Русский язык 4 класс УМК «Школа России»
Род и число имён прилагательных
Два д ца ть ш е сто е я нв а ря.
Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Упражнение в чистописании по образцу учителя
ые
ие
- Определите, что обозначают данные образцы?
- С какой частью речи будем работать?
Имя прилагательное
Определите, что изучим об именах прилагательных сегодня?
Род и число имён прилагательных
с. 7
Постарайтесь вспомнить, что мы уже знаем об именах прилагательных?
Часть речи
Признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
Постарайтесь вспомнить, что мы уже знаем об именах прилагательных?
Определение
сущ. + прил.
_____ и _____ нашу речь.
Постарайтесь вспомнить, что мы уже знаем об именах прилагательных?
Употребляются в краткой форме
Имя прилагательное в краткой форме – сказуем.
Образуются с помощью
суффиксов от имён сущ.
6
На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие данные окончания?
ые
Какие?
Множ. число
ие
- Определите, в каком числе они употребляются?
- Приведите примеры таких имён прилагательных.
Учимся определять имена прилагательные во множественном числе!
Живые цветы
Кругом белые снега, косые сугробы. Построил я избушку - кормушку, насыпал крошек да семени. Любуюсь, как жалуют ко мне в гости живые цветы. Вот стайкой опустились синицы. Грудки 1 у них ясные, жёлтые. Кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири, то словно красные маки распустятся. Поглядишь — и будто теплее станет.
с. 7 упр. 9
Живые цветы
Кругом белые снега, косые сугробы. Построил я избушку - кормушку, насыпал крошек да семени. Любуюсь, как жалуют ко мне в гости живые цветы. Вот стайкой опустились синицы. Грудки 1 у них ясные, жёлтые. Кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири, то словно красные маки распустятся. Поглядишь — и будто теплее станет.
птицы на кормушке
Тема текста -
зимующие птицы
красивы
Главная мысль текста -
Учимся находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе!
Живые цветы
Кругом белые снега, косые сугробы. Построил я избушку - кормушку, насыпал крошек да семени. Любуюсь, как жалуют ко мне в гости живые цветы. Вот стайкой опустились синицы. Грудки 1 у них ясные, жёлтые. Кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири, то словно красные маки распустятся. Поглядишь — и будто теплее станет.
Учимся выполнять звуко - буквенный разбор!
Грудки [ г р ý т к’ и] – 2 слога г [г] – согл., звонк. парн., твёрд. парн. р [р] – согл., звонк. парн., твёрд. парн. у [у] – гласн., ударн. д [т] – согл., глух. парн., твёрд. парн. к [к’] – согл., глух. парн., мягк. парн. и [и] – гласн., безуд . 6 б., 6 зв.
Памятка с. 149
Прочитайте окончания имён прилагательных и вопросы. Определите по ним род и число имён прилагательных.
Единственное число
Какая?
Какой?
Какое?
-ая
-яя
-ой
-ый
-ое
-ее
-ий
Ж. р.
Ср. р.
М. р.
Способы определения рода и числа имени прилагательного
По роду и числу существительного, с которым связано имя прилагательное.
По вопросу имени прилагательного.
По окончанию имени прилагательного.
Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и запишите словосочетания в нужный столбик!
Какая?
Какой?
Какое?
-ая
-яя
-ой
-ый
-ое
-ее
-ий
Ж. р.
Ср. р.
М. р.
Интересн __ книга, солнечн __ день, широк __ поле, ранн __ весна, золот __ луч, зимн __ пейзаж, летн __ утро.
Проверим работу!
Какая?
Какой?
Какое?
-ая
-яя
-ой
-ое
-ее
-ый
-ий
Ж. р.
Ср. р.
М. р.
интересн ая книга
ранн яя весна
широк ое поле
летн ее утро
солнечн ый день золот ой луч
зимн ий пейзаж
Учимся употреблять имена прилагательные по родам!
Известный (фамилия, писатель, имя, сказки)
Известн ая фамилия, известн ый писатель, известн ое имя, известн ые сказки.
с. 8 упр. 12
Учимся употреблять имена прилагательные по родам!
Вечерний (заря, закат, небо, зори)
Вечерн яя заря, вечерн ий закат, вечерн ее небо, вечерн ие зори.
с. 8 упр. 12
Учимся употреблять имена прилагательные по родам!
Электрический (энергия, утюг, освещение, часы)
Словарная работа
Э Л Е КТРИЧ Е СТВО
Э Л Е КТРИЧ Е СКИЙ
Электрическ ая энергия, электрическ ий утюг, электрическ ое освещение, электрическ ие часы.
Сделаем выводы!
- Почему одно и то же имя прилагательное в каждой группе имеет разные окончания?
- Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?
Обратите внимание! Род имён прилагательных во множественном числе определить нельзя.
Учимся употреблять имена прилагательные по родам!
(Болотный, болотистый) край, (стекольный, стеклянный) завод, (искусный, искусственный) мастер, (злой, злостный) поступок, (праздничный, праздный) день, (грецкий, греческий) народ.
- Запишите словосочетания, раскрывая скобки.
с. 9 упр. 13
Подведём итоги работы!
- С какой частью речи работали на уроке? Как?
- Какими способами можно определить род и число имени прилагательного?
- Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?
с. 8 упр. 11
Как работать дома с именами прилагательными?
Благодарю за работу на уроке!