«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через литературные произведения»
Подготовила: учитель начальных классов Гурьянова Л.Е
Цель работы – изучение духовно – нравственного воспитания детей младшего школьного возраста при помощи литературных произведений за 4 класс.
Задачи:
- узнать, какое место занимает духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
- выяснить, как литературные произведения помогают в духовно – нравственном воспитании младших школьников,
- провести экспериментальную работу по духовно - нравственному воспитанию среди младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и С. Маршак «Двенадцать месяцев» (4 класс),
- подвести итоги экспериментальной работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек», С. Маршак «Двенадцать месяцев» (4 класс) и сделать соответствующие выводы
- Подвести общий итог по всей работе.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) особое внимание уделяется «развитию нравственных норм и ценностей школьников, так как центральной, ведущей задачей школы является развитие вcеcторонней развитой личности».
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" говориться, что «все обучающиеся должны стремиться к нравственному «развитию и cамоcовершенcтвованию», а родители, в свою очеpeдь, должны «заложить основы развития личности peбенка», в том числе и нравственные».
Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, обществу, государству и всему миру в целом, основываясь на традиционные моральные нормы и нравственные идеалы, осуществляемые в процессе социализации .
Цель духовно- нравственного воспитания детей младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений является социально-педагогическая поддержка в становлении и развитии высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны.
По мнению Баранова С.П., к основным задачам нравственного воспитания относятся :
- формирование нравственного сознания;
- воспитание и развитие нравственных чувств;
- выработка умений и привычек нравственного поведения.
Смыл работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в педагогике состоит в том, что бы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где нужна самостоятельность в принятии какого либо решения, а так же нравственный выбор.
Методы нравственного воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания, это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение с целью выработки у учащихся заданных целью воспитания качеств, таких как чуткость, сопереживание и милосердие, доброжелательности.
Г.И. Щукина выделяет следующие группы методов нравственного воспитания:
- Метод формирования сознания личности с помощью рассказа, объяснения, этической беседы, примера и другого,
- Метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации и др.),
- Метод стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).
Общие причины выбора нужного нам метода нравственного воспитания:
- Поставленные цели и задачи нравственного воспитания. Цель должна не только оправдывать метод, но и определять его,
- Возрастная группа учеников, так как одни и те же цели и задачи решаются методами, которые зависят от возраста детей. За возрастной группой подразумевается социальный опыт ребенка, который он приобрел за годы жизни, а так же его уровень развитие нравственных и психологических качеств. Для формирования чувства ответственности подходит любая возрастная группа детей (младший, средний, старший школьный возраст), но методы, в зависимости от возраста должны меняться,
- Личностные и индивидуальные особенности учеников, то есть использовать такие методы воспитания, что бы давать каждому ребенку развивать свои личные способности, свою индивидуальность и реализовывать собственное «Я»,
- Условия нравственного воспитания, то есть следить за тем, как складываются отношения у школьников в классе, их взаимодействие друг с другом, а так же общий климат в коллективе.
Методы дадут эффективный результат лишь тогда, когда будет учитываться ряд определенных условий. А именно:
- Все методы, которые будут использоваться преподавателем должны нести гуманный характер, не подвергая ребенка всяческому унижению и не нарушая его прав. Это условия относятся к детям в любом возрасте,
- Методы должны быть реальными, осуществляемые, и должны нести за собой свое логическое завершение,
- Методы не должны применятся однотипно ко всем детям и в любой ситуации, так как при несоблюдении данного условия, например, метод убеждения, может стать назидательным и тем самым не будет приносить нужный результат.
- Каждый метод воспитания нужно применять тактично, так, чтобы ребенок не чувствовал что его воспитывают. Для этого нужно применять опосредованное воздействие, то есть как можно бережнее относиться к ребенку
Художественная литература представляет собой одно их самых сильных средств воздействия на личность, так как несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал, приобщая, тем самым, ребенка к духовному опыту человеческого мира, развивает его ум и облагораживает чувства.
Художественная литература способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников.
