СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии Класс двудольные растения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии Класс двудольные растения»

Семейства класса двудольные растения: розоцветные, крестоцветные, бобовые.  Учитель биологии МБОУ Краснопольская СОШ Натейкина Жанна Петровна

Семейства класса двудольные растения: розоцветные, крестоцветные, бобовые.

Учитель биологии

МБОУ Краснопольская СОШ

Натейкина Жанна Петровна

     Цель урока:  изучение характерных признаков каждого семейства по строению цветка и значение растений данного семейства в жизни человека и природе,  формирование   умения  определения растений  разных  семейств класса  двудольные.    

Цель урока: изучение характерных признаков каждого семейства по строению цветка и значение растений данного семейства в жизни человека и природе,  формирование   умения  определения растений  разных  семейств класса  двудольные.   

Задание1. Заполните таблицу.  Особенности строения покрытосеменных растений. № Признак 1. Класс двудольные Побег  - стебель (проводящая система)  -листья (жилкование) 2. 3 .   Цветок Класс однодольные 4 .   Семя (зародыш и питательные вещества)     Корневая система        

Задание1. Заполните таблицу. Особенности строения покрытосеменных растений.

Признак

1.

Класс двудольные

Побег - стебель (проводящая система) -листья (жилкование)

2.

3 .

 

Цветок

Класс однодольные

4 .

 

Семя (зародыш и питательные вещества)

 

 

Корневая система

 

 

 

 

Таблица. Особенности строения покрытосеменных растений № 1 Признак 1. 2 Класс двудольные Побег  - стебель (проводящая система)   3 Класс однодольные   -листья (жилкование)   Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину. 4  Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.   Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.  Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование

Таблица. Особенности строения покрытосеменных растений

1

Признак

1.

2

Класс двудольные

Побег - стебель (проводящая система)

3

Класс однодольные

-листья (жилкование)

  Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.

4

Листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование.

  Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет. Листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование

1 2 3 4 2. Цветок   Цветки обычно пятичленные или четырехчленные.   Цветки обычно трехчленные, редко – двучленные. 3. Семя (зародыш и питательные вещества)   Зародыш семени с двумя семядолями. Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или зародыше.   Зародыш семени с одной семядолей. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.

1

2

3

4

2.

Цветок

  Цветки обычно пятичленные или четырехчленные.

  Цветки обычно трехчленные, редко – двучленные.

3.

Семя (зародыш и питательные вещества)

  Зародыш семени с двумя семядолями. Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или зародыше.

  Зародыш семени с одной семядолей. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.

1 2 3 4 4. Корневая система   Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему.     Зародышевый корешок семени развит слабо, и при прорастании от стебля обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.

1

2

3

4

4.

Корневая система

  Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему.

  Зародышевый корешок семени развит слабо, и при прорастании от стебля обычно отходят сразу несколько придаточных корней, которые формируют мочковатую корневую систему.

Задание2. Распределите утверждения в соответствующие графы. Класс двудольные Класс однодольные Утверждения:  1.Зародыш семени с двумя семядолями.  2.Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.  3.Листья обычно имеют перистое жилкование.  4. Листья обычно имеют параллельное жилкование.  5.Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.  6.Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему.  7.Цветки обычно трехчленные, редко – двучленные.

Задание2. Распределите утверждения в соответствующие графы.

Класс двудольные

Класс однодольные

Утверждения: 1.Зародыш семени с двумя семядолями. 2.Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме. 3.Листья обычно имеют перистое жилкование. 4. Листья обычно имеют параллельное жилкование. 5.Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет. 6.Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержневую корневую систему. 7.Цветки обычно трехчленные, редко – двучленные.

Задание2. Проверь себя. Класс двудольные Класс однодольные 1, 3, 6 2,4,5,7

Задание2. Проверь себя.

Класс двудольные

Класс однодольные

1, 3, 6

2,4,5,7

Задание 3. Допишите предложение. 1.Основной единицей систематики является __________________________________.  2.Близкие роды объединяются в ____________________________________________.  3.Водоросли - ________________________________растения.  4.Папоротникообразные высшие ________________растения.  5.Голосеменные размножаются _________________________.  6.Покрытосеменные растения размножаются и расселяются ____________________, но у них широко представлено и __________________________размножение.

Задание 3. Допишите предложение.

1.Основной единицей систематики является __________________________________. 2.Близкие роды объединяются в ____________________________________________. 3.Водоросли - ________________________________растения. 4.Папоротникообразные высшие ________________растения. 5.Голосеменные размножаются _________________________. 6.Покрытосеменные растения размножаются и расселяются ____________________, но у них широко представлено и __________________________размножение.

