять»
Правило конкурса: Каждой команде по очереди предлагается выбрать одну из тем:
- Литература
- Искусство
- Спорт
- География
- История
Затем ведущий задаёт вопрос из данного сектора. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ от имени всей группы даёт один из участников, при этом помните, что в слове правильного ответа должно быть только пять букв. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.
Конкурс «Заморочки»
- Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев
- Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства
- Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна
- Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния
- Сильная боязнь имеет большие органы зрения
Конкурс «Заморочки»
- В нижних конечностях истины нет
- Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих
- Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно
- Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения
- Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока
Что такое синквейн?
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Правила написания синквейна
первая строка - одно слово , обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно трех - четырёх) слов , показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими нами фраза в контексте с темой.
пятая строка - слово-резюме или словосочетание , связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
***
Вернулось царство вешних …:
Звенит по камушкам …,
Река шумит,
И с криком стая …
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от …,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами …
Покрылся луг.
***
Пробудившись ото …,
Кистью мягкою …
На ветвях рисует …
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею …
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной …
Куст сирени у ограды.
Существуют ли основные требования к использованию метода проекта?
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода является развитие творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Вывод: Задача педагогов в детском доме направить свою деятельность на ознакомление детей с окружающей жизнью, на усвоение знаний и применение их в разных условиях (умение распоряжаться знаниями) на овладение способами умственной деятельности, формирование умственных способностей, развитие любознательности и познавательных интересов, активизации интеллекта.
Все формы организации обучения, все программы целью ставят развитие личности ребенка, его умственных способностей, эмоциональное благополучие. Различные программы, все без исключения включают в себя ряд базисных направлений и целей в соответствии с возрастом и одним из базисных направлений является развитие умственных способностей.
Решение:
- Признать работу воспитателей групп и педагога-психолога детского дома по развитию умственных и интеллектуальных способностей воспитанников положительной.
- Продолжить работу по данному направлению в следующем учебном году с использованием активных форм и методов, в том числе озвученных в теоретической части доклада.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!