« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»
Б.Шоу
Технология деятельностного метода в условиях малокомплектной школы
Из опыта работы
учителя математики Касимовой А.Г.
Цели сообщения
- Показать преимущества и недостатки применения технологии деятельностного метода в условиях малокомплектной школы.
- Привлечь внимание единомышленников к решению проблем, возникающих при работе.
Технология деятельностного метода
творчества
психологической комфортности
Дидактические принципы
вариативности
целостного представления о мире
минимакса
деятельности
непрерывности
Последовательность деятельностных шагов
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Постановка учебной задачи
- Построение проекта выхода из затруднений
- Первичное закрепление во внешней речи .
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности
Урок «открытия» нового знания ОНЗ
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. формирование способности учащихся к новому способу действия
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- формирование способности учащихся к новому способу действия
ТИПЫ УРОКОВ
Урок рефлексии Р
- коррекция и тренинг изученных понятий формирование способности к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы
- коррекция и тренинг изученных понятий
- формирование способности к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы
Урок развивающего контроля РК
- формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
- формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции
- контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
- контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Урок «открытия» нового знания ОНЗ
Тема урока : «Умножение дробей»
Цель урока:
1 ) сформировать представление об умножении дробей и способность к его выполнению;
2 ) повторить и закрепить понятия простого и составного числа, сокращение дробей, решение задач на площадь прямоугольника
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа :
включить учащихся в учебную деятельность;
определить содержательные рамки урока
продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа:
- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
- актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала
- зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и определения;
сокращение дробей, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, периметр и площадь прямоугольника
сравнение, анализ, обобщение;
Справочные таблицы
23) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти площадь прямоугольника, стороны которого выражены обыкновенными дробями.
2 . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа:
- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
- актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала
- зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и определения;
- зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
- зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти площадь прямоугольника, стороны которого выражены обыкновенными дробями
Справочные таблицы
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: формулу нахождения площади знаем, а правила умножения дробей не знаем.
2) согласовать цель и тему урока: вывести правило умножения дробей, научиться умножать дроби, тема урока: «Умножение дробей».
4. Построение проекта выхода из затруднения
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Алгоритм действий
4 . Первичное закрепление во внешней речи
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
5 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм умножения дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки
6. Включение в систему знаний и повторение
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование формулы площади квадрата, прямоугольника, объём куба, прямоугольного параллелепипеда, квадрат и куб числа, с использованием алгоритма умножения дробей;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: построение математических моделей, решение задач методом перебора
Организация самостоятельной работы
Подробный образец
Самостоятельная работа
- 1) 16 x – 7 x – 2 x = x (16 – 7 – 2) = 7 x ;
16 х – 7 х – 2 х ;
- 2) Построй математическую модель задачи и найди ответ при данных значениях букв:
Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12
«В 5 банок разложили х кг варенья. Сколько банок потребуется, чтобы разложить у кг варенья?
( х = 15; у = 36)»;
Ответ: 12 банок.
- 3) Построй математическую модель задачи и ответь на поставленный вопрос:
«Катя, Ира и Лена вместе собрали 35 стаканов малины. Ира собрала в 2 раза больше малины, чем Катя, а Лена – в 4 раза больше, чем Катя. Сколько малины собрала каждая девочка?»;
7 x = 35;
x = 35 : 7;
x = 5
2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;
4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.
Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов
Эталон самостоятельной работы
- Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания, ac – bc = c(a – b)
- Количество варенья в одной банке.
- 1) 1) 16 x – 7 x – 2 x = x (16 – 7 – 2) = 7 x ;
- Чтобы найти значение данного выражения , надо вместо букв подставить соответствующие им значения
y : ( x : 5)
- 2 1
- Если y = 36, x = 15, то 36 : (15 : 5) = 12
1) 15 : 5 = 3;
2) 36 : 3 = 12
Ответ: 12 банок.
35 ст.
Лена Катя Ира
- Чтобы найти целое надо сложить части:
- Используем распределительное свойство умножения относительно сложения, ac + bc = c(a + b)
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель
- Катя нашла 5 стаканов малины .
- Она собрала в 2 раза больше Кати .
- Она собрала в 4 раза больше Кати
x 2 x 4х
- x + 2 x + 4 x = 35;
- x (1 + 2 + 4) = 35;
7 x = 35;
- x = 35 : 7;
- x = 5
- 2•5 = 10 (ст.) – собрала Ира;
- 4•5 = 20 (ст.) – собрала Лена.
Ответ: Катя собрала 5 стаканов, Ира – 10 стаканов, Лена – 20 стаканов.
Преимущества
- Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- Ведется подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действия.
- Выявление места затруднения , его причины , постановка цели урока ведется самими учащимися.
- Учащиеся самостоятельно устанавливают алгоритм выполнения заданий, формулируют новые определения, строят схемы, способствующие запоминанию логической цепочки действий и развитию памяти в целом.
- Решение типовых заданий на новый способ действия ведется с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства, что способствует развитию речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и образцу способствует созданию ситуации успеха, предоставлению возможности учащимся выявить причины ошибок и исправить их
- Включение нового способа действий в систему знаний , полученных ранее способствует доводить до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок на подготовку следующих тем.
- Проводится самооценка результата деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия .
Преимущества для работы учителя
- Возможность эффективно организовать самостоятельную работу учащихся с неоднократной самопроверкой
- Возможность учителю руководить работой каждого учащегося по исправлению ошибок в процессе выполнения действий на каждом этапе урока.
- Возможность подготовить дидактический материал для каждого учащегося
- Возможность проверить умение каждого ученика проговаривать правила, определения понятий и алгоритм действий.
- При выполнении работы учащиеся учатся самостоятельно выявлять ошибки.
- Самопроверка на каждом этапе позволяет созданию ситуации успеха, развитию уверенности в своих силах.
Проблемы
- Не всегда воспроизводятся знания , умения навыки ,достаточные для построения нового способа действий.
- При недостаточно развитых мыслительных операциях, памяти, внимания и т.д. возникают трудности в подготовке мышления учащихся к усвоению нового способа действий.
- Недостаточно развитые умения и навыки чтения и письма приводят к возникновению большого количества ошибок, которые не выявляются учащимися в ходе самоконтроля .
- При небольшом количестве учащихся нельзя организовать групповую работу
Недостатки
- В классе, учащиеся которого имеют слабую математическую подготовку, невозможно организовать взаимопроверку при работе в паре.
- При подготовке к уроку следует тщательно отбирать материал с учетом выявленных пробелов.
- Большая затрата времени на разъяснение терминов и понятий , встречающихся в текстах задач и упражнений, вследствие недостаточно развитого кругозора и уровня развития речи