Для учеников начальных классов характерно отношение к литературному произведению по двум типам :
- 1 тип отношения - эмоционально – образный – представляет собой эмоциональную реакцию ребенка на центральные образы в произведении,
- 2 тип отношения – интеллектуально – оценочный – связан с анализом произведения, который зависит от жизненного и читательского опыта ученика.
Схема осмысления художественного произведения, которую предложили М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская.
В основу данной схемы положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения. Рассмотрим данную схему наглядно :
Этап работы
Приемы работы
I
Подготовка к чтению. Введение в тему.
II
Первичное целостное восприятие произведения.
III
Проверка первичного восприятия.
IV
I ступень анализа – понимание фактического содержания
V
II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев , оценка поступков.
VI
Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения).
Слово учителя или беседа
Чтение вслух (I класс ) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя.
Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном.
Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя.
Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению.
Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение.
Существует множество различных методик анализа литературы, но я придерживаюсь в своей работе системы, которую выделяют М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева. Она включает в себя:
- умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать «закон щепления» эпизодов;
- умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;
- умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;
- умение осознать идею произведения.
В своей педагогической работе по духовно- нравственному воспитанию , чаще всего по внеурочной работе с детьми, я нередко использую театральные постановки по различным литературным произведениям , так как театр – это необыкновенно волшебный мир искусства, который заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка.
Экспериментальная работа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» (4 класс)
Целью моей внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с помощью литературных произведений на примере театральной постановки служит приобщение детей к духовным и нравственным ценностям и развитие творческих способностей с помощью театральной деятельности.
Задачами , которые я выделила в своей работе по духовно- нравственному воспитанию младших школьников, с помощью литературных произведений на примере театральной постановки, стали следующими:
- сформировать у детей правильные представления о любви, доброте, справедливости, честности, и отрицательного отношения к трусости, хитрости, жестокости, зависти,
- научить детей правильно оценивать свои поступки, поступки других людей, а так же поступки персонажей театрализованной сказки,
- научить детей быть отзывчивыми к родителям и своим сверстникам, развить чувства самоуважения, чувства собственного достоинства, научить их радоваться успехам своих друзей, одноклассников и стремиться придти на помощь любому в трудной жизненной ситуации,
- научить детей моральным ценностям, таких как дружба, отзывчивость, храбрость, взаимопощь,
- сформировать у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива,
- научить справедливо оценивать результаты своей работы и результаты работы своих сверстников, одноклассников.
В основу своей работы я взяла С.Аксакова «Аленький цветочек» и С.Маршака « Двенадцать месяцев »
Основные формы работы, которые я использовала для формирования учебных действий и духовно-нравственного воспитания младших школьников, состоят в следующем:
Задачи:
- научить детей свободно, без стеснения ориентироваться на сцене,
- научить строить диалог со своим партнером по заданной теме,
- запомнить слова (сценарий) героя спектакля,
- развивать внимание, память, фантазию, образное мышление, воображение и интерес к театральному и сценическому искусству,
- Основы театральной культуры:
Задачи:
- познакомить детей с видами театральным искусством,
- ознакомить детей с театральной терминологией,
- познакомить детей с основами актерского мастерства,
- воспитать в детях культуру поведения в театре,
Работа над спектаклем, включающая в себя работу со сказками «Аленький цветочек» и С.Маршака «Двенадцать месяцев»:
Задачи:
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами,
- научить детей находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять данные фразы определенной интонацией,
- научить детей пользоваться интонацией, выражающуюся разными эмоциональными состояниями (радость, грустью, страхом, восхищением, состраданием, жалостью, призрением и др.).
По практической части моей работы можно сделать выводы :
Сказка — это одно из самых доступных средств по формированию в детях духовно — нравственного воспитания. Сказка помогает понять детям, что такое хорошо, а что такое плохо, отличать добро от зла. Из сказок дети получают доступную для них информацию о моральных устоях и нравственных ценностей общества, расширяют кругозор ребенка, развивают его речь, фантазию, воображение, а так же нравственные чувства, такие как доброту, честность, трудолюбие, отзывчивость.
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!!!