СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектной работе по «Духовно-нравственному воспитанию младших школьников через литературные произведения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана к проектной работе по теме «_Духовно-нравственное воспитание младших школьников через литературные произведения».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектной работе по «Духовно-нравственному воспитанию младших школьников через литературные произведения»»

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через литературные произведения» Подготовила: учитель начальных классов Гурьянова Л.Е

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников через литературные произведения»

Подготовила: учитель начальных классов Гурьянова Л.Е

 Цель работы – изучение духовно – нравственного воспитания детей младшего школьного возраста при помощи литературных произведений за 4 класс.  Задачи:  узнать, какое место занимает духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе; выяснить, как литературные произведения помогают в духовно – нравственном воспитании младших школьников, провести экспериментальную работу по духовно - нравственному воспитанию среди младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и С. Маршак «Двенадцать месяцев» (4 класс), подвести итоги экспериментальной работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек», С. Маршак «Двенадцать месяцев» (4 класс) и сделать соответствующие выводы Подвести общий итог по всей работе.

Цель работы – изучение духовно – нравственного воспитания детей младшего школьного возраста при помощи литературных произведений за 4 класс.

Задачи:

  • узнать, какое место занимает духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования на современном этапе;
  • выяснить, как литературные произведения помогают в духовно – нравственном воспитании младших школьников,
  • провести экспериментальную работу по духовно - нравственному воспитанию среди младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и С. Маршак «Двенадцать месяцев» (4 класс),
  • подвести итоги экспериментальной работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек», С. Маршак «Двенадцать месяцев» (4 класс) и сделать соответствующие выводы
  • Подвести общий итог по всей работе.

 В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) особое внимание уделяется «развитию нравственных норм и ценностей школьников, так как центральной, ведущей задачей школы является развитие вcеcторонней развитой личности».  В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) особое внимание уделяется «развитию нравственных норм и ценностей школьников, так как центральной, ведущей задачей школы является развитие вcеcторонней развитой личности».

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" говориться, что «все обучающиеся должны стремиться к нравственному «развитию и cамоcовершенcтвованию», а родители, в свою очеpeдь, должны «заложить основы развития личности peбенка», в том числе и нравственные».

 Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, обществу, государству и всему миру в целом, основываясь на традиционные моральные нормы и нравственные идеалы, осуществляемые в процессе социализации .  Цель духовно- нравственного воспитания детей младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений является социально-педагогическая поддержка в становлении и развитии высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны.

Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, обществу, государству и всему миру в целом, основываясь на традиционные моральные нормы и нравственные идеалы, осуществляемые в процессе социализации .

Цель духовно- нравственного воспитания детей младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений является социально-педагогическая поддержка в становлении и развитии высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны.

 По мнению Баранова С.П., к основным задачам нравственного воспитания относятся :  формирование нравственного сознания;  воспитание и развитие нравственных чувств;  выработка умений и привычек нравственного поведения.  Смыл работы по духовно-нравственному воспитанию  младших школьников в педагогике состоит в том, что бы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где нужна самостоятельность в принятии какого либо решения, а так же нравственный выбор.

По мнению Баранова С.П., к основным задачам нравственного воспитания относятся :

  • формирование нравственного сознания;
  • воспитание и развитие нравственных чувств;
  • выработка умений и привычек нравственного поведения.

Смыл работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в педагогике состоит в том, что бы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где нужна самостоятельность в принятии какого либо решения, а так же нравственный выбор.

 Методы нравственного воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания, это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение с целью выработки у учащихся заданных целью воспитания качеств, таких как чуткость, сопереживание и милосердие, доброжелательности.  Г.И. Щукина выделяет следующие группы методов нравственного воспитания: Метод формирования сознания личности с помощью рассказа, объяснения, этической беседы, примера и другого, Метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации и др.), Метод стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).

Методы нравственного воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания, это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение с целью выработки у учащихся заданных целью воспитания качеств, таких как чуткость, сопереживание и милосердие, доброжелательности.

