СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к статье "Мониторинг в работе с семьей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к статье "Мониторинг в работе с семьей"»

Диагностика и мониторинг в работе с семьей МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска»  Макарова Е.В. 23.03.2018

Диагностика и мониторинг в работе с семьей

МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска»

Макарова Е.В.

23.03.2018

Важно Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов.  Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы: • Что я хочу получить в результате диагностики? • Как я буду работать с полученным материалом? • Что может измениться в лучшую сторону, если  такая диагностика будет проведена?

Важно

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов.

Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

• Что я хочу получить в результате диагностики?

• Как я буду работать с полученным материалом?

• Что может измениться в лучшую сторону, если

такая диагностика будет проведена?

Алгоритм проведения мониторинга  определить цель мониторинга – т.е., что необходимо выявить, узнать, проверить, определить, получить информацию…  определить субъектов мониторинга (детей, родителей, мед.работников…)  подобрать и подготовить соответствующие методики изучения и обработки информации – тесты, анкеты, наблюдения , контр. работы…  провести исследования  обработать и проанализировать результаты, выявить проблемы и тенденции  определить коррекционную работу,  провести коррекционные мероприятия

Алгоритм проведения мониторинга

  • определить цель мониторинга – т.е., что необходимо выявить, узнать, проверить, определить, получить информацию…
  • определить субъектов мониторинга (детей, родителей, мед.работников…)
  • подобрать и подготовить соответствующие методики изучения и обработки информации – тесты, анкеты, наблюдения , контр. работы…
  • провести исследования
  • обработать и проанализировать результаты, выявить проблемы и тенденции
  • определить коррекционную работу,
  • провести коррекционные мероприятия

Алгоритм проведения мониторинга психолого-педагогическая диагностика коррекционные мероприятия анализ результатов выявление проблемы

Алгоритм проведения мониторинга

психолого-педагогическая диагностика

коррекционные мероприятия

анализ результатов

выявление проблемы

Методики изучения семьи

Необходимая информация

Правовая, психолого- педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания

Методы и методики

Анкетирование и тестирование родителей.

Наблюдение.

Беседы с родителями.

Обсуждение педагогических ситуаций.

Деловые и сюжетно-ролевые игры.

Психолого-педагогическое консультирование.

Тренинги, практикумы…

2) Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

Необходимая информация

Социально-демографическая характеристика семьи:

Методы и методики

- социально-демографический портрет семьи;

Анкеты и тесты для родителей

- организация и принципы семейного воспитания;

Сочинения и рисунки учащихся

- взаимоотношения родителей со школой.

Сочинения родителей.

Педагогические консилиумы.

Посещение семьи.

Психолого-педагогическое консультирование

Методика незаконченных предложений.

Направления взаимодей-ствия с семьей

3) Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика)

1) Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика)

Необходимая информация

- Информационные запросы родителей;

Методы и методики

Анкеты для родителей.

- ориентация родителей в сфере образования,

- наличие свободного времени,

Беседы с родителями.

материальных и профессиональных возможностей

Дискуссионные собрания.

Проведение «круглых столов».

Необходимая информация

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Методы и методики

Наблюдение.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных предложений.

Беседы с родителями.

4) Внутришколь-

ный мониторинг (итоговая диагностика)

4

Важно знать

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Педагогу важно соблюдать следующие правила:

  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
  • Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем. Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.
  • Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
  • Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
  • Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
  • Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Изучение и сопровождение семьи 1) социально-демографический портрет семьи; 2) организация и принципы семейного воспитания; 3) характер взаимоотношений родителей со школой Социально-демографическая характеристика семьи 1 1 2 2 2 3

Изучение и сопровождение семьи

1) социально-демографический портрет семьи;

2) организация и принципы семейного воспитания;

3) характер взаимоотношений родителей со школой

Социально-демографическая характеристика семьи

1

1

2

2

2

3

В чём заключается главный смысл обучения в школе?  - в познании основ наук; - в развитии интересов и потребностей; - в раскрытии и развитии способностей ребенка;  - в подготовке к выбору профессии; - в подготовке ребенка к самостоятельной жизни;

В чём заключается главный смысл обучения в школе?

