СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку для студентов экономических специальностей на тему «Проценты»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «процент» для студентов экономических специальностей является метапредметным. Математические навыки вычисления процентов для будущих экономистов являются фундаментальными, почти такими же, как навыки чтения и письма для любого человека. На основе математического содержания понятия «процент» строится дальнейшее изучение основ финансовой математики, статистики, а также профессиональных модулей. Поэтому обращение к данной теме в рамках курса профильной математики считаю необходимым.

В колледже формирование представления студентов о проценте должно происходить с одновременным применением знаний из дисциплин «математика», «статистика», «финансы, денежное обращение и кредит», что создаст предпосылки для дальнейшего эффективного изучения МДК профессионального цикла.

Считаю особенно важным на таких уроках создать условия для практического осмысления значения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, развития интереса к предмету и к будущей профессии.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку метапредметного урока по теме «Проценты» для студентов экономических специальностей.

Дисциплина ЕН.01 «Элементы высшей математики». Курс: 2. Специальности: 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку для студентов экономических специальностей на тему «Проценты»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имени Василия Михайловича Пескова» Урок по теме «Проценты» для студентов экономических специальностей Разработчик: Латышева Н.Л.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имени Василия Михайловича Пескова»

Урок по теме «Проценты»

для студентов экономических специальностей

Разработчик: Латышева Н.Л.

«Ясно, что экономика, если она вообще хочет быть наукой, должна быть математической наукой»   Уильям Стэнли Джевонс — английский профессор логики, философии и политической экономии. Основатель математической школы в политической экономии, один из основоположников теории предельной полезности.

«Ясно, что экономика, если она вообще хочет быть наукой, должна быть математической наукой»

Уильям Стэнли Джевонс — английский профессор логики, философии и политической экономии. Основатель математической школы в политической экономии, один из основоположников теории предельной полезности.

Разгадайте кроссенс

Разгадайте кроссенс

задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания о проценте как математическом понятии и основной финансовой категории, о месте и роли данной темы в системе профессиональных дисциплин, об областях практического применения процентов; закрепить знания в процессе выполнения заданий; осмыслить значение полученных знаний в будущей профессиональной деятельности

задачи урока:

  • систематизировать, обобщить и углубить знания о проценте как математическом понятии и основной финансовой категории, о месте и роли данной темы в системе профессиональных дисциплин, об областях практического применения процентов;
  • закрепить знания в процессе выполнения заданий;
  • осмыслить значение полученных знаний в будущей профессиональной деятельности
Обратимся к истории  Слово «процент» -  от лат. «pro centum» = «со ста» ;  Знак % - от лат. «cento» = 100 (сокр. сto )

Обратимся к истории

  • Слово «процент» -

от лат. «pro centum» = «со ста» ;

  • Знак % - от лат. «cento» = 100 (сокр. сto )
Обратимся к истории  Уже клинописные таблички древних вавилонян содержат задачи на расчет процентов.

Обратимся к истории

  • Уже клинописные таблички древних вавилонян содержат задачи на расчет процентов.
Обратимся к истории  В Древнем Риме процентами стали называть деньги, которые платил должник за каждую сотню займа.

Обратимся к истории

  • В Древнем Риме процентами стали называть деньги, которые платил должник за каждую сотню займа.
Обратимся к истории  В Индии проценты известны с V века. Для расчета процентов там использовали пропорцию и решали более сложные задачи.

Обратимся к истории

  • В Индии проценты известны с V века. Для расчета процентов там использовали пропорцию и решали более сложные задачи.
Обратимся к истории  В средневековой Европе торговцы впервые начали применять сложные проценты (начисление процентов на проценты).  В 1584 году впервые была опубликована таблица сложных процентов.  В 1685 году в книге «Руководство по коммерческой арифметике» вместо сto впервые напечатали знак %.

Обратимся к истории

  • В средневековой Европе торговцы впервые начали применять сложные проценты (начисление процентов на проценты).
  • В 1584 году впервые была опубликована таблица сложных процентов.
  • В 1685 году в книге «Руководство по коммерческой арифметике» вместо сto впервые напечатали знак %.
Обратимся к истории В России понятие процента впервые ввел Петр I в VIII веке. Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в медицине, химии, статистике, науке и технике, и пр.

