СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Дети холокоста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дети холокоста"»

Холокост по-гречески означает «огненная жертва».   Холокост - от англ. holocaust, др.-греч. лпкбэуфпт — «всесожжение» (Википедия) Холокост (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (Большой энциклопедический словарь)

Холокост по-гречески означает «огненная жертва».

  • Холокост - от англ. holocaust, др.-греч. лпкбэуфпт — «всесожжение» (Википедия)
  • Холокост (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (Большой энциклопедический словарь)
Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти ,  созданные нацистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и других…

Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти , созданные нацистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили

  • славян,
  • евреев,
  • цыган и других…
Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, ими было принято свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев.  Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
  • Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, ими было принято свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев.  Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
Было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.
  • Было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.
  • Еврейские и некоторые нееврейские подростки 13-18 лет имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.
  • Их судьба может быть разделена на следующие категории:
  • 1.После прибытия в лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.
  • 2.Дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах.
  • 3.Дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их.
  • 4.Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.
  • дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и
  • 5.Дети, как объекты для медицинских экспериментов.
Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.
  • Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.
Ворота концлагеря Аушвиц  (Arbeit macht frei )

Ворота концлагеря Аушвиц (Arbeit macht frei )

 Новых заключенных при входе в лагерь встречала вывеска на немецком: Arbeit Macht Frei — труд делает свободным , что, конечно, было ложью. Освободиться из лагеря можно было только одним путем — умереть.  Попасть на территорию лагеря для заключенный мог только через эти ворота .

Новых заключенных при входе в лагерь встречала вывеска на немецком: Arbeit Macht Frei — труд делает свободным , что, конечно, было ложью. Освободиться из лагеря можно было только одним путем — умереть.

Попасть на территорию лагеря для заключенный мог только через эти ворота .

Ограждение лагеря, по которому был пропущен электрический ток, и караульные вышки должны были изолировать лагерь и не дать заключенным бежать.

Ограждение лагеря, по которому был пропущен электрический ток, и караульные вышки должны были изолировать лагерь и не дать заключенным бежать.

На фото видны протезы, оставшиеся от инвалидов. Всех больных, слабых, старых, беременных, маленьких детей убивали сразу по прибытию в лагерь.

На фото видны протезы, оставшиеся от инвалидов. Всех больных, слабых, старых, беременных, маленьких детей убивали сразу по прибытию в лагерь.

 Всех убитых в газовых камерах сжигали в крематории, который работал круглосуточно. Одно тело сгорало в печи, работающей на коксовом угле за 30-40 минут, таким образом, в день пропускная способность крематория равнялась 360 сожженным трупам.

Всех убитых в газовых камерах сжигали в крематории, который работал круглосуточно. Одно тело сгорало в печи, работающей на коксовом угле за 30-40 минут, таким образом, в день пропускная способность крематория равнялась 360 сожженным трупам.

За любую провинность заключенный помещался в карцер. Например, если арестант подбирал окурок, который бросил эсэсовец, то он должен был сутки простоять в карцере. Карцер был размером 90 на 90 сантиметров, на фото видны три карцера, стена разобрана специально. Залезть в него можно было только на четвереньках. В одну камеру карцера помещали по 4 человека.

За любую провинность заключенный помещался в карцер. Например, если арестант подбирал окурок, который бросил эсэсовец, то он должен был сутки простоять в карцере.

Карцер был размером 90 на 90 сантиметров, на фото видны три карцера, стена разобрана специально. Залезть в него можно было только на четвереньках. В одну камеру карцера помещали по 4 человека.

На фото — санитарный барак, туалет.  В этом же бараке находились и умывальни — большие ванны с водой, которой можно было помыть себя. Не было ни бумаги, ни сидений. Заключенные приходили в туалет по расписанию, два раза в день, утром и вечером.

На фото — санитарный барак, туалет.

В этом же бараке находились и умывальни — большие ванны с водой, которой можно было помыть себя. Не было ни бумаги, ни сидений. Заключенные приходили в туалет по расписанию, два раза в день, утром и вечером.

Медицинские эксперименты Заключенных подвергали: Заражению вирусами Голоду Переохлаждению Обезвоживанию Гипоксии

Медицинские эксперименты

Заключенных подвергали:

  • Заражению вирусами
  • Голоду
  • Переохлаждению
  • Обезвоживанию
  • Гипоксии
 Тела жертв, уничтоженных в лагере Аушвиц-Биркенау.

Тела жертв, уничтоженных в лагере Аушвиц-Биркенау.

А это — виселица на которой был повешен по решению Нюнберского суда комендант Освенцима –  Рудольф Хёсс. Это было сделано именно в Аушвице, рядом не только с бараками, колючей проволокой, крематорием, но и рядом с домом, в котором он жил.  Его жена, Хедвиге Хензель, описывала их жизнь с пятью детьми в этом доме, в концентрационном лагере, как РАЙСКУЮ.

А это — виселица на которой был повешен по решению Нюнберского суда комендант Освенцима –

Рудольф Хёсс.

Это было сделано именно в Аушвице, рядом не только с бараками, колючей проволокой, крематорием, но и рядом с домом, в котором он жил.

Его жена, Хедвиге Хензель, описывала их жизнь с пятью детьми в этом доме, в концентрационном лагере, как РАЙСКУЮ.

Холокост глазами детей…

Холокост глазами детей…

Дети в Освенциме Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима - дети и подростки не старше 18 лет составили около 234 000 . Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 12 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

Дети в Освенциме

  • Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима - дети и подростки не старше 18 лет составили около 234 000 .
  • Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.
  • Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 12 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.
  • В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза  («До и после Освенцима») «Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. …Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…»

Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза («До и после Освенцима»)

«Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. …Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими…»

 «Дневник Анны Франк» -   записи на нидерландском языке, которые вела еврейская девочка Анна Франк с 12 июня 1942 г. по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала — « Убежище ».   Запись 19 ноября 1942:           «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход»

  • «Дневник Анны Франк» -   записи на нидерландском языке, которые вела еврейская девочка Анна Франк с 12 июня 1942 г. по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала — « Убежище ».  