Отдел ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (Цветковые) Класс Двудольные Класс Однодольные Семейство Злаковые Семейство Крестоцветные Семейство Лилейные Семейство Розоцветные Семейство Пасленовые Семейство Бобовые Семейство Сложноцветные

Отдел ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (Цветковые)

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Семейство Злаковые

Семейство Крестоцветные

Семейство Лилейные

Семейство Розоцветные

Семейство Пасленовые

Семейство Бобовые

Семейство Сложноцветные

Формула и диаграмма цветка розоцветных. Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ Ч - чашелистик Л - лепесток Т - тычинки П – пестик

Формула и диаграмма цветка розоцветных.

Ч 5 Л 5 Т П

Ч - чашелистик

Л - лепесток

Т - тычинки

П – пестик

Характеристика  основных  семейств. Общие признаки растений семейства Крестоцветные: 1. Главные признаки 1) Строение цветка: Ч Л Т П  2) Плод –  2. Дополнительные признаки  Количество видов: _____________  Представители : – пищевые:_______________________  – декоративные: __________________  – сорные: ________________________

Характеристика  основных  семейств.

Общие признаки растений семейства Крестоцветные:

1. Главные признаки

1) Строение цветка:

Ч Л Т П

2) Плод –

2. Дополнительные признаки

Количество видов: _____________

Представители :

– пищевые:_______________________ – декоративные: __________________ – сорные: ________________________

Общие признаки растений семейства Розоцветные: 1. Главные признаки 1) Строение цветка: Ч Л Т П, (шиповник)  Ч Л Т П (слива, вишня) 2) Строение плода: – плод яблоко ___________  – плод костянка _________  – плод орешек __________  – ложный плод __________ 2.Дополнительные признаки Количество видов_________ Представители____________ Жизненные формы: -деревья__________________ -травы____________________ -кустарники________________

Общие признаки растений семейства Розоцветные:

1. Главные признаки

1) Строение цветка:

Ч Л Т П, (шиповник) Ч Л Т П (слива, вишня)

2) Строение плода:

– плод яблоко ___________ – плод костянка _________ – плод орешек __________ – ложный плод __________ 2.Дополнительные признаки

Количество видов_________

Представители____________

Жизненные формы:

-деревья__________________

-травы____________________

-кустарники________________

Общие признаки растений семейства Бобовые. 1. Главные признаки 1) Строение цветка: Ч Л Т П  (клевер) Ч Л  Т  П (горох) 1-______________ 2-______________ 3-______________ 4,5-____________ Плод____________________ 2. Дополнительные признаки: Количество видов__________ Представители ____________

Общие признаки растений семейства Бобовые.

1. Главные признаки

1) Строение цветка:

Ч Л Т П (клевер)

Ч Л Т П (горох)

1-______________

2-______________

3-______________

4,5-____________

Плод____________________

2. Дополнительные признаки:

Количество видов__________

Представители ____________

Семейство крестоцветных Главные признаки Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1  Плод – стручок Соцветие – кисть Включает около 3 200 видов Пищевые растения: капуста,  брюква, репа, редис, редька, хрен; масличные - горчица, рыжик; декоративные - левкой; многие сорняки полей и огородов - сурепка, ярутка, пастушья сумка

Семейство крестоцветных

Главные признаки

Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1 Плод – стручок

Соцветие – кисть

Включает около 3 200 видов

Пищевые растения: капуста,

брюква, репа, редис, редька, хрен;

масличные - горчица, рыжик; декоративные - левкой;

многие сорняки полей и огородов - сурепка, ярутка, пастушья сумка

Семейство Розоцветные Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞  (шиповник)  Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 (слива, вишня) Плод: -яблоко, костянка, многокостянка, многоорешки. Все жизненные формы : – деревья (абрикос, ирга, яблоня);  – кустарники (малина, ежевика);  – травы (калган, гравилат, земляника). 3. Количество видов: 3000 4. Представители: черемуха, рябина, роза, гравилат.  

Семейство Розоцветные

Ч 5 Л 5 ТП ∞ (шиповник) Ч 5 Л 5 Т П 1 (слива, вишня)

Плод:

-яблоко, костянка, многокостянка,

многоорешки.

Все жизненные формы :

– деревья (абрикос, ирга, яблоня); – кустарники (малина, ежевика); – травы (калган, гравилат, земляника).

3. Количество видов: 3000

4. Представители: черемуха, рябина, роза, гравилат.

 

Семейство бобовые (мотыльковые). Формула цветка Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1  1-парус 2-весло 3-весло 4,5-лодочка (2 сросшихся) Плод - боб 2. Дополнительные признаки:  Количество видов– 1800  Представители: горох, фасоль, соя, клевер, донник. Жизненные формы: преобладают травянистые растения, встречаются кустарники и деревья.

Семейство бобовые (мотыльковые).

Формула цветка Ч 5 Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 1-парус

2-весло

3-весло

4,5-лодочка (2 сросшихся)

Плод - боб

2. Дополнительные признаки:

Количество видов– 1800 Представители: горох, фасоль, соя, клевер,

донник.

