11 класс
Алгебра и начала математического анализа
Сочетания и их свойства
Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич
Алгоритм работы с презентацией:
- Слайд 3 – ознакомьтесь с целями урока.
- Слайды 4–5 – повторите материл предыдущих уроков.
- Слайды 6–9 – выполните самостоятельную работу.
- Слайды 10–20 – изучите новый материал и рассмотрите решение некоторых заданий.
- Слайд 21 – выполните домашнее задание.
Цели урока:
- Повторить, что такое размещения, перестановки и сочетания.
- Вывести формулу для подсчёта числа сочетаний.
- Изучить свойства сочетаний.
Повторите:
Перестановки из n элементов называются соединения, которые состоят из n элементов и отличаются одно от другого только порядком их расположения.
Число перестановок из n элементов обозначают: Р n Р n = n ∙ ( n – 1) ∙ ( n – 2) ∙ … ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 Произведение первых n натуральных чисел обозначают n! (читается «эн факториал»).
Р n = n! – число перестановок из n различных элементов.
Повторите:
Перед изучением нового материала выполните самостоятельную работу:
№ 1
Вычислите
А) 5040
В) 6
Б) 151200
Г) 14
№ 2
Решите уравнение
А) 9
В) 45
Б) 1
Г) 10
№ 3
Сколькими способами из 40 учеников можно выделить актив в следующем составе: староста, ответственный за дежурство, физорг?
А) 10000
В) 37
Б) 59280
Г) 400
Рассмотрите решение задачи:
Из пяти спортсменов для участия в соревнованиях надо выбрать двоих. Сколькими способами можно это сделать?
Решение:
– число всевозможным пар, которые можно составить из пяти спортсменов.
Рассмотрите решение задачи:
Из пяти спортсменов для участия в соревнованиях надо выбрать двоих. Сколькими способами можно это сделать?
Решение:
– число всевозможным пар, которые можно составить из пяти спортсменов.
Но из этих пар надо выбрать только те, которые различаются только составом участников.
Рассмотрите решение задачи:
Из пяти спортсменов для участия в соревнованиях надо выбрать двоих. Сколькими способами можно это сделать?
Решение:
– число всевозможным пар, которые можно составить из пяти спортсменов.
Пар, которые различаются лишь составом участников, в 2 раза меньше.
Ответ: 10 способами .
Сочетаниями из m элементов по n элементов в каждом называются соединения, каждое из которых содержит n элементов, взятых из данных m разных элементов, и которые отличаются одно от другого по крайней мере одним элементом.
Число всевозможных сочетаний из m различных элементов по n элементов обозначают .
Сочетания
Выведем формулу для подсчёта числа сочетаний из m различных элементов по n элементов в каждом .
Число всех соединений, содержащих n элементов, выбранных из данных m различных элементов, без учёта порядка их расположения равно .
Из каждого полученного соединения перестановками его элементов можно образовать соединений, которые отличаются одно от другого только порядком расположения элементов.
Тем самым получаются размещения m элементов по n , число которых равно .
По правилу произведения число таких соединений равно
Если m = n , то
Сочетания
Выведем формулу для подсчёта числа сочетаний из m различных элементов по n элементов в каждом .
Сочетания
Вычислите самостоятельно:
Решим задачу:
Сколькими способами из 25 учащихся класса можно выбрать на конференцию двух делегатов?
Решим задачу:
Сколькими способами из 25 учащихся класса можно выбрать на конференцию двух делегатов?
Решение:
Выбранные из класса два ученика без учёта порядка их расположения в наборе являются сочетаниями из 25 по 2.
Ответ: 300 способами.
СВОЙСТВА СОЧЕТАНИЙ
Свойство 1:
Свойство 2 (рекуррентное):
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Задание 1
Вычислите:
Задание 2
Решите задачу: В помещении 20 ламп. Сколько существует разных вариантов освещения, при котором должны светиться 18 ламп?
Задание 3
Найдите значение выражений:
Успехов в выполнении домашнего задания!