СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Десятичная система записи натуральных чисел", 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Десятичная система записи натуральных чисел", 5 класс к учебнику Никольского

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Десятичная система записи натуральных чисел", 5 класс»

Десятичная система записи натуральных чисел Автор: Аргунова Анна Алексеевна, Учитель математики МОБУ СОШ №3, г. Якутск

Десятичная система записи натуральных чисел

Автор: Аргунова Анна Алексеевна,

Учитель математики МОБУ СОШ №3, г. Якутск

Цели: Научиться записывать натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых Задачи: Изучить исторические сведения о системах записи чисел у разных народов в древности; Узнать о десятичной системе счисления; Рассмотреть и решить задания

Цели:

Научиться записывать натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых

Задачи:

  • Изучить исторические сведения о системах записи чисел у разных народов в древности;
  • Узнать о десятичной системе счисления;
  • Рассмотреть и решить задания
ПОВТОРИМ 47304589 4 7 4 8 9 3 0 5

ПОВТОРИМ

47304589

4

7

4

8

9

3

0

5

Повторение Сколько чисел в натуральном ряду от 1 до 10? Есть ли в натуральном ряду последнее число? Считают ли 0 натуральным числом? Назовите число, не имеющее предшествующего числа. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10  10 нет Нуль- не натуральное число  1

Повторение

  • Сколько чисел в натуральном ряду от 1 до 10?
  • Есть ли в натуральном ряду последнее число?
  • Считают ли 0 натуральным числом?
  • Назовите число, не имеющее предшествующего числа.
  • 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

10

  • нет
  • Нуль- не натуральное число
  • 1
История  чисел В 19 веке у племен Австралии и Полинезии было только два обозначения: «один» и «два» Египтяне уже за 3 тыс.лет(!) до н.э. применяли десятичную систему счисления 1 - «один» 2 - «два» 3 - «один и два» 4 – «два и два» 5 – «два, два и один» 6- «два, два и два» А числа, большие шести называли «много»

История чисел

В 19 веке у племен Австралии и Полинезии было только два обозначения: «один» и «два»

Египтяне уже за 3 тыс.лет(!) до н.э. применяли десятичную систему счисления

  • 1 - «один»
  • 2 - «два»
  • 3 - «один и два»
  • 4 – «два и два»
  • 5 – «два, два и один»
  • 6- «два, два и два»
  • А числа, большие шести называли «много»
Римские цифры – пример непозиционной системы счисления

Римские цифры – пример непозиционной системы счисления

В настоящее время для записи чисел принята  ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ ЧИСЕЛ, в которой числа записывают при помощи знаков: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 (ЦИФРЫ) Например, в записи числа 777 первая справа цифра означает 7 единиц , вторая – 7 десятков , третья – 7 сотен. Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

В настоящее время для записи чисел принята

ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ ЧИСЕЛ,

в которой числа записывают при помощи знаков:

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

(ЦИФРЫ)

Например, в записи числа 777 первая справа цифра означает 7 единиц , вторая – 7 десятков , третья – 7 сотен. Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.

Десять единиц Десять десятков Десять сотен

Десять единиц

Десять десятков

Десять сотен

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными , а записанные несколькими цифрами – многозначными : двумя – двузначными , тремя – трёхзначными , и т.д. Примеры: 1,7,9 – однозначные 10, 77, 99 – двузначные 100, 357 – …значные, 537 633, 987345 - …значные

Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными , а записанные несколькими цифрами – многозначными : двумя – двузначными , тремя – трёхзначными , и т.д.

  • Примеры:
  • 1,7,9 – однозначные
  • 10, 77, 99 – двузначные
  • 100, 357 – …значные,
  • 537 633, 987345 - …значные
Первую цифру слева в записи числа называют цифрой высшего разряда , она всегда отлична от нуля. Чтобы прочитать число 148951784296 , выделяют в нем классы: 148 951 784 296 148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296 1 4 8 9 5 1 7 8 4 2 9 6

Первую цифру слева в записи числа называют цифрой высшего разряда , она всегда отлична от нуля.

Чтобы прочитать число 148951784296 , выделяют в нем классы:

148 951 784 296

148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 296

1 4 8 9 5 1 7 8 4 2 9 6

КАЖДОЕ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО МОЖНО ЗАПИСАТЬ В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ. 99= 9·10+ 9·1 3278=3·1000 + 2·100 + 7·10 + 8·1 5031= 5·1000 + 0· 100 + 3· 10 + 1·1=5·1000 + 3· 10 + 1·1 3700= 3·1000 + 7·100

КАЖДОЕ НАТУРАЛЬНОЕ ЧИСЛО МОЖНО ЗАПИСАТЬ В ВИДЕ СУММЫ РАЗРЯДНЫХ СЛАГАЕМЫХ.

