Семейства класса двудольные растения: розоцветные, крестоцветные, бобовые.
Учитель биологии
МБОУ Краснопольская СОШ
Натейкина Жанна Петровна
Цель урока: изучение характерных признаков каждого семейства по строению цветка и значение растений данного семейства в жизни человека и природе, формирование умения определения растений разных семейств класса двудольные.
Задание1. Заполните таблицу. Особенности строения покрытосеменных растений.
№
Признак
1.
Класс двудольные
Побег - стебель (проводящая система) -листья (жилкование)
2.
3 .
Цветок
Класс однодольные
4 .
Семя (зародыш и питательные вещества)
Корневая система
Таблица. Особенности строения покрытосеменных растений
№
1
Признак
1.
2
Класс двудольные
Побег - стебель (проводящая система)
3
Класс однодольные
-листья (жилкование)
Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.
4
Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.
Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет. Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование
1
2
3
4
2.
Цветок
Цветки обычно пятичленные или четырехчленные.
Цветки обычно трехчленные, редко – двучленные.
3.
Семя (зародыш и питательные вещества)
Зародыш семени с двумя семядолями. Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или зародыше.
Зародыш семени с одной семядолей. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.
1
2
3
4
4.
Корневая система
Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему.
Зародышевый корешок семени развит слабо, и при прорастании от стебля обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.
Задание2. Распределите утверждения в соответствующие графы.
Класс двудольные
Класс однодольные
Утверждения: 1.Зародыш семени с двумя семядолями. 2.Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. 3.Листья обычно имеют перистое жилкование. 4. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 5.Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет. 6.Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему. 7.Цветки обычно трехчленные, редко – двучленные.
Задание2. Проверь себя.
Класс двудольные
Класс однодольные
1, 3, 6
2,4,5,7
Задание 3. Допишите предложение.
1.Основной единицей систематики является __________________________________. 2.Близкие роды объединяются в ____________________________________________. 3.Водоросли - ________________________________растения. 4.Папоротникообразные высшие ________________растения. 5.Голосеменные размножаются _________________________. 6.Покрытосеменные растения размножаются и расселяются ____________________, но у них широко представлено и __________________________размножение.
Отдел ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (Цветковые)
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Семейство Злаковые
Семейство Крестоцветные
Семейство Лилейные
Семейство Розоцветные
Семейство Пасленовые
Семейство Бобовые
Семейство Сложноцветные
Формула и диаграмма цветка розоцветных.
Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞
Ч - чашелистик
Л - лепесток
Т - тычинки
П – пестик
Характеристика основных семейств.
Общие признаки растений семейства Крестоцветные:
1. Главные признаки
1) Строение цветка:
Ч Л Т П
2) Плод –
2. Дополнительные признаки
Количество видов: _____________
Представители :
– пищевые:_______________________ – декоративные: __________________ – сорные: ________________________
Общие признаки растений семейства Розоцветные:
1. Главные признаки
1) Строение цветка:
Ч Л Т П, (шиповник) Ч Л Т П (слива, вишня)
2) Строение плода:
– плод яблоко ___________ – плод костянка _________ – плод орешек __________ – ложный плод __________ 2.Дополнительные признаки
Количество видов_________
Представители____________
Жизненные формы:
-деревья__________________
-травы____________________
-кустарники________________
Общие признаки растений семейства Бобовые.
1. Главные признаки
1) Строение цветка:
Ч Л Т П (клевер)
Ч Л Т П (горох)
1-______________
2-______________
3-______________
4,5-____________
Плод____________________
2. Дополнительные признаки:
Количество видов__________
Представители ____________
Семейство крестоцветных
Главные признаки
Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1 Плод – стручок
Соцветие – кисть
Включает около 3 200 видов
Пищевые растения: капуста,
брюква, репа, редис, редька, хрен;
масличные - горчица, рыжик; декоративные - левкой;
многие сорняки полей и огородов - сурепка, ярутка, пастушья сумка
Семейство Розоцветные
Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ (шиповник) Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 (слива, вишня)
Плод:
-яблоко, костянка, многокостянка,
многоорешки.
Все жизненные формы :
– деревья (абрикос, ирга, яблоня); – кустарники (малина, ежевика); – травы (калган, гравилат, земляника).
3. Количество видов: 3000
4. Представители: черемуха, рябина, роза, гравилат.
Семейство бобовые (мотыльковые).
Формула цветка Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 1-парус
2-весло
3-весло
4,5-лодочка (2 сросшихся)
Плод - боб
2. Дополнительные признаки:
Количество видов– 1800 Представители: горох, фасоль, соя, клевер,
донник.
Жизненные формы: преобладают травянистые
растения, встречаются кустарники и деревья.
Закрепление. Вставить пропущенные слова.
1.Семейство крестоцветные: цветок растений данного семейства состоит ________________. Формула цветка_________. Плод называется __________________. 2.У растений семейства розоцветных цветок имеет______ околоцветник, чашечка из____ свободных чашелистиков, венчик состоит из___ свободных лепестков, тычинок____, пестиков ___ или___. 3.Семейство бобовых имеют _________________ венчик, похожий на сидячего _______________. Каждый лепесток имеет свое название 1_________, 2_________, 3__________(2 сросшихся). На корнях бобовых имеются ______________ ___________.
Задание: выбрать формулу цветка бобовых, розоцветных, крестоцветных.
Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1 Ч 5 Л 5 Т П Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 Ч 5 Л 5 Т П 1
Домашнее задание:
параграф 44, найти дополнительные сведения о семействах розоцветных, крестоцветных и бобовых.
Спасибо за урок.
Источники информации:
1. http://www.sakhcube.ru/2/g/34/1680.jpg 2. http://content.foto.mail.ru/list/melancoly/_answers/i-93.jpg 3. http://herbalfood.ru/wp-content/uploads/2011/10/Klever-polzuchiy.jpg 4. Статья «Строение цветковых растений» http://vkjournal.ru/doc/2723943 5. http://ogorodsadovod.com/sites/default/files/imagecache/resizeimgpost-500-500/u37/2012/09/romashki.jpg 6. http://fb.ru/misc/i/gallery/4237/46977.jpg 7. http://biolgra.ucoz.ru/Ilustrations/Botanika/diagramm_rose.jpg 8. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_366106cb.jpg 9. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m534b1e7a.jpg
10. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m325690b6.jpg
11. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/it2_4_2.jpg
12. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/r2.jpg
13. http:// bio.1september.ru/2008/14/35.gif
14. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m40baa040.jpg
15. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_4e042601.jpg
16. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m619a6eba.jpg
17. http://www.uchportal.ru/_ ld/318/88745128.png
18. http:// hnu.docdat.com/pars_docs/refs/190/189151/img9.jpg
19. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_1f7bf4bf.jpg
20. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_400a6d8.jpg
21. http :// mirbiologii.ru/wp-content/uploads/2012/07/bob_paslen.jpg
22. http :// ruswicca.su/images/1365963710.jpg