Обратимся к истории

  • В России понятие процента впервые ввел Петр I в VIII веке.
  • Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в медицине, химии, статистике, науке и технике, и пр.
Что мы знаем о проценте? Процент – частный вид десятичных дробей. Процент – одна сотая часть числа. 1 = 100% 0,01 = 1%.

Что мы знаем о проценте?

Процент – частный вид десятичных дробей.

Процент – одна сотая часть числа.

1 = 100%

0,01 = 1%.

Что мы знаем о проценте? Представить проценты в виде десятичной дроби: а) 3% Записать дробь в виде процента: б) 147% а) 0,32 в) 24,5% б) 0,07 г) 0,6% в) 2,5 г) 0,001

Что мы знаем о проценте?

Представить проценты в виде десятичной дроби:

а) 3%

Записать дробь в виде процента:

б) 147%

а) 0,32

в) 24,5%

б) 0,07

г) 0,6%

в) 2,5

г) 0,001

Три вида задач на проценты 1. Нахождение процента (m %) от числа а  2. Нахождение числа а по его проценту (m %)   3. Нахождение процентного отношения чисел (сколько % составляет число b от числа а )

Три вида задач на проценты

1. Нахождение процента (m %) от числа а

2. Нахождение числа а по его проценту (m %)

3. Нахождение процентного отношения чисел (сколько % составляет число b от числа а )

Три вида задач на проценты 1. Нахождение процента (m %) от числа а  2. Нахождение числа а по его проценту (m %)   Сколько процентов составляет число 24 от 300? 3. Нахождение процентного отношения чисел (сколько % составляет число b от числа а ) Найти число, если: 45% его равны 225 Найти: 40% от 75

Три вида задач на проценты

1. Нахождение процента (m %) от числа а

2. Нахождение числа а по его проценту (m %)

Сколько процентов составляет число 24 от 300?

3. Нахождение процентного отношения чисел (сколько % составляет число b от числа а )

Найти число, если: 45% его равны 225

Найти: 40% от 75

Три вида задач на проценты Задача 1 Задача 2 Цистерна вмещает 40 т бензина. После заливки в нее некоторого количества бензина осталось незаполненным 5%. Сколько бензина залили в цистерну? Задача 3 Кофе при жарении теряет 12% своей массы. Сколько свежего кофе надо взять, чтобы получить 14,8 кг жареного кофе? Сколько процентов соли содержится в растворе, если в 200 г раствора содержится 150 г воды?

Три вида задач на проценты

Задача 1

Задача 2

Цистерна вмещает 40 т бензина. После заливки в нее некоторого количества бензина осталось незаполненным 5%. Сколько бензина залили в цистерну?

Задача 3

Кофе при жарении теряет 12% своей массы. Сколько свежего кофе надо взять, чтобы получить 14,8 кг жареного кофе?

Сколько процентов соли содержится в растворе, если в 200 г раствора содержится 150 г воды?

Проценты на службе человека Гипотезы: Процент как математическая категория используется практически во всех сферах человеческой деятельности. Процент – это единая система измерения величин, универсальное понятие. Проценты упрощают расчеты, позволяют легко сравнивать части между собой и с целым. Процентное соотношение удобно изображать в виде диаграмм и графиков.

Проценты на службе человека

Гипотезы:

Процент как математическая категория используется практически во всех сферах человеческой деятельности.

Процент – это единая система измерения величин, универсальное понятие.

Проценты упрощают расчеты, позволяют легко сравнивать части между собой и с целым.

Процентное соотношение удобно изображать в виде диаграмм и графиков.

Процент – универсальное понятие Абсолютные показатели Относительные показатели Количество Процент Время – в секундах; Темпы роста; Темпы прироста; Температура – в градусах; Вес – в килограммах; Рентабельность; Объем – в литрах и т.д. Эффективность и т.д. Конкретное понятие Абстрактное понятие, отвлеченное от его практического содержания

Процент – универсальное понятие

Абсолютные показатели

Относительные показатели

Количество

Процент

Время – в секундах;

Темпы роста;

Темпы прироста;

Температура – в градусах;

Вес – в килограммах;

Рентабельность;

Объем – в литрах и т.д.

Эффективность и т.д.

