СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

«Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок». Леонардо да Винчи

«Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок».

Леонардо да Винчи

Как мы будем добывать знания? Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон

Как мы будем добывать знания?

  • Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие,
  • зафиксируем затруднение,
  • выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон
Эталон 1.точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины. 2. перен. мерило, образец для подражания, сравнения

Эталон

1.точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины. 2. перен. мерило, образец для подражания, сравнения

Повторение Выпишите в тетрадь высказывание, объясните постановку знаков препинания в данном предложении. Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок.

Повторение

Выпишите в тетрадь высказывание, объясните постановку знаков препинания в данном предложении.

Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок.

Повторение Что такое причастие? Что такое причастный оборот? Какая часть речи стоит перед причастием?  Как еще может употребляться слово с не?  Чем тогда будет являться не?

Повторение

  • Что такое причастие?
  • Что такое причастный оборот?
  • Какая часть речи стоит перед причастием?
  • Как еще может употребляться слово с не?
  • Чем тогда будет являться не?
Рассмотрим примеры.  (Не)правда; (не)правда, а ложь; вовсе (не)правда; (не)ряха; (не)правдивый; (не)правдивый, а лживый; вовсе (не)правдивый; (не)ряшливый; (не)деревянный, (не)танцевальный, (не)папин.

Рассмотрим примеры.

(Не)правда; (не)правда, а ложь; вовсе (не)правда; (не)ряха; (не)правдивый; (не)правдивый, а лживый; вовсе (не)правдивый; (не)ряшливый; (не)деревянный, (не)танцевальный, (не)папин.

Найдите лишнее в каждой строке и объясните свой выбор 1.  Невежда, невольник, нелепость, негодование, неправда 2.  Не кот, не дом, не кит, не кресло, не правда, а ложь. 3.  Далеко не смелый, отнюдь не веселый, вовсе не правдивый, не смелый, а трусливый 4.  Не папин, не лисий, не стеклянный, не сентябрьский, отнюдь не смелый

Найдите лишнее в каждой строке и объясните свой выбор

  • 1. Невежда, невольник, нелепость, негодование, неправда
  • 2. Не кот, не дом, не кит, не кресло, не правда, а ложь.
  • 3. Далеко не смелый, отнюдь не веселый, вовсе не правдивый, не смелый, а трусливый
  • 4. Не папин, не лисий, не стеклянный, не сентябрьский, отнюдь не смелый
Ответ 1 неправда 2 не правда, а ложь. 3 не смелый, а трусливый 4. отнюдь не смелый

Ответ

1 неправда

2 не правда, а ложь.

3 не смелый, а трусливый

4. отнюдь не смелый

Задание на пробное действие 1.Раскройте скобки (Не)наряженная елка, (не)подготовленная доска, (не)уважающий других, (не)разношенные сапоги, (не)сшитый, а связанный костюм, (не)годующий учитель, (не)рассказанная на ночь сказка, вовсе(не)нуждающиеся в совете, напиток (не)допит, правило (не)выучено

Задание на пробное действие

1.Раскройте скобки

(Не)наряженная елка, (не)подготовленная доска, (не)уважающий других, (не)разношенные сапоги, (не)сшитый, а связанный костюм, (не)годующий учитель, (не)рассказанная на ночь сказка, вовсе(не)нуждающиеся в совете, напиток (не)допит, правило (не)выучено

Объясните правописание не с причастием из эпиграфа к уроку 2.«Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок».  Леонардо да Винчи

Объясните правописание не с причастием из эпиграфа к уроку

2.«Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок».

Леонардо да Винчи

Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, вовсе не нуждающиеся в совете, напиток не допит, правило не выучено.
  • Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, вовсе не нуждающиеся в совете, напиток не допит, правило не выучено.
Цель Узнать правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Цель

Узнать правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

Шаги плана: Установить закономерность Создать эталон Сделать вывод

Шаги плана:

  • Установить закономерность
  • Создать эталон
  • Сделать вывод
Шаги плана: Установить закономерность 2. Сделать вывод 3. Создать эталон

Шаги плана:

  • Установить закономерность
  • 2. Сделать вывод
  • 3. Создать эталон
Устанавливаем закономерность