  • 99= 9·10+ 9·1
  • 3278=3·1000 + 2·100 + 7·10 + 8·1
  • 5031= 5·1000 + 0· 100 + 3· 10 + 1·1=5·1000 + 3· 10 + 1·1
  • 3700= 3·1000 + 7·100
Закрепление изученного : Устно №9-12 . № 13 . Письменно:  100 000, 1 000 000, 10 000, 100 000 000,  1 000 000 000, 10 000 000, 100 000 000 000,  10 000 000 000. № 15 . Письменно:  а) 10 и 99; б) 100 и 999; в) 1000 и 9999. № 16. УСТНО  а) 9 (от 1 до 9); б) 100 (от 10 до 99);  в) 1000 (от 100 до 999).

Закрепление изученного :

Устно №9-12 .

13 . Письменно:

100 000, 1 000 000, 10 000, 100 000 000,

1 000 000 000, 10 000 000, 100 000 000 000,

10 000 000 000.

15 . Письменно:

а) 10 и 99; б) 100 и 999; в) 1000 и 9999.

16. УСТНО

а) 9 (от 1 до 9); б) 100 (от 10 до 99);

в) 1000 (от 100 до 999).

Закрепление изученного:  Выполните письменно задание  № 19. (а, б, д, ж, з)   Образец: 150=1·100 + 5·10  2945= 2·1000 + 9·100 + 4·10 + 5·1 ;  А) 48= 40·10 + 8·1 Б) 159=1·100 + 5·10 + 9·1 Д) 102=1·100 + 0·10  + 2·1= 1·100 + 2·1 Ж)4067 = 4·1000 + 0·100 + 6·10 +7·1 = 4·1000 + 6·10 +7·1 З) 10504 = 1·10000 + 5·100 + 4·1

Закрепление изученного: Выполните письменно задание № 19. (а, б, д, ж, з)

Образец: 150=1·100 + 5·10

2945= 2·1000 + 9·100 + 4·10 + 5·1 ;

А) 48= 40·10 + 8·1

Б) 159=1·100 + 5·10 + 9·1

Д) 102=1·100 + 0·10 + 2·1= 1·100 + 2·1

Ж)4067 = 4·1000 + 0·100 + 6·10 +7·1 = 4·1000 + 6·10 +7·1

З) 10504 = 1·10000 + 5·100 + 4·1

Запишите в виде суммы разрядных слагаемых числа: 30·10 + 4·1 9·100 + 5·10 + 1·1 1·1000 + 2·100 + 4·1 4·10000 + 3·1000 + 9·100 + 7·1 1·100000 + 5·100 + 1·10 1·1000000 + 1·1000 + 9·10 + 1·1  34 =  951=  1204=  43907=  100510= 1001091=

Запишите в виде суммы разрядных слагаемых числа:

30·10 + 4·1

9·100 + 5·10 + 1·1

1·1000 + 2·100 + 4·1

4·10000 + 3·1000 + 9·100 + 7·1

1·100000 + 5·100 + 1·10

1·1000000 + 1·1000 + 9·10 + 1·1

  • 34 =
  • 951=
  • 1204=
  • 43907=
  • 100510=
  • 1001091=

Самостоятельная работа на уроке с последующей самопроверкой: № 18, № 20

Самостоятельная работа на уроке с последующей самопроверкой:

  • 18,
  • 20
ПРОВЕРКА: № 18 : а) 1235; № 20: а) 320;  б) 59704;  б) 130 050;  в) 806;  в) 208 024;  г) 700030  г) 2 003 000;  д) 11 000 012

ПРОВЕРКА:

  • 18 : а) 1235;
  • 20: а) 320;

б) 59704;

б) 130 050;

в) 806;

в) 208 024;

г) 700030

г) 2 003 000;

д) 11 000 012

Рефлексия:  Что нового для себя узнали на этом уроке? Чему вы научились во время изучения новой темы? Поставь себе оценку по 5бальной шкале

Рефлексия:

  • Что нового для себя узнали на этом уроке?
  • Чему вы научились во время изучения новой темы?
  • Поставь себе оценку по 5бальной шкале
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 21, 22 (стр. 10) Повторить п.1,2 (с. 7-9)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

21, 22 (стр. 10)

Повторить п.1,2 (с. 7-9)