Г.И. Щукина выделяет следующие группы методов нравственного воспитания:

  • Метод формирования сознания личности с помощью рассказа, объяснения, этической беседы, примера и другого,
  • Метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации и др.),
  • Метод стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).

 Общие причины выбора нужного нам метода нравственного воспитания: Поставленные цели и задачи нравственного воспитания. Цель должна не только оправдывать метод, но и определять его, Возрастная группа учеников, так как одни и те же цели и задачи решаются методами, которые зависят от возраста детей. За возрастной группой подразумевается социальный опыт ребенка, который он приобрел за годы жизни, а так же его уровень развитие нравственных и психологических качеств. Для формирования чувства ответственности подходит любая возрастная группа детей (младший, средний, старший школьный возраст), но методы, в зависимости от возраста должны меняться, Личностные и индивидуальные особенности учеников, то есть использовать такие методы воспитания, что бы давать каждому ребенку развивать свои личные способности, свою индивидуальность и реализовывать собственное «Я», Условия нравственного воспитания, то есть следить за тем, как складываются отношения у школьников в классе, их взаимодействие друг с другом, а так же общий климат в коллективе.

Общие причины выбора нужного нам метода нравственного воспитания:

  • Поставленные цели и задачи нравственного воспитания. Цель должна не только оправдывать метод, но и определять его,
  • Возрастная группа учеников, так как одни и те же цели и задачи решаются методами, которые зависят от возраста детей. За возрастной группой подразумевается социальный опыт ребенка, который он приобрел за годы жизни, а так же его уровень развитие нравственных и психологических качеств. Для формирования чувства ответственности подходит любая возрастная группа детей (младший, средний, старший школьный возраст), но методы, в зависимости от возраста должны меняться,
  • Личностные и индивидуальные особенности учеников, то есть использовать такие методы воспитания, что бы давать каждому ребенку развивать свои личные способности, свою индивидуальность и реализовывать собственное «Я»,
  • Условия нравственного воспитания, то есть следить за тем, как складываются отношения у школьников в классе, их взаимодействие друг с другом, а так же общий климат в коллективе.
 Методы дадут эффективный результат лишь тогда, когда будет учитываться ряд определенных условий. А именно: Все методы, которые будут использоваться преподавателем должны нести гуманный характер, не подвергая ребенка всяческому унижению и не нарушая его прав. Это условия относятся к детям в любом возрасте, Методы должны быть реальными, осуществляемые, и должны нести за собой свое логическое завершение, Методы не должны применятся однотипно ко всем детям и в любой ситуации, так как при несоблюдении данного условия, например, метод убеждения, может стать назидательным и тем самым не будет приносить нужный результат.  Каждый метод воспитания нужно применять тактично, так, чтобы ребенок не чувствовал что его воспитывают. Для этого нужно применять опосредованное воздействие, то есть как можно бережнее относиться к ребенку

Методы дадут эффективный результат лишь тогда, когда будет учитываться ряд определенных условий. А именно:

  • Все методы, которые будут использоваться преподавателем должны нести гуманный характер, не подвергая ребенка всяческому унижению и не нарушая его прав. Это условия относятся к детям в любом возрасте,
  • Методы должны быть реальными, осуществляемые, и должны нести за собой свое логическое завершение,
  • Методы не должны применятся однотипно ко всем детям и в любой ситуации, так как при несоблюдении данного условия, например, метод убеждения, может стать назидательным и тем самым не будет приносить нужный результат.
  • Каждый метод воспитания нужно применять тактично, так, чтобы ребенок не чувствовал что его воспитывают. Для этого нужно применять опосредованное воздействие, то есть как можно бережнее относиться к ребенку
 Художественная литература представляет собой одно их самых сильных средств воздействия на личность, так как несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал, приобщая, тем самым, ребенка к духовному опыту человеческого мира, развивает его ум и облагораживает чувства.  Художественная литература  способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у  младших школьников.

Художественная литература представляет собой одно их самых сильных средств воздействия на личность, так как несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал, приобщая, тем самым, ребенка к духовному опыту человеческого мира, развивает его ум и облагораживает чувства.

Художественная литература способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников.