- в познании основ наук;

- в развитии интересов и потребностей;

- в раскрытии и развитии способностей ребенка;

- в подготовке к выбору профессии;

- в подготовке ребенка к самостоятельной жизни;

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания Информационно- просветительская работа с родителями 2) Информационные запросы родителей 3) Наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей… 1 2 3

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой

  • Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания

Информационно- просветительская

работа с родителями

2) Информационные запросы родителей

3) Наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей…

1

2

3

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА

Оперативная диагностика

Ответы родителей

Ответы детей

10) В чем вы видите причины детских конфликтов?

- детские шалости

13) Если бывают ссоры с одноклассниками, попытайся объяснить почему

13) Как вы учите разрешать конфликты?

15) Как чаще всего ты реагируешь, если тебя обижают?

- не обращать внимания на обидчика (?!)

- обзываются – 10

- эмоциональное поведение, несдержанность,

- уйду в сторону, не реагирую – 9

- разговор, разбор ситуаций (причин, способов разрешения, последствий), оценить свое поведение

- пристают – 3

- провокации со стороны одноклассников

- учить искать компромиссы в спорных вопросах

- скажу «сам такой», «кто обзывается то сам так называется», «отстань» - 5

- не дают работать – 2

- стремление к лидерству

- если тебя обидели – не общаться, если ты обидел – попросить прощения

- злюсь, психую, обзову так же в ответ, ругаюсь – 8

- раздражают – 1

- всегда есть самоуверенные выскочки и драчуны, агрессивность

- «я говорю одно, а он другое», ссоримся – 3

- дам сдачи – 2

- уметь прощать

- неумение мирно решать спорные вопросы, находить компромиссы

- уметь дать словесный отпор (?!)

- скажу учителю – 3

- недопонимание, неумение договариваться

- позвоню маме – 1

- обратиться к старшим

- недостаток внимания взрослых

- плохое воспитание

- такого не бывает -8

- большие нагрузки, переутомление

Оперативная диагностика Ответы родителей  14) Много ли у вашего ребенка в классе друзей?  - много 13  15) В чем вы видите причины большой или небольшой популярности среди одноклассников?  - немного – 9  - мало – 1 популярность среди одноклассников - легко находит контакт с людьми, общительность, открытость  непопулярность - доброжелательность, дружелюбие, позитивный настрой к одноклассникам, щедрость - скромность - неконфликтность - застенчивость - активность - «тихая». не может привлечь к себе внимания - хорошая учеба - неактивная - «изначально не так себя зарекомендовал» Многими не были названы причины – «не могу» (?!!!)

Оперативная диагностика

Ответы родителей

14) Много ли у вашего ребенка в классе друзей?

- много 13

15) В чем вы видите причины большой или небольшой популярности среди одноклассников?

- немного – 9

- мало – 1

популярность среди одноклассников

- легко находит контакт с людьми, общительность, открытость

непопулярность

- доброжелательность, дружелюбие, позитивный настрой к одноклассникам, щедрость

- скромность

- неконфликтность

- застенчивость

- активность

- «тихая». не может привлечь к себе внимания

- хорошая учеба

- неактивная

- «изначально не так себя зарекомендовал»

Многими не были названы причины – «не могу» (?!!!)

3 – высокий уровень удовлетворенности 2 K " width="640"

Внутришкольный мониторинг. Итоговая диагностика

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы и деятельностью образовательного учреждения

K 3 – высокий уровень удовлетворенности

2

K

Коррекционная работа Индивидуальные беседы и консультации. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание контактов. Родительские собрания в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление. Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы). Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент …)  Индивидуальные встречи и посещение на дому.  Совместное участие к подготовке праздников.

Коррекционная работа

  • Индивидуальные беседы и консультации. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание контактов.
  • Родительские собрания в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом.
  • Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
  • Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
  • Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями
  • Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент …)
  • Индивидуальные встречи и посещение на дому.
  • Совместное участие к подготовке праздников.

Диагностика и мониторинг в работе с семьей позволит учителю:  Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.  Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.  Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).  Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.  Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

Диагностика и мониторинг в работе с семьей позволит учителю:

  • Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.
  • Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
  • Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
  • Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
  • Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.  Джеймс Добсон Доктор философии, основатель и президент организации «В фокусе семья»  США.

Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.

Джеймс Добсон

Доктор философии,

основатель и президент

организации «В фокусе семья»

США.