Конкретное понятие

Абстрактное понятие, отвлеченное от его практического содержания

Процент – универсальное понятие

Процент – универсальное понятие

Процент – универсальное понятие Статистика и хранение данных Сравнение и сопоставление данных Графический способ представления информации Планирование и прогнозирование Анализ результатов Наглядность и удобство представления данных

Процент – универсальное понятие

Статистика и хранение данных

Сравнение и сопоставление данных

Графический способ представления информации

Планирование и прогнозирование

Анализ результатов

Наглядность и удобство представления данных

Торговля Производство Управление Статистика Финансы Ценные бумаги Инфляция Налогообложение Бухгалтерский учет Проценты на службе человека Банки Страхование Риски Проценты в экономических профессиях

Торговля

Производство

Управление

Статистика

Финансы

Ценные бумаги

Инфляция

Налогообложение

Бухгалтерский учет

Проценты на службе человека

Банки

Страхование

Риски

Проценты в экономических профессиях

Процент как финансовая категория Процентами называют сумму, которую уплачивают за пользование денежными средствами. Процентная ставка ( i ) – это относительная величина дохода, т.е. отношение процентных денег, полученных за единицу времени к величине капитала. Это – абсолютная величина дохода.

Процент как финансовая категория

Процентами называют сумму, которую уплачивают за пользование денежными средствами.

Процентная ставка ( i ) – это относительная величина дохода, т.е. отношение процентных денег, полученных за единицу времени к величине капитала.

Это – абсолютная величина дохода.

Виды процентов Простые проценты начисляются каждый раз на первоначальную сумму денег.  Простые проценты используются в краткосрочных финансовых операциях. Обычные проценты начисляются и выплачиваются в конце периода относительно исходной суммы денег. Обычным процентам соответствует обычная ставка (ставка процентов). Сложные проценты начисляются на наращенную сумму, т.е. на меняющуюся сумму за счет присоединения ранее начисленных процентов к основной сумме долга. Авансовые проценты начисляются в начале периода относительно конечной суммы денег и выплачиваются в момент предоставления кредита. Применяются в среднесрочных и долгосрочных финансовых операциях. Авансовым процентам соответствует учетная (дисконтная) ставка.

Виды процентов

Простые проценты начисляются каждый раз на первоначальную сумму денег. Простые проценты используются в краткосрочных финансовых операциях.

Обычные проценты начисляются и выплачиваются в конце периода относительно исходной суммы денег.

Обычным процентам соответствует обычная ставка

(ставка процентов).

Сложные проценты начисляются на наращенную сумму, т.е. на меняющуюся сумму за счет присоединения ранее начисленных процентов к основной сумме долга.

Авансовые проценты начисляются в начале периода относительно конечной суммы денег и выплачиваются в момент предоставления кредита.

Применяются в среднесрочных и долгосрочных финансовых операциях.

Авансовым процентам соответствует учетная (дисконтная) ставка.

Расчеты при начислении простых процентов PV (present value – настоящее, текущее значение ) – исходная сумма денег. FV (future value - будущее значение ) – наращенная сумма денег. I – проценты (доход) n  – срок финансовой операции, число лет i – процентная ставка за период К – коэффициент наращения FV = PV (1+ ni ) I = FV – PV К= FV/ PV

Расчеты при начислении простых процентов

PV (present value – настоящее, текущее значение ) – исходная сумма денег.

FV (future value - будущее значение ) – наращенная сумма денег.

I – проценты (доход)

n срок финансовой операции, число лет

i процентная ставка за период

К – коэффициент наращения

FV = PV (1+ ni )

I = FV – PV

К= FV/ PV

Расчеты при начислении простых процентов Методики начисления процентов: Точные проценты Приближенные проценты Банковский метод t – число дней или месяцев, соответствующее сроку финансовой операции Y – продолжительность года в тех же единицах измерения, что и t.  

Расчеты при начислении простых процентов

Методики начисления процентов:

  • Точные проценты
  • Приближенные проценты
  • Банковский метод

t – число дней или месяцев, соответствующее сроку финансовой операции

Y – продолжительность года в тех же единицах измерения, что и t.

 

Расчеты при начислении сложных процентов Процесс присоединения ранее начисленных процентов к основной сумме долга называется капитализацией. j – годовая ставка процентов, называемая номинальной m – число процентных периодов в году i = j/m    

Расчеты при начислении сложных процентов

Процесс присоединения ранее начисленных процентов к основной сумме долга называется капитализацией.

j – годовая ставка процентов, называемая номинальной

m – число процентных периодов в году

i = j/m

 

 

Дисконтирование и учет Расчет PV на основе FV по обычной ставке называется  дисконтированием , а удержанные проценты –  дисконтом. Такая ситуация возникает, например, при разработке условий контракта. Расчет PV на основе FV по учетной ставке называется учетом . Такая ситуация, как правило, возникает при учете векселей , т.е. при покупке векселя банком до окончания срока его погашения по цене ниже номинала.