 Для учеников начальных классов характерно отношение к литературному произведению по двум типам :  1 тип отношения - эмоционально – образный – представляет собой эмоциональную реакцию ребенка на центральные образы в произведении,  2 тип отношения – интеллектуально – оценочный – связан с анализом произведения, который зависит от жизненного и читательского опыта ученика.   Схема осмысления художественного произведения, которую предложили М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская.  В основу данной схемы положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения. Рассмотрим данную схему наглядно :

Для учеников начальных классов характерно отношение к литературному произведению по двум типам :

  • 1 тип отношения - эмоционально – образный – представляет собой эмоциональную реакцию ребенка на центральные образы в произведении,
  • 2 тип отношения – интеллектуально – оценочный – связан с анализом произведения, который зависит от жизненного и читательского опыта ученика.

Схема осмысления художественного произведения, которую предложили М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская.

В основу данной схемы положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения. Рассмотрим данную схему наглядно :

  Этап работы Приемы работы I Подготовка к чтению. Введение в тему. II Первичное целостное восприятие произведения. III Проверка первичного восприятия. IV I ступень анализа – понимание фактического содержания V II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев , оценка поступков. VI Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения).  Слово учителя или беседа Чтение вслух (I класс ) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя. Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном. Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя. Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению. Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение.

Этап работы

Приемы работы

I

Подготовка к чтению. Введение в тему.

II

Первичное целостное восприятие произведения.

III

Проверка первичного восприятия.

IV

I ступень анализа – понимание фактического содержания

V

II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев , оценка поступков.

VI

Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения).

Слово учителя или беседа

Чтение вслух (I класс ) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя.

Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном.

Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя.

Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению.

Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение.

 Существует множество различных методик анализа литературы, но я придерживаюсь в своей работе системы, которую выделяют М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева. Она включает в себя:  умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;  умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать «закон щепления» эпизодов; умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи; умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения; умение осознать идею произведения.

Существует множество различных методик анализа литературы, но я придерживаюсь в своей работе системы, которую выделяют М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева. Она включает в себя:

  • умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
  • умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать «закон щепления» эпизодов;
  • умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;
  • умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;
  • умение осознать идею произведения.

 В своей педагогической работе по духовно- нравственному воспитанию , чаще всего по внеурочной работе с детьми, я нередко использую театральные постановки по различным литературным произведениям , так как театр – это необыкновенно волшебный мир искусства, который заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка.

В своей педагогической работе по духовно- нравственному воспитанию , чаще всего по внеурочной работе с детьми, я нередко использую театральные постановки по различным литературным произведениям , так как театр – это необыкновенно волшебный мир искусства, который заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития ребенка.

 Экспериментальная работа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» (4 класс)   Целью моей внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с помощью литературных произведений на примере театральной постановки служит приобщение детей к духовным и нравственным ценностям и развитие творческих способностей с помощью театральной деятельности.

Экспериментальная работа по духовно - нравственному воспитанию младших школьников при помощи литературных произведений на примере театральной постановки сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев» (4 класс)

Целью моей внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников с помощью литературных произведений на примере театральной постановки служит приобщение детей к духовным и нравственным ценностям и развитие творческих способностей с помощью театральной деятельности.

 Задачами , которые я выделила в своей работе по духовно- нравственному воспитанию младших школьников, с помощью литературных произведений на примере театральной постановки, стали следующими:  сформировать у детей правильные представления о любви, доброте, справедливости, честности, и отрицательного отношения к трусости, хитрости, жестокости, зависти, научить детей правильно оценивать свои поступки, поступки других людей, а так же поступки персонажей театрализованной сказки, научить детей быть отзывчивыми к родителям и своим сверстникам, развить чувства самоуважения, чувства собственного достоинства, научить их радоваться успехам своих друзей, одноклассников и стремиться придти на помощь любому в трудной жизненной ситуации, научить детей моральным ценностям, таких как дружба, отзывчивость, храбрость, взаимопощь, сформировать у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива, научить справедливо оценивать результаты своей работы и результаты работы своих сверстников, одноклассников.