Устанавливаем закономерность

1 ряд - Закон не нарушен, несказанное слово, не сказанное никем слово, не победивший, а участвовавший спортсмен; письмо, не отправленное мальчиком. 2 ряд – Пример не решен; нерешенный пример; не решенный учеником пример, овощи не отваренные, а запеченные; фильм, не досмотренный зрителями. 3 ряд – Комната не отремонтирована; неотремонтированная комната; не отремонтированная нами комната; цветы не увядшие, а свежие; не покрашенный маляром забор.
  • 1 ряд - Закон не нарушен, несказанное слово, не сказанное никем слово, не победивший, а участвовавший спортсмен; письмо, не отправленное мальчиком.
  • 2 ряд – Пример не решен; нерешенный пример; не решенный учеником пример, овощи не отваренные, а запеченные; фильм, не досмотренный зрителями.
  • 3 ряд – Комната не отремонтирована; неотремонтированная комната; не отремонтированная нами комната; цветы не увядшие, а свежие; не покрашенный маляром забор.
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление; (не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.

(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение;

неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление; (не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.

Проверка Незабываемый подвиг; нескошенный луг; невыполненное поручение; неприятель не обнаружен; не исправленная вовремя ошибка; невспаханное поле; роман не дописан; несжатая рожь; телефон не отремонтирован; еще не доделанная работа; непроходимые леса; незабываемое впечатление; непроницаемые сумерки; невидимое солнце; не освещенные солнцем.

Проверка

  • Незабываемый подвиг; нескошенный луг; невыполненное поручение;
  • неприятель не обнаружен; не исправленная вовремя ошибка; невспаханное поле; роман не дописан; несжатая рожь; телефон не отремонтирован; еще не доделанная работа; непроходимые леса; незабываемое впечатление;
  • непроницаемые сумерки; невидимое солнце; не освещенные солнцем.
Тест

Тест

ОТВЕТЫ 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б

ОТВЕТЫ

1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б

Подробный образец Эталон Раздельно: 1.  Не сказанное мне (полное причастие имеет зависимое слово ) 2.  Не брошенное, а поднятое ( в предложении есть противопоставление полному причастию с союзом а) 3.  Не завершен (краткое причастие) Слитно: 4.  Негодующий (причастие, не употребляющееся без частицы не) 5.  Недовязанный шарф, недомытые руки (причастия с приставкой недо- , имеющие значение нехватки чего – либо) Раздельно: •  если полное причастие имеет зависимые слова •  если в предложении есть противопоставление полному причастию с союзом а •  все краткие причастия Слитно: •  причастия, не употребляющиеся без частицы не •  причастия с приставкой недо- (недовязанный свитер, недомытые руки)

Подробный образец

Эталон

  • Раздельно:
  • 1. Не сказанное мне (полное причастие имеет зависимое слово )
  • 2. Не брошенное, а поднятое ( в предложении есть противопоставление полному причастию с союзом а)
  • 3. Не завершен (краткое причастие)
  • Слитно:
  • 4. Негодующий (причастие, не употребляющееся без частицы не)
  • 5. Недовязанный шарф,
  • недомытые руки (причастия с приставкой недо- , имеющие значение нехватки чего – либо)
  • Раздельно:
  • • если полное причастие имеет зависимые слова
  • • если в предложении есть противопоставление полному причастию с союзом а
  • • все краткие причастия
  • Слитно:
  • • причастия, не употребляющиеся без частицы не
  • • причастия с приставкой недо- (недовязанный свитер,
  • недомытые руки)
Рефлексия «Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте не допустил ошибок» - «5». «Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 1 ошибку» -«4». «Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 2 ошибки» -«3».

Рефлексия

  • «Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте не допустил ошибок» - «5».
  • «Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 1 ошибку» -«4».
  • «Я прошел все этапы учебной деятельности, в тесте допустил 2 ошибки» -«3».
Домашнее задание

Домашнее задание

1.  Тренировочное упражнение по учебнику (с графическим объяснением опознавательных признаков орфограмм) 2.  Составить словарный диктант на тему «Не с причастиями» 3.  Написать сочинение-размышление на тему «Даром не пройденный день»
  • 1. Тренировочное упражнение по учебнику (с графическим объяснением опознавательных признаков орфограмм)
  • 2. Составить словарный диктант на тему «Не с причастиями»
  • 3. Написать сочинение-размышление на тему «Даром не пройденный день»