СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку ТВиС в 10 классе по теме: "Граф Связной граф"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

Граф. Связный граф 10 класс

Граф. Связный граф 10 класс

Теория  графов:  Начало - задача  о  кёнигсбергских мостах , ( Леонард Эйлером, 1736 г.) 21 век: развитие компьютеров - активное  развитие научных  дисциплин,  находящихся  на  стыке  математики  и  информатики.

Теория графов:

Начало - задача о кёнигсбергских мостах , ( Леонард Эйлером, 1736 г.)

21 век: развитие компьютеров - активное развитие научных дисциплин, находящихся на стыке математики и информатики.

Граф - представление объектов и связей между ними с помощью множества точек, некоторые из которых попарно соеди- нены между собой линиями. Точки называются вершинами  графа, а соеди няющие их линии — рёбрами . Вершины и рёбра обо значают буквами или числами.

Граф - представление объектов и связей между ними с помощью множества точек, некоторые из которых попарно соеди- нены между собой линиями.

Точки называются вершинами графа, а соеди няющие их линии — рёбрами .

Вершины и рёбра обо значают буквами или числами.

Мультиграф – наличие нескольких рёбер между одной и той же парой вершин. Эти несколько рёбер называют кратными  рёбрами.

Мультиграф наличие нескольких рёбер между одной и той же парой вершин. Эти несколько рёбер называют кратными рёбрами.

1. Что такое  граф? 2. Приведите пример графа, с которым вы сталкивались в реальной жизни. Что служило вер шинами, а что рёбрами этого  графа? 3. Нарисуйте какой-нибудь граф с четырьмя вершинами 4. Чем мультиграф отличается от  графа? 5. Нарисуйте мультиграф с пятью вершинами
  • 1. Что такое граф?
  • 2. Приведите пример графа, с которым вы сталкивались в реальной жизни. Что служило вер шинами, а что рёбрами этого графа?
  • 3. Нарисуйте какой-нибудь граф с четырьмя вершинами
  • 4. Чем мультиграф отличается от графа?
  • 5. Нарисуйте мультиграф с пятью вершинами
Петля - ребро особого вида, которое соединяет вершину с ней же самой.

Петля - ребро особого вида, которое соединяет вершину с ней же самой.

СТЕПЕНЬ – главная характеристика графа СТЕПЕНЬ  вершины – количество ребер, проведенных из этой вершины. Если вершина имеет степень 0 (т. е. не соединена ни с какой другой вершиной), то она называется изолированной .

СТЕПЕНЬ – главная характеристика графа

СТЕПЕНЬ вершины – количество ребер, проведенных из этой вершины.

Если вершина имеет степень 0 (т. е. не соединена ни с какой другой

вершиной), то она называется изолированной .

Теорема 1. Если простой граф содержит больше одной вершины, то в нём обязательно  найдутся  хотя  бы  две  вершины  одинаковой  степени. Теорема 2. Сумма степеней всех вершин графа равна удвоенному числу его рёбер. Следствие. В любом графе количество вершин нечётной степени всегда чётно.

Теорема 1. Если простой граф содержит больше одной вершины, то в нём обязательно найдутся хотя бы две вершины одинаковой степени.

Теорема 2. Сумма степеней всех вершин графа равна удвоенному числу его рёбер.

Следствие. В любом графе количество вершин нечётной степени всегда чётно.

Упражнение

Упражнение

Упражнение

Упражнение

1 Что называется степенью  вершины? 2 Если у простого графа 12 вершин, в каких границах могут изменяться их  степени? 3 Существует ли граф с тремя вершинами, степени которых равны 0, 1 и  2? 4 Может ли сумма степеней всех вершин графа равняться  13? 5 Если у графа 10 рёбер, чему равна сумма степеней всех его  вершин?
  • 1 Что называется степенью вершины?
  • 2 Если у простого графа 12 вершин, в каких границах могут изменяться их степени?
  • 3 Существует ли граф с тремя вершинами, степени которых равны 0, 1 и 2?
  • 4 Может ли сумма степеней всех вершин графа равняться 13?
  • 5 Если у графа 10 рёбер, чему равна сумма степеней всех его вершин?
Определите, существует ли описанный ниже граф. Если да, то постройте его: а) граф из семи вершин, в котором все вершины имеют степень 2;  б) граф из восьми вершин, в котором все вершины имеют степень 2; в) граф из восьми вершин, в котором все вершины имеют степень 1; г) граф из семи вершин, в котором все вершины имеют степень 1; д) граф из семи вершин, в котором все вершины имеют степень 3; е) граф из восьми вершин, в котором все вершины имеют степень  3.