Задачами , которые я выделила в своей работе по духовно- нравственному воспитанию младших школьников, с помощью литературных произведений на примере театральной постановки, стали следующими:

  • сформировать у детей правильные представления о любви, доброте, справедливости, честности, и отрицательного отношения к трусости, хитрости, жестокости, зависти,
  • научить детей правильно оценивать свои поступки, поступки других людей, а так же поступки персонажей театрализованной сказки,
  • научить детей быть отзывчивыми к родителям и своим сверстникам, развить чувства самоуважения, чувства собственного достоинства, научить их радоваться успехам своих друзей, одноклассников и стремиться придти на помощь любому в трудной жизненной ситуации,
  • научить детей моральным ценностям, таких как дружба, отзывчивость, храбрость, взаимопощь,
  • сформировать у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива,
  • научить справедливо оценивать результаты своей работы и результаты работы своих сверстников, одноклассников.

В основу своей работы я взяла   С.Аксакова «Аленький цветочек» и С.Маршака « Двенадцать месяцев »

В основу своей работы я взяла С.Аксакова «Аленький цветочек» и С.Маршака « Двенадцать месяцев »

  Основные формы работы, которые я использовала для формирования учебных действий и духовно-нравственного воспитания младших школьников, состоят в следующем: Театральная игра:  Задачи: научить детей свободно, без стеснения ориентироваться на сцене,  научить строить диалог со своим партнером по заданной теме, запомнить слова (сценарий) героя спектакля, развивать внимание, память, фантазию, образное мышление, воображение и интерес к театральному и сценическому искусству, Основы театральной культуры:  Задачи: познакомить детей с видами театральным искусством, ознакомить детей с театральной терминологией, познакомить детей с основами актерского мастерства, воспитать в детях культуру поведения в театре,

Основные формы работы, которые я использовала для формирования учебных действий и духовно-нравственного воспитания младших школьников, состоят в следующем:

  • Театральная игра:

Задачи:

  • научить детей свободно, без стеснения ориентироваться на сцене,
  • научить строить диалог со своим партнером по заданной теме,
  • запомнить слова (сценарий) героя спектакля,
  • развивать внимание, память, фантазию, образное мышление, воображение и интерес к театральному и сценическому искусству,
  • Основы театральной культуры:

Задачи:

  • познакомить детей с видами театральным искусством,
  • ознакомить детей с театральной терминологией,
  • познакомить детей с основами актерского мастерства,
  • воспитать в детях культуру поведения в театре,
 Работа над спектаклем, включающая в себя работу со сказками «Аленький цветочек» и С.Маршака «Двенадцать месяцев»:  Задачи: развивать навыки действий с воображаемыми предметами, научить детей находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять данные фразы определенной интонацией, научить детей пользоваться интонацией, выражающуюся разными эмоциональными состояниями (радость, грустью, страхом, восхищением, состраданием, жалостью, призрением и др.).

Работа над спектаклем, включающая в себя работу со сказками «Аленький цветочек» и С.Маршака «Двенадцать месяцев»:

Задачи:

  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами,
  • научить детей находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять данные фразы определенной интонацией,
  • научить детей пользоваться интонацией, выражающуюся разными эмоциональными состояниями (радость, грустью, страхом, восхищением, состраданием, жалостью, призрением и др.).
 По практической части моей работы можно сделать выводы :  Сказка — это одно из самых доступных средств по формированию в детях духовно — нравственного воспитания. Сказка помогает понять детям, что такое хорошо, а что такое плохо, отличать добро от зла. Из сказок дети получают доступную для них информацию о моральных устоях и нравственных ценностей общества, расширяют кругозор ребенка, развивают его речь, фантазию, воображение, а так же нравственные чувства, такие как доброту, честность, трудолюбие, отзывчивость.

По практической части моей работы можно сделать выводы :

Сказка — это одно из самых доступных средств по формированию в детях духовно — нравственного воспитания. Сказка помогает понять детям, что такое хорошо, а что такое плохо, отличать добро от зла. Из сказок дети получают доступную для них информацию о моральных устоях и нравственных ценностей общества, расширяют кругозор ребенка, развивают его речь, фантазию, воображение, а так же нравственные чувства, такие как доброту, честность, трудолюбие, отзывчивость.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!!!

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!!!