XIX век – время огромных перемен в истории человечества. Большие города, электрическое освещение, телефон, метро, автомобиль – в XIX в. мир приобрел сегодняшний, привычный нам облик.
В это время меняется человеческое общество. Многие тысячелетия оно носило традиционный характер , т.е. каждое новое поколение воспроизводило традиции и образ жизни своих предков, изменения происходили очень медленно. В основе экономики преобладало сельское хозяйство, что мешало росту населения и городов.
Человек проживал всю свою жизнь там,
где родился, его хозяйственная деятельность
практически ничем не отличалась от занятий
предков.
В XIX в. на смену традиционному
(аграрному)обществу приходит
индустриальное. Процесс перехода от
одного типа общества к другому получил
название модернизация. В ее основе лежала
промышленная революция , начавшаяся в
Англии. Еще один вектор развития –
демократизацию – обозначила
Французская революция 1789 г.
Сельское хозяйство уступало ведущую роль в
экономике промышленности. Главным
двигателем изменений в экономике стало
развитие промышленного капитализма
– экономической системы, основанной на
использовании наемного труда, рыночных
отношениях и свободе предпринимательства.
Уходит в прошлое сословное деление,
появляются новые социальные группы. Люди
нового времени устремлялись в города,
другие страны и регионы, отправлялись
за океан.
Теряли свой вес в обществе дворяне, крестьяне, ремесленники. Возникали новые – промышленная буржуазия и наемные рабочие.
Численность городского населения превзошла численность сельского.
В политике главный процесс – демократизация: в прошлое уходит неограниченная монархия, появляются конституции и парламентские системы, реализуется принцип – «один человек – один голос». Появляются новые идеологии. Складывается современное правовое государство.
Мы можем больше узнать о событиях XIX в.,
так как:
- огромными тиражами печатались газеты и
журналы – своеобразное зеркало эпохи;
- сохранились парламентские материалы,
протоколы съездов политических партий;
- появились свидетельства простых людей
эпохи;
- фотографии, фонограф, кино.
Указать точную дату начала Нового времени
не просто. У истоков XIX века лежала
«двойная революция» - английский
промышленный переворот и революция
1789 г. во Франции. Но запущенные ими
процессы индустриализации и
демократизации стали развиваться в полную
силу с первого десятилетия XIX в. Конец
второго периода Новой истории совпадает с
началом в 1914 году Первой мировой войны.
Экономическое развитие в
XIX – начале XX в.
1. Промышленная революция в XIX веке.
- Промышленная революция второй половины XVIII века представляла собой радикальный технический переворот только в масштабах одной страны – Англии , с относительно скромным влиянием на экономику.
В XIX веке промышленная революция охватила целые континенты и приобрела форму ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, превратившей крупную промышленность в ОСНОВУ ЭКОНОМИКИ.
- С конца XVIII до 20 – 30-х гг. XIX в. ведущую роль играла ТЕКСТИЛЬНАЯ промышленность. Почему?
- с 30 – 40-х гг. XIX века главенствующую роль заняла ЧЁРНАЯ МАТАЛЛУРГИЯ. Почему?
Из-за невысоких затрат на оборудование и широкого рынка сбыта готовой промышленности
Увеличение количества паровых машин и начала строительства железных дорог
Всё это способствовало возникновению МАШИНОСТРОЕНИЯ в качестве самостоятельной отрасли производства
ТРАНСПОРТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Параграф 1, стр.8. Прочитайте о строительстве ж/д дорог в начале XIX века и заполните устно таблицу:
СТРАНА
Англия
ГОД
США
Франция
Германия
Россия
Джордж Стефенсон - английский изобретатель, инженер-механик. Всемирную известность приобрёл благодаря изобретённому им паровозу . Считается одним из «отцов» железных дорог.
«Блюхер» — один из первых в мире паровозов и самый первый паровоз Джорджа Стефенсона . Получил имя в честь прусского фельдмаршала Гебхарда фон Блюхера .
- В 1823 году он основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод
- в сентябре 1825 года был готов новый локомотив, получивший название «Эктив» (переименован в « Локомоушн № 1 »)
Роберт Фултон - американский инженер и изобретатель, создатель одного из первых пароходов и проекта одной из первых подводных лодок.
В первое плавание пароход Фултона вышел 17 августа 1807 год . Первый пароход часто называют «Клермонт» . На самом деле, Фултон назвал его «Пароход Северной Реки»
Наутилус — обобщающее название для трёх подводных лодок, построенных в 1800—1804 годах по проектам выдающегося инженера Роберта Фултона.
17 ноября 1869 г. прорыт Суэ́цкий кана́л —бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря . Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией .
1914 г. - Пана́мский кана́л — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.
2. Век капитала
- Прочитайте текст на стр. 9-10, дайте определения понятиям: биржа, акция, капитал, стандартизация .
- Почему предприниматели стали объединяться?
- Главный вид предприятия эпохи индустриализации?
- Почему усилилось разделение труда?
- Кто такие менеджеры?
1) Какая промышленность на начальном этапе развивалась активнее других?
А) текстильная
Б) пищевая
В) машиностроение
Г) черная металлургия
2) Кто построил первую железную дорогу?