Определите, существует ли описанный ниже граф. Если да, то постройте его:

а) граф из семи вершин, в котором все вершины имеют степень 2;

б) граф из восьми вершин, в котором все вершины имеют степень 2;

в) граф из восьми вершин, в котором все вершины имеют степень 1;

г) граф из семи вершин, в котором все вершины имеют степень 1;

д) граф из семи вершин, в котором все вершины имеют степень 3;

е) граф из восьми вершин, в котором все вершины имеют степень 3.

Определите, существует ли описанный ниже граф. Если да, то постройте его: а) граф из 7 вершин, в котором все вершины имеют степень 2;  а)  да;  б) граф из 8 вершин, в котором все вершины имеют степень 2; б)  да;  в) граф из 8 вершин, в котором все вершины имеют степень 1; б)  да;  г) граф из 7 вершин, в котором все вершины имеют степень 1;  г)  нет;  д) граф из 7 вершин, в котором все вершины имеют степень 3; д)  нет;  е) граф из 8 вершин, в котором все вершины имеют степень  3.  е)  да.

Определите, существует ли описанный ниже граф. Если да, то постройте его:

а) граф из 7 вершин, в котором все вершины имеют степень 2; а) да;

б) граф из 8 вершин, в котором все вершины имеют степень 2; б) да;

в) граф из 8 вершин, в котором все вершины имеют степень 1; б) да;

г) граф из 7 вершин, в котором все вершины имеют степень 1; г) нет;

д) граф из 7 вершин, в котором все вершины имеют степень 3; д) нет;

е) граф из 8 вершин, в котором все вершины имеют степень 3. е) да.

Пути, цепи и циклы Путь (маршрут) - последовательность ребер, по которым можно перейти из одной вершины в другую. Длина пути – количество ребер в пути. Цепь – это путь, в котором ребра не повторяются. Цикл – это цепь, в которой начальная и конечная вершина совпадают . (простейший цикл –петля)

Пути, цепи и циклы

Путь (маршрут) - последовательность ребер,

по которым можно перейти из одной вершины в другую.

Длина пути – количество ребер в пути.

Цепь – это путь, в котором ребра не повторяются.

Цикл – это цепь,

в которой начальная и конечная вершина совпадают .

(простейший цикл –петля)

аbcdeg – цепь bcfba — цепь, abaf - нет. Цикл - abfa , abcfa , bcdgcfb .

аbcdeg – цепь

bcfba — цепь,

abaf - нет.

Цикл - abfa , abcfa , bcdgcfb .

1 Петя вбил в землю 5 колышков и соединил некоторые из них верёвками. Могло ли так по лучиться, что к каждому колышку привязано ровно по 3 верёвки? 2 На  олимпиаде  по  математике  каждый  из  30  участников  решил  по  4  задачи,  а  каждую  задачу решило ровно 10 человек. Сколько задач было на  олимпиаде? 3 В чемпионате города по футболу участвует 12 команд. Чемпионат проводится в один круг. Докажите,  что  в  любой  момент  проведения  чемпионата  всегда  найдутся  хотя  бы  две  коман ды, сыгравшие одинаковое число  матчей. 4 На лавке сидят семеро ребят. Каждый имеет среди остальных не менее трёх братьев. Докажите, что все семеро —  братья. 5 Можно ли из куска проволоки длиной 120 см изготовить каркас куба с ребром 10 см? Проволоку разрешается сгибать, но не  разламывать. 6 Можно ли раскрасить рёбра куба в красный и зелёный цвета так, чтобы муравей мог прой- ти из любой вершину в любую только по красным рёбрам, а жук — только по  зелёным?

1 Петя вбил в землю 5 колышков и соединил некоторые из них верёвками. Могло ли так по лучиться, что к каждому колышку привязано ровно по 3 верёвки?

2 На олимпиаде по математике каждый из 30 участников решил по 4 задачи, а каждую задачу решило ровно 10 человек. Сколько задач было на олимпиаде?

3 В чемпионате города по футболу участвует 12 команд. Чемпионат проводится в один круг. Докажите, что в любой момент проведения чемпионата всегда найдутся хотя бы две коман ды, сыгравшие одинаковое число матчей.

4 На лавке сидят семеро ребят. Каждый имеет среди остальных не менее трёх братьев. Докажите, что все семеро — братья.

5 Можно ли из куска проволоки длиной 120 см изготовить каркас куба с ребром 10 см? Проволоку разрешается сгибать, но не разламывать.

6 Можно ли раскрасить рёбра куба в красный и зелёный цвета так, чтобы муравей мог прой- ти из любой вершину в любую только по красным рёбрам, а жук — только по зелёным?

СВЯЗНЫЙ ГРАФ Граф называется связным, если для любых двух вершин найдется путь, который их соединяет.

СВЯЗНЫЙ ГРАФ

Граф называется связным, если для любых двух вершин найдется путь,

который их соединяет.