Просмотр содержимого документа
«Презентация к сообщению "Развитие познавательных интересов на уроках русского языка и литературы посредством творческой, практической деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС"»
Тема: Развитие познавательных интересов на уроках русского языка и литературы посредством творческой, практической деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС
Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».
Педагогические технологии :
личностно ориентированное обучение (И.С.Якиманская),
Здоровьесберегающие технологии,
технология проблемного обучения (Дж. Дьюи),
Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
игровые технологии и т.д.
Приём «Инфознайка»
- Необычные, удивительные сведения, например, о языке, об истории происхождения слова, фразеологизма или о другой информации, с которой могут выступить заранее подготовленные ученики
Приём «Раз, два, три – говори!» Замените словосочетания одним словом с нужным суффиксом.
- Музыкант, играющий на трубе. Хитрый человек. Житель Тулы. Смелый человек. Тот, кто богат на выдумки. Любящий мечтать. Тот, кто любит шутить. Участник игры. Тот, кто пашет землю. Сельский житель. Житель Харькова. Специалист по химии. Детёныш орла. Житель Томска. Момент бросания мяча. Женщина-повар. Собирающий коллекцию. Болтливая девочка. Берёзовая роща. Гриб, растущий под березами. Свойство доброго человека. Машина для молотьбы. Свойство чего-либо нового. Качество хвастливого человека. Синоним слова стройка. Существительное от глагола электрифицировать.
Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов.
Дует ветер
По-весеннему радостно, шелестя первыми зелёными листочками, дует весёлый ветер. В поле, на открытом пространстве, не защищённом деревьями, дует холодный, пронизывающий ветер.
Творческое задание
Первое Второе
Округа – 1 Красная - ?
Порода - ? Серая – Ш
Приход - 3 Белый – К
Игра «Серпантин одной фразы»
- 1-й - Я собираюсь.
- 2-й - Я собираюсь в лес.
- 3-й - Я собираюсь в лес с друзьями.
- 4-й - Я собираюсь в лес с друзьями на лыжную прогулку.
Игра «Посади сад».
- Соберите в саду деревья, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
- ( Липа, береза, сосна, вишня, яблоня, груша, пихта, осина, ель, кипарис, ива, туя и другие).
Задача
- «Мы с семьёй отправились в путешествие на машине . За два дня наш автомобиль должен пройти 480 километров. Ух, и здорово же было! За первый день мы проехали 280 км. Остановились на ночлег на берегу красивой речки, у раскидистой ивы. Мы ужинали у костра, пели песни под гитару, искали на ночном небосклоне Млечный путь, знакомые нам созвездия. Сколько же нам осталось пройти на следующий день?»
- -Правильно ли ребёнок составил задачу?
- - Какие ошибки ,связанные с незнанием стилей русского языка ,он допустил? Исправьте ошибки, допущенные мальчиком.
- - Прочитайте задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики.
- - Что вы уберёте из текста совсем? Какие предложения переделаете?
Игра с разноцветными карточками
Ассоциации
- Тема«Образ Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова» (8 класс) предлагаю написать на листе бумаги (каждый индивидуально) слово «Кавказ» (ассоциации по цвету, запаху, ощущению).
- Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам (к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко»). Что представил?
«Маленькие сочинения»
- Группа №1 - имена существительные.
- Группа №2 - только глаголы.
- Группа №3 – все части речи.
- Учитель. Скоро Новый год. Самый волшебный и замечательный праздник. Я предлагаю Вам в группах написать небольшое письмо Деду Морозу с просьбой исполнить Ваши самые заветные желания. Но, с одним условием.
- Группа №1 будет писать письмо, используя только имена существительные.
- Группа №2 – используя только глаголы.
- Группа №3 – используя все части речи.
- Поймёт ли Дед Мороз, прочитав 1 и 2 письма, когда, кто, где, кому, какой подарок хотят получить участники 1 и 2 групп? Как вы думаете?
Лексический диктант. Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы ы-и после ц”.
- 1. Женщина, умеющая гадать по руке, живущая в таборе.
- 2. Как называют плоды апельсинов, мандаринов, лимонов?
- 3. Пластина с цифрами, по которой перемещаются стрелки.
- 4. Инструмент для вычерчивания окружностей и дуг.
- 5. Определенная ступень развития общества.
- 6. Устаревшее название профессии “парикмахер”.
- 7. Прикрикнуть на кого-то с угрозой.
- 8. Животные, которые пасутся стадами. (мн.ч.)
- 9. Птенец, вылупившийся из куриного яйца.
- 10. Транспортное средство, похожее на мопед, только мощнее.
Диктант-кроссворд Запишите ответы на вопросы в виде отдельных слов на правило “Буквы о-ё после шипящих в корне”.
- . Что ела Свинья, героиня басни “Свинья под дубом”?
- 2. Маленькая лодочка.
- 3. Цвет, противоположный белому.
- 4. Предмет, помогающий почистить одежду.
- 5. Часть прически или стрижки, закрывающая лоб.
- 6. Синоним к прилагательному “ несвежий” (хлеб).
- 7. Повреждение кожного покрова в результате пожара.
- 8. Кислая ягода с небольшими шипами.
- 9. Лёгкая, струящаяся ткань.
- 10. Насекомое, дающее мёд (с суффиксом -к-).
Продолжи текст
- Заглянешь в воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь и на огонёк приплывали яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки.
«О чём они шепчутся?»
Нетрадиционное домашнее задание
- - составление кроссвордов, ребусов, сказок,
- -подборка загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков,
- -подготовка иллюстраций к литературным произведениям,
- - исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);
- - наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
- - подготовка словарных диктантов;
- - составление конспекта, опорных таблиц и др.
- - приём «Нарисуй правило!» и др.
- «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
- Антуана де Сент- Экзюпери
Литература
- Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. - С.53-56.
- Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.
- Винокурова ,Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37
- Гончаров, С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005.- № 1.- С. 76-84.
- Дружинин, В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – С.101-109.
- Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51
- Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. - С.99-101.
- Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.
- Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. – 2006. - № 3. – С. 48-57.
- Мельников, Л. Активизируйте свои способности. // Наука и религия.- 2003.- № 8. – С. 51-52.
- Новлянская, З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
- Симановский, А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. - № 4. - С. 215-222.
- Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320 с.
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!