Родительское собрание для родителей учащихся 6 класса
«Роль самооценки в личностном развитии подростка»
Задачи:
- познакомиться со значением самооценки подростков для их личностного развития;
- определить эффективные способы взаимодействия с подростками, способствующие формированию адекватной самооценки.
- «Самооценка человека - это его самоощущения, отношение к себе»;
- «Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует»;
- «Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей».
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира , его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному «Я», уникальному и неповторимому.
По данным психологов, для подростков в начале переходного возраста характерно снижение самооценки, отрицательное отношение к своим качествам , причем именно к тем, которые кажутся наиболее важными. Подростки делаются застенчивыми, растет убеждение, что родители, учителя и товарищи хуже к ним относятся. Источник подобных трудностей - в сложности и противоречиях процессов формирования «Я - образа».
Психологические особенности становления самооценки в подростковом возрасте
На первой стадии подросткового периода, в 12-13 лет , критическое отношение ребенка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении . Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к «идеальному Я».
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности . Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости . Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью .
Подростки с адекватной самооценкой лучше учатся , у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус . Такие дети имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения .
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям
Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение, социальное принятие . Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие - со стороны сверстников.
Учебные успехи , учительские оценки влияют на самооценку , повышая ее. Но и самооценка в свою очередь повышает вероятность успеха благодаря уверенности ребенка в своих силах .
Влияние родителей на самооценку подростка заметно снижается и повышается влияние сверстников . Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».
Существует два вида стиля общения родителей с детьми - симметричный и асимметричный , различным образом влияют на самооценку подростков. Симметричный стиль предполагает общение членов семьи на партнерских началах . Такое общение способствует формированию у ребенка самоуважения.
Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений , что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного отношения к самому себе.
Что характерно для людей с низкой самооценкой?
1. Становятся жертвами обстоятельств (они ожидают угрозы и ее получают).
2. Держат себя за стеной недоверия (в подсознании у них психологические барьеры), оказываются в мучительном состоянии одиночества и изоляции, мучаются комплексами неполноценности.
3. Становятся апатичными, вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что их окружает.
4. Таким людям трудно четко мыслить и принимать самостоятельные решения.
Существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте. Какие можно дать рекомендации родителям ?
- Не превращайте всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
- Делайте все, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял себя напоказ.
- Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский опыт и мудрость - важнейший источник поддержки и помогают в решении нелегких жизненных проблем.
- Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка.
- Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.
Рекомендации для родителей детей с неадекватно завышенной самооценкой:
- Щадящий метод «постепенного отрезвления»
В следующий раз, после того как порция привычных дифирамбов уже влилась в уши вашего чада, обратите его внимание на те стороны ситуации, которые оставляют желать лучшего.
2. Ребенок с завышенной самооценкой очень часто переоценивает свои возможности, из-за постоянной «ситуации успеха».
Это происходит, когда родители постоянно играют в поддавки (только чтобы сделать приятное ребенку), и ставят перед ним слишком легкие задачи. Ребенок быстро и легко разрешает задачу и, исходя из такого опыта, приходит к выводу о своих выдающихся способностях. Если ребенок хотя бы иногда не сможет выиграть, или если дать ему такое задание, выполнение которого потребует от него определенных усилий, он поймет, что не все так просто.
Бывает так, что ребенок цепляется за свое звездное положение, то есть сознательно не хочет адекватно себя оценить, признать тот факт, что у него что-либо не получилось, не удалось. Ребенок твердит, что это он выиграл, (а если и проиграл, то лишь потому, что другие играли нечестно), что задание с которым он не справился, было глупое, неинтересное, и что он не очень то и хотел его выполнять.
Здесь на лицо страх «потерять свою корону», он боится признать свою неидеальность . Почему? Да потому что он думает , что вместе с «понижением его в должности» произойдет и утрата любви родителей.
Задача родителей – убедить своего ребенка, что вы любите его в любом случае, со всеми успехами, неудачами. Что он для вас самый лучший на свете.
Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, а в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
Возвращаясь к вышесказанному, еще раз подчеркну, что адекватная самооценка - это залог успешности обучения, социальных контактов и психологического статуса ваших детей.
Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак (польский педагог)