Жизненные формы: преобладают травянистые

растения, встречаются кустарники и деревья.

Закрепление. Вставить пропущенные слова. 1.Семейство крестоцветные: цветок растений данного семейства состоит ________________. Формула  цветка_________. Плод называется __________________.   2.У растений семейства розоцветных цветок имеет______  околоцветник, чашечка из____ свободных чашелистиков,  венчик состоит из___ свободных лепестков, тычинок____,  пестиков ___ или___.   3.Семейство бобовых имеют _________________ венчик, похожий на сидячего _______________. Каждый лепесток имеет свое название 1_________, 2_________, 3__________(2 сросшихся). На корнях бобовых имеются ______________ ___________.

Закрепление. Вставить пропущенные слова.

1.Семейство крестоцветные: цветок растений данного семейства состоит ________________. Формула цветка_________. Плод называется __________________. 2.У растений семейства розоцветных цветок имеет______ околоцветник, чашечка из____ свободных чашелистиков, венчик состоит из___ свободных лепестков, тычинок____, пестиков ___ или___. 3.Семейство бобовых имеют _________________ венчик, похожий на сидячего _______________. Каждый лепесток имеет свое название 1_________, 2_________, 3__________(2 сросшихся). На корнях бобовых имеются ______________ ___________.

Задание: выбрать формулу цветка бобовых, розоцветных, крестоцветных. Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1  Ч 5 Л 5 Т П  Ч (5) Л (5) Т 5 П 1  Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1  Ч 5 Л 5 Т П 1

Задание: выбрать формулу цветка бобовых, розоцветных, крестоцветных.

Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1 Ч 5 Л 5 Т П Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 Ч 5 Л 5 Т П 1

Домашнее задание:  параграф 44, найти дополнительные сведения о семействах розоцветных, крестоцветных и бобовых. Спасибо за урок.

Домашнее задание:

параграф 44, найти дополнительные сведения о семействах розоцветных, крестоцветных и бобовых.

Спасибо за урок.

Источники информации: 1. http://www.sakhcube.ru/2/g/34/1680.jpg   2. http://content.foto.mail.ru/list/melancoly/_answers/i-93.jpg  3. http://herbalfood.ru/wp-content/uploads/2011/10/Klever-polzuchiy.jpg   4. Статья «Строение цветковых растений»  http://vkjournal.ru/doc/2723943   5. http://ogorodsadovod.com/sites/default/files/imagecache/resizeimgpost-500-500/u37/2012/09/romashki.jpg   6. http://fb.ru/misc/i/gallery/4237/46977.jpg   7. http://biolgra.ucoz.ru/Ilustrations/Botanika/diagramm_rose.jpg   8. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_366106cb.jpg   9. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m534b1e7a.jpg

Источники информации:

1. http://www.sakhcube.ru/2/g/34/1680.jpg 2. http://content.foto.mail.ru/list/melancoly/_answers/i-93.jpg 3. http://herbalfood.ru/wp-content/uploads/2011/10/Klever-polzuchiy.jpg 4. Статья «Строение цветковых растений» http://vkjournal.ru/doc/2723943 5. http://ogorodsadovod.com/sites/default/files/imagecache/resizeimgpost-500-500/u37/2012/09/romashki.jpg 6. http://fb.ru/misc/i/gallery/4237/46977.jpg 7. http://biolgra.ucoz.ru/Ilustrations/Botanika/diagramm_rose.jpg 8. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_366106cb.jpg 9. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m534b1e7a.jpg

10. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m325690b6.jpg  11. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/it2_4_2.jpg  12. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/r2.jpg  13. http:// bio.1september.ru/2008/14/35.gif  14. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m40baa040.jpg  15. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_4e042601.jpg  16. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m619a6eba.jpg  17. http://www.uchportal.ru/_ ld/318/88745128.png  18. http:// hnu.docdat.com/pars_docs/refs/190/189151/img9.jpg  19. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_1f7bf4bf.jpg

10. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m325690b6.jpg

11. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/it2_4_2.jpg

12. http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/r2.jpg

13. http:// bio.1september.ru/2008/14/35.gif

14. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m40baa040.jpg

15. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_4e042601.jpg

16. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_m619a6eba.jpg

17. http://www.uchportal.ru/_ ld/318/88745128.png

18. http:// hnu.docdat.com/pars_docs/refs/190/189151/img9.jpg

19. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_1f7bf4bf.jpg

20. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_400a6d8.jpg  21. http :// mirbiologii.ru/wp-content/uploads/2012/07/bob_paslen.jpg 22. http :// ruswicca.su/images/1365963710.jpg

20. http :// cat.convdocs.org/pars_docs/refs/131/130727/130727_html_400a6d8.jpg

21. http :// mirbiologii.ru/wp-content/uploads/2012/07/bob_paslen.jpg

22. http :// ruswicca.su/images/1365963710.jpg