Запись 19 ноября 1942:          

«Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось - старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход»

  Анна Франк умерла от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен на Люнебургской пустоши 12 марта 1945 года, через несколько дней после освобождения. Из восьмерых обитателей убежища Холокост пережил только отец Анны, который и опубликовал дневник своей дочери в 1947 году

Анна Франк умерла от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен на Люнебургской пустоши 12 марта 1945 года, через несколько дней после освобождения. Из восьмерых обитателей убежища Холокост пережил только отец Анны, который и опубликовал дневник своей дочери в 1947 году

«Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

«Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.

«…В гетто живу уже седьмую неделю  подругой мне стала каштана белая ветвь  друзьями в саду - желтые одуванчики  Но бабочки здесь больше я не встречал  та была самой последней бабочкой в гетто  бабочки здесь не живут».  Павел Фридман Стихотворение Павла Фридмана «Бабочка» было написано в 1942 году в концлагере Терезиенштадт в Чехии. Его автор родился в Праге 7 января 1926 года, был депортирован в концлагерь Терезин 26 апреля 1942г. Погиб в Освенциме 29 сентября 1977 г. Ему было 18 лет. Стихи Павла Фридмана сохранил его друг Шмидт.

«…В гетто живу уже седьмую неделю подругой мне стала каштана белая ветвь друзьями в саду - желтые одуванчики Но бабочки здесь больше я не встречал та была самой последней бабочкой в гетто бабочки здесь не живут».

Павел Фридман

Стихотворение Павла Фридмана «Бабочка» было написано в 1942 году в концлагере Терезиенштадт в Чехии.

Его автор родился в Праге 7 января 1926 года, был депортирован в концлагерь Терезин 26 апреля 1942г.

Погиб в Освенциме 29 сентября 1977 г. Ему было 18 лет. Стихи Павла Фридмана сохранил его друг Шмидт.

Скульптура американского скульптора, художника и дизайнера Дэвида Кракова (на заказ Музея Холокоста в Санкт-Петербурге (Флорида) Вдохновение для этой работы скульптор почерпнул из стихотворения молодого узника концлагеря Терезин Павла Фридмана «Бабочка».  Скульптура состоит из бабочек, которые представляют детей возрастом до 16 лет, погибших в концлагере Освенцим. Мультипликационные герои символизируют чистоту и невиновность детей, потерявших свои жизни, едва их начав.

Скульптура американского скульптора, художника и дизайнера Дэвида Кракова (на заказ Музея Холокоста в Санкт-Петербурге (Флорида)

Вдохновение для этой работы скульптор почерпнул из стихотворения молодого узника концлагеря Терезин

Павла Фридмана «Бабочка».

Скульптура состоит из бабочек, которые представляют детей возрастом до 16 лет, погибших в концлагере Освенцим. Мультипликационные герои символизируют чистоту и невиновность детей, потерявших свои жизни, едва их начав.

 Подвиг Ирены Сендлер Ирена Сендлер  — активистка подпольного движения, которая спасла 2,500 еврейских детей из Варшавского гетто во время Второй Мировой Войны. С помощью организации сопротивления «Зегота» в оккупированной немцами Варшаве, эта женщина, обеспечивала детям поддельные документы и с командой единомышленников тайно вывозила их из гетто, отдавая в приюты, частные семьи и монастыри.

Подвиг Ирены Сендлер

  • Ирена Сендлер  — активистка подпольного движения, которая спасла 2,500 еврейских детей из Варшавского гетто во время Второй Мировой Войны.
  • С помощью организации сопротивления «Зегота» в оккупированной немцами Варшаве, эта женщина, обеспечивала детям поддельные документы и с командой единомышленников тайно вывозила их из гетто, отдавая в приюты, частные семьи и монастыри.
Израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присвоил Ирене Сендлер звание Праведника мира.

Израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присвоил Ирене Сендлер звание

Праведника мира.

Праведники народов мира  Праведники народов мира - это, те, кто спасал евреев во время Холокоста, рискуя при этом собственной жизнью.  В настоящее время Праведниками мира признано около 15 тысяч человек.         Медаль Праведника мира

Праведники народов мира

  • Праведники народов мира - это, те, кто спасал евреев во время Холокоста, рискуя при этом собственной жизнью.

  • В настоящее время Праведниками мира признано около 15 тысяч человек.

Медаль Праведника мира

27 января 1945 г. - день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвиц (Освенцим) войсками 1-го Украинского фронта

27 января 1945 г. - день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения

Аушвиц (Освенцим)

войсками 1-го Украинского фронта

  • Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог
  • В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни.. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся. Поезд отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских "фабрик смерти". Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.
Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.    1.Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих поступков, моих действий. 2.Совершая действия, помни, что ты – Человек! 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек! 4 . Протяни руку не для удара, а для помощи. 5 .Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.   

1.Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих поступков, моих действий.

2.Совершая действия, помни, что ты – Человек!

3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

4 . Протяни руку не для удара, а для помощи.

5 .Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать, безразличие к чужой боли, жестокости, ущемлению человеческого достоинства и гражданских прав личности или народа в целом могут снова привести нас к Катастрофе.
  • Человеческое равнодушие, неумение или нежелание сострадать и сочувствовать, безразличие к чужой боли, жестокости, ущемлению человеческого достоинства и гражданских прав личности или народа в целом могут снова привести нас к Катастрофе.