«Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения как одно из условий формирования коммуникативной компетентности»
Автор: Шитикова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ№40» г. Нижневартовска
Актуальность
- Актуальность данного проекта определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
- Актуальность проекта для школы заключается в том, что он разработан и апробирован в рамках «Программы развития школы» и ее подпрограммы «Одаренные дети», реализующихся в образовательном учреждении.
Цель проекта:
- определение влияния практического применения проектно-исследовательской деятельности на формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках русского языка.
Задачи проекта :
- изучить методическую и соответствующую литературу;
- вовлечь учащихся в практическую проектную деятельность как фактор личностного развития школьников;
- разработать авторский учебный модуль «Проектная деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время в начальной школе»;
- разработать методические рекомендации обучающимся, коллегам и родителям по организации проектной деятельности;
- провести мониторинг исследования;
- обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.
Гипотеза: предположим, что использование проектной методики на уроках русского языка и во внеурочное время в работе с младшими школьниками обеспечивает высокий уровень сформированности коммуникативных компетенций обучающихся.
Предмет исследования: проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование коммуникативных компетенций.
Планируемые результаты:
- Обеспечение качества знаний обучающихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
- рост числа призёров олимпиад и конкурсов различного уровня;
- осознание учащимися многообразия образовательной среды;
- рост личностных качеств и компетенций обучающихся;
- формирование языковой, личностной и социальной культуры учащихся;
- приобретение детьми опыта самостоятельного выбора, исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного результата.
Образовательный модуль
Информационный блок
Методический блок
1.Статьи, доклады, публикации.
Исполнительский блок
1. Программа курса «Учимся основам проектирования».
2.Педагогический проект «Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций».
Контролирующий блок
1. Сценарии уроков,
2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников.
индивидуальных занятий.
1. Анкеты, тесты,
2. Банк ученических
2. Результаты мониторинга.
Контрольные вопросы.
проектов.
Портфолио ученика.
Портфолио учителя.
Портфолио проектной работы.
«Проектная деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время в начальной школе»
В рамках реализации проекта разработаны:
- Методические рекомендации для учащихся по созданию учебного проекта. Приложение №1.
- «Правила успешной проектной деятельности для учащихся». Приложение №2.
- План действий учащихся в проекте. Приложение№3.
Практическая значимость :
- 1) обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода;
- 2) предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования;
- 3) позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ);
- 4)позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы.
Типы проектов, разработанных и реализованных учащимися
Типы проектов
Исследовательские
Краткосрочные
Игровые,
Среднесрочные
«Значение «волшебных слов» в нашей речи».
Литературно - музыкальная композиция «Песня в солдатских шинелях».
Долгосрочные
«Югра глазами детей»
«Илья Муромец: былинный герой или реально живший человек?»
Творческие
ролевые
Инсценировка басен И.Крылова.
«Алло, мы ищем таланты».
1. Дизайн дверей кабинета к новогоднему
«Моя родина - Югра!»
Социальные
«Вредная еда-миф или реальность?».
литературные проекты «Главное наше богатство - это люди»
1.«Подарок маме».
Инсценировка лингвистических сказок.
«Ими гордится школа».
празднику.
2. « Классная газета».
1.«Безопасная дорога в школу».
Фотоотчет «Портфолио класса», 2010-2012гг.
2.Первоапрельский коллаж.
«Вклад югорчан в Победу в Великой Отечественной войне».
3. «Альбом любимых литературных героев»
1.«Польза и вред жвачки»
3. Первоапрельская презентация.
4. Издание книжек- малышек.
4.Творческий проект «Новогодняя открытка»
2.«Милосердие-путь к доброте».
Проектирование на уроке
Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы
Проект, реализуемый на одном из этапов урока
Учебный исследовательский проект.
Проект, реализуемый в течение одного урока
«Многозначные слова».
На этапе актуализации:
Вопросы викторины по изученной теме.
На этапе формирования новых знаний, умений:
Лаборатория слова
презентация информационного проекта;
(русский язык, «Этимология слова хлеб»).
виртуальная экскурсия.
работа со словарем;
Создание текста по предложенной теме.
Деловая игра (русский язык «Юный корректор», 4 класс);
ассоциациативные ряды.
На этапе закрепления: создать текст.
Система проведения уроков, 4 класс
н/п
1
Программный материал
Синтаксис и пунктуация.
2
Тема проекта
Время представления проекта
Простое предложение.
Синтаксис и пунктуация.
3
Вид проекта
Октябрь
Знаки препинания в сложных предложениях.
Части речи.
4
Исследовательский
Части речи.
Декабрь
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных
5
Связь прилагательного с существительным.
Исследовательский
Февраль
Наречие.
Информационный
Апрель
Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки.
Исследовательский
Май
Информационный
К а р т а
Этапы работы над проектом
Формируемые компетенции
Этап выбора темы, целеполагания.
Формирование грамотности, языковой и речевой компетентности учащихся; познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, формирование умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать нужный ответ.
Этап сбора информации
Формирование умений находить необходимую информацию, выделять главное, составить конспект, план, овладение навыками самоанализа, самооценки
Этап обработки информации
Формирование познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.
Этап исследования.
Формирование способностей учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.
Этапы анкетирования
Формирование способностей учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.
Этап оформления проектной работы.
Формирование познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, оформления научных статей и исследовательских работ
Этап защиты проекта
Формирование способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности; овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Проектная деятельность
Достоинства
Недостатки
Создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:
- увеличение умственной нагрузки;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
- существование риска неудачного выполнения работы;
- повышение эмоциональной нагрузки;
- нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
Значение проектной деятельности :
Для ученика:
- Значение проектно - исследовательской деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.
Для учителя:
- Значение проектно - исследовательской деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования учащегося.
Педагогический проект
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
ПАРТНЕРЫ
- Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Начальная школа», воспитатели), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 25- 30 человек. Возраст – 6-11 лет.
- Обучающиеся (ученики младших классов) 1-4 классы.
- Родители учащихся.
- Администрация школы.
- Школьное научное общество учащихся.
- Члены городского методического объединения учителей начальных классов.
Р е с у р с ы
Программно-методические ресурсы :
рабочие учебные программы, написанные на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа факультатива «Основы исследования и проектирования в начальной школе» для обучающихся 4 классов.
Материально-технические ресурсы:
имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Цифровые образовательные ресурсы :
Информационно-методическая среда:
Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», альманах фестиваля ученических проектов «Грани познания» и другие.
Нормативно-правовые ресурсы :
теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
Мотивационные ресурсы :
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
система морального и материального поощрения.
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
4. Программа модернизации «Новая школа Югры».
Перспективы дальнейшего развития проекта
- В настоящее время мой педагогический проект вышел на очередную ступень развития. На базе КУ «НОСШ» мною разработана и апробируется в течение двух лет программа внеурочной работы «Учимся основам проектирования».
- На этапе создания находится сайт для организации и проведения дистанционного мастер - класса по проектированию для школьников в рамках деятельности школьного научного общества.
- Запланирована мною разработка и выпуск учебной брошюры «Основы проектно - исследовательской работы для младших школьников» для работы с одаренными детьми.