А) Р. Фултон
Б) Жюль Верн
В) Дж. Стефенсон
Г) Ж. Даламбер
3) В каком году был изобретен первый пароход?
А) 1809
Б) 1805
В) 1807
Г) 1811
4) Хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций - это
А) разделение труда
Б) акционерное общество
В) биржа
Г) синдикат
5) Стандартизация – это
А) контроль за покупкой акций
Б) установление норм выработки
В) общая форма одежды
Г) изготовление деталей по образцу
6. Промышленная революция – это..
7. Капитал – это…
8. Индустриализация – это…
9. Биржа – это…
Домашнее задание
1. Прочитать параграф 1 полностью
2. Выписать определения понятий: капитал, акция, биржа, стандартизация, монополизация, картель, синдикат, трест, протекционизм (определения знать)
3. В пункте «Неравномерность экономического развития» выделить основные мысли (устно или письменно)
4. Пересказ рубрики «В это время в России» (стр. 11).
Проверка домашнего задания
Ценная бумага, дающая право на получение
доли прибыли и соучастие в управлении
акционерным обществом – это…
Процесс создания крупной промышленности
Рынок ценных бумаг – это…
Средства и ресурсы, используемые для
получения прибыли – это…
Процесс переходя от традиционного общества к современному обществу
индустриального капиталистического типа – это…
Изготовление деталей по образцу – это…
В чем заключалась неравномерность
экономического развития?
3. Неравномерность экономического развития
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАСШТАБ.
ОТРАСЛЕВОЙ МАСШТАБ.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАСШТАБ.
В каждой стране сначала возникали плацдармы пром. революции, с которых она постепенно распространялась на другие регионы
Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные(выплавка качественной стали, электричество, электромотор, развитие хим. промышленности, автомобилестроение, самолётостроение, новые типы моторов)
Лидерство АНГЛИИ – «мастерской мира» – производила около трети мировой промышленной продукции
- 1. Увеличение Валового внутреннего продукта на душу населения
- Сельское хозяйство уходило на задний план
1856 г. - Бессеме́ровский способ получения стали — передела жидкого чугуна в сталь путём продувки сквозь него сжатого воздуха, обычного атмосферного или обогащённого кислородом.
1864 г. - Марте́новская печь — плавильная печь для переработки передельного чугуна и лома чёрных металлов в сталь нужного химического состава и качества.
4. Подъёмы и кризисы
- Поменялся характер кризисов: на смену аграрным пришли кризисы, рождаемые финансово-промышленной сферой ;
- Государство до последней четверти XIX века не вмешивалось в экономику, создавая условия для свободной конкуренции внутри страны и за её пределами;
- В 1873 году – экономический кризис (кризис перепроизводства: количество производимого товара превысило спрос на него).
- С конца 1870-х началось ограничение свободы конкуренции.
5. Монополистический капитализм
- Внутри стран свободная конкуренция стала ограничиваться благодаря МОНОПОЛИЗАЦИИ .
- стр.12 +словарь – записанные понятия.
- МОНОПОЛИЗАЦИЯ –
- ТРЕСТ –
- СИНДИКАТ –
- КАРТЕЛЬ -
К каким социальным последствия привела монополизация?
6. Сельское хозяйство
Изменение в организации труда
Совершенствование с/х техники
Природно-климатические факторы
За периодами резкого похолодания, «годом без лета» и как следствие неурожая, голода – стали одной из причин европейской революции 1848-1849 гг.
Практически полное исчезновение в с/х Европы и Америки подневольного труда - ЗАМЕНА ЕГО ТРУДОМ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ. Появление АГРАРНОГО КАПИТАЛИЗМА .
Увеличение производительности труда в с/х. Причины: развитие капиталистических отношений в деревне, научный и технический прогресс.
7. Развитие торговли
- Стр.13-14, устно выделить изменения в сфере торговли вследствие промышленной и транспортной революций.
Что происходило в это время в России?
ВЫВОД:
- Промышленная революция и индустриализация на протяжении XIX века изменили облик мировой экономики и резко ускорили её рост.
- Развивался современный промышленный капитализм, основанный на свободе конкуренции и стремлении к прибыли.
- На рубеже XIX и XX вв. в нём усиливались монополистические тенденции.
1. С чем были связаны кризисы Нового времени?
А) отсутствие условий
Б) климат
В) нехватка рук
Г) перепроизводство
2. Появление крупных корпораций, стремившихся единолично диктовать условия в различных областях – это
А) социализация
Б) специализация
В) монополизация
Г) глобализация
3. Фритред – это идея
А) свободного перемещения
Б) увеличения продаж
В) свободной торговли
Г) расширения производства
4. Кем был создан первый пароход?
А) Р. Фултон
Б) Жюль Верн
В) Дж. Стефенсон
Г) Ж. Даламбер
5. В каком году произошел мировой экономический кризис?
А) 1871
Б) 1873
В) 1875
Г) 1877
6. Политика протекционизма – это…
Домашнее задание:
1. Повторить параграф 1
2. Сделать конспект по пункту Военная
техника и выступить с ним на следующем
уроке (можно его оформить в виде
презентации)
3. Прочитать параграф 2, в пункте «Демографическая революция» выделить главные мысли (устно или письменно)