Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила: Соловьёва Мария Александровна
Информационная карта проекта
Название проекта
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Территория
реализации проекта
Тип проекта
Сроки реализации
МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина г.Ржева
Участники проекта
Долгосрочный, учебный год
Учащиеся 1 - 4 классов (7 - 10 лет), учитель-логопед,педагог-психолог,классные руководители, родители.
Направление
проекта
Краткое
содержание
проекта
Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения навыками практического общения в различных жизненных ситуациях
В основе идеи проекта лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию мероприятий для развития речевых способностей уч-ся через игру, развитие умения слушать, перерабатывать информацию, умение высказываться. В систему коррекционной работы включены игры, тренинги, инсценировки сказок.
Ресурсы
проекта
Кадровые : учитель-логопед, педагог-психолог, классные руководители,
Материально-финансовые : грамоты, мультимедиа аппаратура, интернет
Актуальность проекта
Необходимость эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов, развитие речемыслительной деятельности, предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника
Цели и задачи проекта:
- Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
- Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;
- Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.
Механизм реализации проекта
Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями.
Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.
Этапы работы:
- Подготовительно-информационный : сбор информации.
2. Практический-познавательный :подготовка, разработка, планирование мероприятий.
3. Реализация проекта : реализация деятельности.
4. Рефлексия, подведение итогов : анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
1 Этап
-Календарно-тематический план на месяц
-Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами
-Методы и приёмы развития коммуникации
Календарно-тематический план на месяц
Дата
Тема
1 неделя
Задачи работы с детьми
Владение речью — средство общения и культуры
2 неделя
Прогнозируемые результаты
3 неделя
Учить владеть речью, как средством общения и культуры
Невербальные средства общения
4 неделя
Рук как средство коммуникации
Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении
Уметь владеть речью
Уметь общаться
Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами
Побуждать детей к речевому высказыванию
Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации
Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий
Уметь высказываться по результатам действий
Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами
модель взаимодействия с другими педагогами
Методы и приёмы развития коммуникации
Наглядные
- Наглядные
- Наглядные
- Наглядные
Словесные
- Словесные
- Словесные
- Словесные
Практические
- Практические
- Практические
- Практические
Метод наблюдения:
-непосредственное наблюдение,
-экскурсии,
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): -рассматривание картин и предметов
1. Чтение и рассказывание художественных произведений.
2. Заучивание наизусть
3. Пересказ
4.Обобщающие беседы
5. Рассказывание без опоры на наглядный материал
1. Дидактические игры
2. Игры-драматизации
3. Инсценировки
- 1. Дидактические игры 2. Игры-драматизации 3. Инсценировки
- 1. Дидактические игры 2. Игры-драматизации 3. Инсценировки
- 1. Дидактические игры 2. Игры-драматизации 3. Инсценировки
1 этап (Подготовительно-информационный) :
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
2 Этап
-Перечень методик коммуникативного развития
- Картотека коммуникативных игр
-Методики по речевому развитию
Перечень методик коммуникативного развития
1. Обучение в сотрудничестве, работа в парах.
2.Коммуникативная компетентность.
3. Работа с художественной литературой.
4. Занятие искусством, самодеятельностью.
5. Посещение театра.
6. Диалог: взрослые — дети
Картотека коммуникативных игр для младших школьников (7-10 лет)
4 направления:
I. Умение активно слушать («Расследование»)
II. Умение сотрудничать ( «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк». «Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка», «Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост дракона»)
III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми меня», «Позвони другу», «Подарок на всех». «Я — режиссёр»)
IV. Умение правильно перерабатывать информацию ( «Ситуации» )
Методики по речевому развитию
НАЗВАНИЕ
ЗАДАЧИ
Наглядные
- использование изобразительной наглядности
Наблюдение
Словесные
-Рассказ
- беседа
Практические
Дидактические игры
дидактические упражнения
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение связной речи.
Формирование грамматического строя.
Обогащение и активизация словаря .
Воспитание звуковой культуры речи.
ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ
Дифферинцировать все изученные звуки.
Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи.
Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении.
Вывод:
Задачи направлены на:
1. накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности.
2.воспитание культуры поведения детей.
3.развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.
Рекомендации:
Слушайте звуки и шумы. Давайте ребёнку возможность говорить и отвечать на вопросы.
Содержание и формы деятельности:
- Жеребьёвки и считалки
- Небылицы-перевёртыши
- Докучные сказки
- Приговорки и заклички
- Рисование и музыка в игровой деятельности
- Художественно-игровая деятельность в алгоритме режима дня младшего школьника
- Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические и подвижные игры
Реализация проекта
«Развитие речи через коммуникативные игры»
3 Этап
-Праздник для родителей
-Оформление стенда (график мероприятий, рисунки, рефераты, плакаты)
-Разработка буклетов
-Коммуникативные игры с детьми
Каждый класс на
перемене показывает игры :
- «Клеевой ручеёк»
- «Весёлая сороконожка»
- «Лебедь, рак и щука»
- «Газета»и др.
Игры
Проведение игр
во время классных мероприятий, на занятиях с учителем-логопедом,педагогом-психологом:
- «Ситуации»
- «Позвони другу»
- «Микрофон»
- «Прессконференция»и др.
Игры
Праздник для родителей
Разработка буклетов «Рекомендации педагогам и родителям»
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
4 Этап
-Рефлексия,
подведение итогов
Ожидаемые результаты:
- Обогащение, активизация словаря детей.
- Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями.
- Формирование речевых умений и навыков.
- Развитие речевого дыхания, слухового внимания.
- Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды.
- Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.
Выводы:
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей младшего школьного возраста
Спасибо
за внимание !