ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Семинар-практикум «ПРАВОВОЕ АССОРТИ»
Подготовила:
Гончарова Т.С.,
Старший воспитатель
«Ни тот дурак, кто не знает свои права, а тот, кто не умеет ими пользоваться».
Римская поговорка
Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.
В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.
В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА:
Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году)
Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в 1990 года)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА:
Конституция ДНР (принята 14.05.2014 года)
Гражданский кодекс ДНР (принят 13.12.2019 года)
Уголовный кодекс ДНР (принят 19.08.2014 года)
Семейный кодекс ДНР (принят 17.07.2020 года)
Закон ДНР «Об образовании» (принят 19.06.2015 года)
21 век - Век ребёнка
1 июня - Международный день защиты детей
4 ноября – День народного единства
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
14 мая – День Конституции ДНР
ПРАВОВЫЕ ДАТЫ В КАЛЕНДАРЕ
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
10 декабря – День прав человека
1
- Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей)
- Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей)
2
- Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг)
- Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг)
3
- Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов)
- Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов)
ПРАВА РЕБЕНКА МОЖНО ОБЪЕДИНИТЬ В ГРУППЫ:
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ –
процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
ЭТАПЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
- обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
- обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
I этап (младший дошкольный возраст)
- продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки.
- продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей;
- формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки.
II этап (средний дошкольный возраст)
III этап (старший дошкольный возраст)
- формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
- формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
НАЧИНАТЬ ОСВАИВАТЬ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ЦЕЛЕСООБРАЗНО СО СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В этом возрасте (4-5 лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию.
Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.
С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
УСЛОВИЯ ПРАВОВОГО (НРАВСТВЕННОГО) ВОСПИТАНИЯ
Моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия; личные качества (педагогический такт, педагогическая зоркость, оптимизм).
Средства воспитания (художественные средства, природа, собственная деятельность детей, окружающая ребенка обстановка).
Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых знаний, нравственно-патриотического воспитания, уголок семьи.
Организация совместной деятельности детей и взрослых: игры (словесные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, пальчиковые, музыкальные).
ВИКТОРИНА
«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
«Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы»
(Нарушено право на особую защиту неполноценных в физическом отношении детей. Ст. 23 : неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества).
ВИКТОРИНА
«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
- «Матушка, сестры, можно ли мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»
(Нарушено право на отдых. Ст. 31 : право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
ВИКТОРИНА
«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры».
(Нарушено право на индивидуальность, ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи).
ВИКТОРИНА
«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
«И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый!
– Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец.
– Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит, он говорит правду»
(Статья 13 Право ребенка свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка).
ВИКТОРИНА
«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
- «Ничего! Ничего! – сказала фрекен Бок. – У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми».
(Статья 19. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления).
ВИКТОРИНА
«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
«Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — ещё до свету… Ничем старухе не угодишь — всё не так, всё худо».
(Нарушено право на защиту от экономической эксплуатации, ст32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).