1) Актуализация знаний. Устный счёт. -На экране различные записи. Разбейте их на 2 группы. Объясните свой выбор.(поработайте в парах) 10 + 43 30 – 21 15 – = 8 + 20 = 25 30 + =40 54 + 8 - Начнём свою работу со 2 группы. Что обозначает ? - Вставьте числа - Прочитайте, что у вас получилось. - Как можно назвать все эти записи? - Перейдём к следующей группе выражений. - Как можно назвать эти записи? Прочитайте их разными способами. - Найдите значения этих числовых выражений. 10+43=53 54+8=62 30-21=9 Ответы запишите в тетради через запятую Вывод: С какими выражениями мы поработали? Какие умения понадобились, чтобы выполнить задание? Оцените свою работу (+, - ) Что не получилось? 2) Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Как вы думаете, в математике существуют только числовые выражения, или есть и другие? Вот об этом вы сегодня и узнаете. Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. - У вас на столах карточки. Запишите данные выражения в тетрадь, найдите их значение: 60 + 12 89 – 8 14 - - Справились ли вы с заданием? Почему? Какое затруднение у вас возникло? (вынести на доску выражение 14 - ) 1) Восстановление выполнения операции и фиксирование места(шага), где возникло затруднение. -Что обозначает окошко? 2) Обдумывание будущих учебных действий. -Как же нам найти значение этого выражения? -На доске у меня числа 9, 15, подставьте их вместо окошка в выражение и найдите значение. (с записью в тетради) Прочитайте какие выражения у вас получились. А можно другие числа подставить? - Какие выражения у нас получатся? Значит, если в выражение с окошком подставлять разные числа, получатся разные числовые выражения. 1) Формулирование темы, учебной задачи урока учащимися -Как же назвать эту запись 14 - ? -Можно её прочитать? -Чем заменить окошко? - В математике принято вместо окошка использовать буквы латинского алфавита. -Латинский алфавит появился в глубокой древности и знаком почти всем людям Земли. Он есть и в учебнике, с.96. Слева вы видите написание букв, а справа их название. Назовите первые 4 буквы. Заменим окошко буквой а . Прочитайте полученное выражение. 14 - а Некоторые буквы мы будем использовать чаще других, я их специально размещу перед вашими глазами. a b с d e k m x - Прочитайте следующие выражения: 15+ b 40 – c k - 17 - Как же назвать выражения, в которых содержится не только числа, но и буквы? Итак, назовите тему урока. - Чему должны научиться на уроке? 2) Поиск решения учебной задачи. -Какой помощник помогает вам получать новые знания. Прочитайте сведения внизу на стр. 76. Какие же выражения называют буквенными? 3) Составление алгоритма работы с буквенным выражением. - Прочитайте буквенное выражение на с. 77 вверху 8+d. Запишите его в тетрадях. - Найдём значение буквенного выражения, если d=10. Пишу на доске. - Давайте составим план работы с буквенным выражением. (Найти слова-подсказки) - Что сделали сначала? (Прочитали.) - А потом? (Записали на доске и в тетради.) - Затем? (Вставили вместо буквы число.) - А потом? (Нашли значение выражения.) - Работаем с буквенным выражением по алгоритму k-7, если k=10 1) Работа в парах по карточкам. Решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 46 - с, если с = 3, с = 20 2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С. 77, номер внизу страницы. -Прочитайте задание. 1 вариант работает по алгоритму над буквенным выражением с буквой а 2 вариант: буквенное выражение с буквой b - Проверьте по эталону: 23, 22. 1) Работа над задачей. № 2, стр.77. - Прочитайте задачу. О ком в ней говорится? Сколько денег было у мамы? Сколько денег потратила мама? Каков вопрос задачи? Можем сразу ответить на вопрос? Что для этого нужно знать? Что узнаем сначала? Сможем теперь ответить на вопрос задачи? - Запишем решение задачи. - Посмотрите внимательно на числа в задаче, кто может предложить другой способ решения? - Представьте, что мама потратила другую сумму в магазине. Какую? Приведите примеры. Замените в первом выражении число потраченных денег буквой с. Какое выражение у нас получится? Какие числа можно подставить вместо с ? 2) На доске начерчен треугольник. - Назовите геометрическую фигуру. Вам известны стороны треугольника. Обозначим его стороны буквами латинского алфавита a, b, c. - Что такое периметр многоугольника? - Составьте буквенное выражение, по которому можно найти периметр треугольника. - С помощью этого выражения мы сможем найти периметр любого треугольника. - Измерьте стороны и найдите периметр нашего треугольника. - Какие новые знания вы сегодня открыли? - Оцените свою деятельность на уроке. - Спасибо за урок! Д/з: запомнить буквы латинского алфавита, выполнить № 4 на стр. 77. | *Делят записи на 2 группы, объясняют свой выбор. 1: + 20 = 25 30+ =40 15 – = 8 2: 10 + 43 31 – 11 54 + 8 - Неизвестное число, которое нужно вставить. *Подставляют числа. Читают выражения. - Числовые выражения. - Числовые выражения. Читают разными способами. (К числу прибавить…, первое слагаемое…, сумма чисел) с числовыми Строят предположение о предстоящей работе. *Самостоятельно находят значение первых двух выражений. - Нет. Не смогли найти значение последнего выражения. Неизвестно второе число. - Неизвестное число. *Строят проект выхода из затруднения. - Можно подставить числа в окошки. - В это выражение можно подставить только число 9. Из 14 нельзя вычесть 15. *Чтение выражений, нахождение значений. Читают выражения. Находят значения. -Разные числовые выражения. - Не знаем. Не можем прочитать. Знакомятся с латинским алфавитом. Называют некоторые буквы.. Читают выражение. «Буквенные выражения» -Читать, записывать, находить значение буквенных выражений. - Учебник. * Читают сведения в учебнике. * Работают в тетрадях. Путём ответов на вопросы составляют алгоритм работы с буквенным выражением Карточка-помощник. 1. Прочитать выражение. 2. Записать. 3. Подставить вместо буквы число. 4. Вычислить значение. * Работает у доски ученик. Выполняют работу в парах. Проверяют. Оценивают результат. Самостоятельная работа. Проверка по эталону. *Читают и разбирают задачу по вопросам учителя. Намечают план решения. 1) Сколько всего денег было? + 2) Сколько денег осталось? - (50+10) – 30 = 30 (руб.) Запись на доске: (50-30) +10 = 30 10, 15, 20, 30, 55 руб. Применение новых знаний. (50+10) – с С 60 - Треугольник. Длины сторон неизвестны. - Сумма длин его сторон. P = a + b + c a = b = с = *Находят периметр, записывают решение. Отвечают на вопросы. - Числовые выражения. - Буквенные выражения. Оценивают свою деятельность на уроке. |