Десятичная система записи натуральных чисел
Автор: Аргунова Анна Алексеевна,
Учитель математики МОБУ СОШ №3, г. Якутск
Цели:
Научиться записывать натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых
Задачи:
- Изучить исторические сведения о системах записи чисел у разных народов в древности;
- Узнать о десятичной системе счисления;
- Рассмотреть и решить задания
ПОВТОРИМ
47304589
4
7
4
8
9
3
0
5
Повторение
- Сколько чисел в натуральном ряду от 1 до 10?
- Есть ли в натуральном ряду последнее число?
- Считают ли 0 натуральным числом?
- Назовите число, не имеющее предшествующего числа.
10
- Нуль- не натуральное число
История чисел
В 19 веке у племен Австралии и Полинезии было только два обозначения: «один» и «два»
Египтяне уже за 3 тыс.лет(!) до н.э. применяли десятичную систему счисления
- 1 - «один»
- 2 - «два»
- 3 - «один и два»
- 4 – «два и два»
- 5 – «два, два и один»
- 6- «два, два и два»
- А числа, большие шести называли «много»
Римские цифры – пример непозиционной системы счисления
В настоящее время для записи чисел принята
ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ ЧИСЕЛ,
в которой числа записывают при помощи знаков:
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
(ЦИФРЫ)
Например, в записи числа 777 первая справа цифра означает 7 единиц , вторая – 7 десятков , третья – 7 сотен. Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.
Десять единиц
Десять десятков
Десять сотен
Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными , а записанные несколькими цифрами – многозначными : двумя – двузначными , тремя – трёхзначными , и т.д.
- Примеры:
- 1,7,9 – однозначные
- 10, 77, 99 – двузначные
- 100, 357 – …значные,
- 537 633, 987345 - …значные
Первую цифру слева в записи числа называют цифрой высшего разряда , она всегда отлична от нуля.
Чтобы прочитать число 148951784296 , выделяют в нем классы:
148 951 784 296
148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296
1 4 8 9 5 1 7 8 4 2 9 6
КАЖДОЕ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО МОЖНО ЗАПИСАТЬ В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ.
- 99= 9·10+ 9·1
- 3278=3·1000 + 2·100 + 7·10 + 8·1
- 5031= 5·1000 + 0· 100 + 3· 10 + 1·1=5·1000 + 3· 10 + 1·1
- 3700= 3·1000 + 7·100
Закрепление изученного :
Устно №9-12 .
№ 13 . Письменно:
100 000, 1 000 000, 10 000, 100 000 000,
1 000 000 000, 10 000 000, 100 000 000 000,
10 000 000 000.
№ 15 . Письменно:
а) 10 и 99; б) 100 и 999; в) 1000 и 9999.
№ 16. УСТНО
а) 9 (от 1 до 9); б) 100 (от 10 до 99);
в) 1000 (от 100 до 999).
Закрепление изученного: Выполните письменно задание № 19. (а, б, д, ж, з)
Образец: 150=1·100 + 5·10
2945= 2·1000 + 9·100 + 4·10 + 5·1 ;
А) 48= 40·10 + 8·1
Б) 159=1·100 + 5·10 + 9·1
Д) 102=1·100 + 0·10 + 2·1= 1·100 + 2·1
Ж)4067 = 4·1000 + 0·100 + 6·10 +7·1 = 4·1000 + 6·10 +7·1
З) 10504 = 1·10000 + 5·100 + 4·1
Запишите в виде суммы разрядных слагаемых числа:
30·10 + 4·1
9·100 + 5·10 + 1·1
1·1000 + 2·100 + 4·1
4·10000 + 3·1000 + 9·100 + 7·1
1·100000 + 5·100 + 1·10
1·1000000 + 1·1000 + 9·10 + 1·1
- 34 =
- 951=
- 1204=
- 43907=
- 100510=
- 1001091=
Самостоятельная работа на уроке с последующей самопроверкой:
ПРОВЕРКА:
б) 59704;
б) 130 050;
в) 806;
в) 208 024;
г) 700030
г) 2 003 000;
д) 11 000 012
Рефлексия:
- Что нового для себя узнали на этом уроке?
- Чему вы научились во время изучения новой темы?
- Поставь себе оценку по 5бальной шкале
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
№ 21, 22 (стр. 10)
Повторить п.1,2 (с. 7-9)