Н и НН в суффиксах
причастий
Подготовила учитель МБОУ Малозиновьевской ООШ Лутошкина А.В.
Цель деятельности учителя : создавать условия для формирования умения правописания –н- и –нн- в причастиях, закрепления умения различать прилагательные и причастия. Планируемые результаты : Предметные – ученики осуществляют правильный выбор написания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях. Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества. Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок. Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
«Причастие учить
– ум точить!»
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
1.Золотое яблоко по серебрян _ому блюдечку катается.
1.Золотое яблоко по серебр я н ому блюдечку катается.
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
2.Зелен_ая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а не человек.
2.Зеле н ая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а не человек.
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
3.Летит огнен_ая стрела, никто ее не поймает.
3.Летит огне нн ая стрела, никто ее не поймает.
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
4.Поле не мерян_о, овцы не считан_ы, пастух рогат.
4.Поле не меря н о, овцы не счита н ы, пастух рогат.
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
5.На окне - стеклянный пруд, а рыбачить - не дают!
5.На окне - стекля нн ый пруд, а рыбачить - не дают!
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
6.Нехожен_ая дорожка посыпа_на горошком.
6.Нехоже н ая дорожка посыпа н а горошком.
В предложениях-загадках вставить в слова пропущенные буквы. Отгадать загадки.
7.Шапочка алая, жилеточка неткан_ая, кафтанчик рябенький.
7.Шапочка алая, жилеточка нетка н ая, кафтанчик рябенький.
Распределить слова по группам по какому-либо основанию, мотивировать это деление.
Покрашенный пол, крашеный пол, крашенный летом пол, перегруженная баржа, груженая баржа, негруженая баржа, груженная песком баржа, вареные овощи, варенные в котелке овощи, овощи сварены, сваренные овощи, жареная рыба, жаренная в масле рыба, купленный товар, товары куплены.
н
нн
груженая баржа, негруженая баржа, вареные овощи, овощи сварены, крашеное полотно, некрашеное полотно, жареная рыба, товары куплены.
Перегруженная баржа, груженная песком баржа, варенные в котелке овощи, сваренные овощи, выкрашенное полотно, жаренная в масле рыба, купленный товар.
Н в кратких причастиях
НН в полных причастиях
овощи сварены,
Н в …
товары куплены.
Перегруженная баржа, груженная песком баржа, варенные в котелке овощи, сваренные овощи, выкрашенное полотно, жаренная в масле рыба, купленный товар.
Груженая баржа,
негруженая баржа,
вареные овощи,
крашеное полотно,
некрашеное полотно,
жареная рыба.
http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/n-i-nn-v-suffiksah-stradatelnyh-prichastiy-i-otglagolnyh-prilagatelnyh
Н или НН?
Н (отглагольные прилагательные)
НН (причастия)
1.Суффиксы
– ОВА-, -ЕВА-
2. Приставки
кроме НЕ и ПОЛУ
3.ЗАВИСИМОЕ СЛОВО
4.ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА СОВ.В.
-ЕНН-
-ЕН-
-Н-
-НН-
НЕТ
ЕСТЬ
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
невиданный, неслыханный,
Писаная красавица,
нежданный, негаданный,
конченый человек,
желанный, священный,
прощеное воскресенье.
нечаянный, чеканный, деланный,
жеманный, медленный.
Проверим: созданный, изгнанный, читаный, высушенный, пареный, раскатанный, обожженный, привязанный, путаный, вверенный, изображенный, узнанный.
ВставьТЕ
пропущенные буквы
созда…ый,
изгна….ый,
чита….ый,
высуше…ый,
паре….ый,
раската….ый,
обожже….ый,
привяза…ый,
пута….ый,
ввере….ый,
изображе….ый,
узна….ый,
«Во все стороны»
Двигайте глазами
«Наклоны головы»
- Вперед – назад
- Вправо - влево
«Сжимание кисти в кулак»
Из слов, записанных в начальной форме, соберите пословицу: Ворона, куст, бояться, и, пуган_ый
Пуганая ворона и куста боится
Выпишите номера словосочетаний, в которых пишется НН. 1группа:1. Незван_ый гость, 2. Посеян_ые озимые, 3. Дело сделан_о, 4. Вскипячен_ая вода, 5. Создан_ый документ, 6. Собрание не проведен_о, 7.Запутан_ая тропинка, 8. Вязан_ый крючком свитер, 9. Крашен_ый краской забор, 10. Копчен_ая рыба.
2 группа:
1.Варен_ый картофель, 2. Пожарен_ая рыба,
3. Гружен_ая кирпичом машина,
4. Пуговица оторван_а,
5. Сушен_ые овощи,
6. Выглажен_ое белье,
7. Связан_ый свитер,
8. Фрукты заморожен_ы, 9. Некошен_ый луг,
10. Причесан_ые волосы.
1 группа: 2, 4, 5, 7, 8, 9
2 группа: 2, 3, 6, 7,10
РЕФЛЕКСИЯ
!!! – понял, смогу объяснить товарищу,
! – понял, но не совсем уверен,
? – не все понял, надо еще позаниматься.
Домашнее задание
Упр.698
На выбор:
- Вспомнить и записать фразеологизмы, в состав которых входят причастия и отглагольные прилагательные.
- Составьте небольшой текст с использованием причастий и отглагольных прилагательных