Магические квадраты
Автор:
Костин Егор Сергеевич
ученик 5 «Б» класса
Руководитель:
Путанова Светлана Владимировна
Тема исследования : составление магических квадратов.
Объект исследования : магический квадрат.
Цель исследования: раскрыть «секреты» магического квадрата.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по теме исследования
- познакомиться с историей появления магических квадратов
- изучить виды магических квадратов
- рассмотреть способы построения магических квадратов
- научиться составлять магические квадраты
Гипотеза: я думаю, что существуют способы заполнения магических квадратов, изучив которые можно составить магический квадрат любого порядка.
1.Вводные определения
Магический квадрат – это набор целых чисел, расположенных в форме квадрата таким образом, что суммы чисел, стоящих в одной (любой!) строке, в одном (любом!) столбце и на одной (любой!) диагонали, имеют одно и то же значение.
Магическая константа
Порядок n
S n
3
15
4
34
5
65
6
111
7
175
8
9
260
10
369
505
2.История появления магических квадратов
Согласно легенде, из вод реки Ло в XXIII в.до н.э. всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы.
С того времени и вплоть до X в. этот магический квадрат был мистическим символом огромного значения. Четные числа древние китайцы отождествляли с «инь» - женским началом, нечетные с «ян» - мужским.
Число 5 соответствовало земле, числа 4 и 9 символизировали металл, 2 и 7 – огонь, 1 и 6 – воду и 3 и 8 – дерево.
Девять порядковых чисел размещены в девяти клетках квадрата так, что суммы чисел вдоль каждой строки, каждого столбца и каждой из двух диагоналей одинаковы (основное свойство магического квадрата).
Первым квадратом, придуманным европейцем, считается квадрат немецкого художника Альбрехта Дюрера, изображенный на его знаменитой гравюре «Меланхолия». Интересно отметить, что средние числа в последней строке квадрата Дюрера – 15 и 14 – год создания гравюры (1514).
3.Наименьший магический квадрат (3×3)
Рис. 1
Составив один магический квадрат (рис. 1), находим ряд новых магических квадратов при помощи поворотов и отражений.
Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8
Методы построения магических квадратов
для квадратов нечетного порядка n=2k+1
для квадратов четно-четного порядка n=4k
для квадратов четно-нечетного порядка n=4k+2
Метод Баше (метод террас)
Индийский метод
Метод Раус-Болла
Метод квадратных рамок
Метод четырех квадратов
4.1 Построение магических квадратов нечетного порядка
Индийский метод
Применим этот метод на
примере построения магического
квадрата 7-го порядка,
т.е. квадрата из 49 клеток .
Построение магических квадратов нечетного порядка
Метод Баше (метод террас)
Построим магический квадрат 5-го порядка (квадрата из 25 клеток).
4.2 Построение магических квадратов четно-четного порядка
Метод квадратных рамок
Рассмотрим построение данным
методом магического квадрата
8-го порядка.
Построение магических квадратов четно-четного порядка
Метод Раус-Болла
На примере магического квадрата 4-го порядка.
Метод Раус-Болла
Построим магический квадрат
8-го порядка.
4.3 Построение магических квадратов четно-нечетного порядка
Метод четырех квадратов
На примере магического квадрата 6-го порядка.
Построение магических квадратов нечетного порядка
Метод Баше (метод террас)
Построим магический квадрат 5-го порядка (квадрата из 25 клеток).
Вывод
В результате исследовательской работы я подтвердил гипотезу о том, что существуют способы заполнения магических квадратов, изучив которые можно построить магический квадрат любого порядка.
По результатам проведённого мною исследования и полученного материала можно сделать следующие выводы :
- Магическим квадратом n-го порядка называется квадратная таблица размером n × n, заполненная натуральными числами от 1 до n 2 , суммы которых по всем строкам, столбцам и обеим диагоналям одинаковы.
- Каждый квадрат, определённого порядка строится по своей методике.
- Построение магических квадратов является интересным и увлекательным занятием и одновременно служит хорошей гимнастикой для ума, а так же способствует большему интеллектуальному развитию учащихся;
Спасибо за внимание
Руководитель:
Путанова Светлана Владимировна,
учитель математики МБОУ «Лицей»
Автор работы Костин Егор