Дисконтирование и учет

Расчет PV на основе FV по обычной ставке называется дисконтированием , а удержанные проценты – дисконтом.

Такая ситуация возникает, например, при разработке условий контракта.

Расчет PV на основе FV по учетной ставке называется учетом .

Такая ситуация, как правило, возникает при учете векселей , т.е. при покупке векселя банком до окончания срока его погашения по цене ниже номинала.

Расчеты при начислении простых процентов Пример 1. Организации предоставлена ссуда 100 000 р. на 2 года под 10% годовых. Определить подлежащую возврату сумму, коэффициент наращения и доход банка. Ответ: 120 000 р.; 1,2; 20 тыс. р. Решение: К= 1+ n i = 1 + 2 ∙ 0,1 = 1,2 – капитал увеличится в 1,2 раза. FV = PV (1+ n i) = PV ∙ К = 100 ∙ 1,2 = 120 (тыс. р.) – наращенная сумма. I = FV – PV = 120 – 100 = 20 (тыс. р.) – до-ход банка. Дано: Найти: PV = 100 тыс. р. FV - ? n = 2 г. К - ? i = 10% = 0,1 I - ?

Расчеты при начислении простых процентов

Пример 1. Организации предоставлена ссуда 100 000 р. на 2 года под 10% годовых. Определить подлежащую возврату сумму, коэффициент наращения и доход банка.

Ответ: 120 000 р.; 1,2; 20 тыс. р.

Решение:

К= 1+ n i = 1 + 2 ∙ 0,1 = 1,2 – капитал увеличится в 1,2 раза.

FV = PV (1+ n i) = PV ∙ К = 100 ∙ 1,2 = 120 (тыс. р.) – наращенная сумма.

I = FV – PV = 120 – 100 = 20 (тыс. р.) – до-ход банка.

Дано:

Найти:

PV = 100 тыс. р.

FV - ?

n = 2 г.

К - ?

i = 10% = 0,1

I - ?

Расчеты при начислении простых процентов Пример 2. Найти точное и приближенное число дней между: а) 5 марта и 28 сентября; б) 28 марта и 5 сентября. Решение: а) По таблице порядковых номеров дней в году: 271-64=207 дней – точно. 6 мес. ∙ 30 дн. (с 5 марта по 5 сентября) + 23 дня (с 5 сентября по 28 сентября) = 203 дня – приближенно. б) По таблице порядковых номеров дней в году: 248-87=161 день – точно. 5 мес. ∙ 30 дн. (с 28 марта по 28 августа) + 8 дней (с 28 августа по 5 сентября) = 158 дней – приближенно.

Расчеты при начислении простых процентов

Пример 2. Найти точное и приближенное число дней между:

а) 5 марта и 28 сентября;

б) 28 марта и 5 сентября.

Решение:

а) По таблице порядковых номеров дней в году: 271-64=207 дней – точно.

6 мес. ∙ 30 дн. (с 5 марта по 5 сентября) + 23 дня (с 5 сентября по 28 сентября) = 203 дня – приближенно.

б) По таблице порядковых номеров дней в году: 248-87=161 день – точно.

5 мес. ∙ 30 дн. (с 28 марта по 28 августа) + 8 дней (с 28 августа по 5 сентября) = 158 дней – приближенно.

Расчеты при начислении простых процентов Пример 3. Организации предоставлена ссуда 100 000 р. под 10% годовых с 1 января п 1 апреля этого года. Определить подлежащую возврату сумму, если в расчетах используется банковский метод. Ответ: 102 500 р. Решение: Банковский метод: Y =360 – приближенно, t = 91 – 1 = 90 дней – точно. (тыс. р.) – наращенная сумма. Дано: Найти: PV = 100 тыс. р. FV - ? с 1.01. по 1.04. i = 10% = 0,1  2,5  

Расчеты при начислении простых процентов

Пример 3. Организации предоставлена ссуда 100 000 р. под 10% годовых с 1 января п 1 апреля этого года. Определить подлежащую возврату сумму, если в расчетах используется банковский метод.

Ответ: 102 500 р.

Решение:

Банковский метод:

Y =360 – приближенно,

t = 91 – 1 = 90 дней – точно.

(тыс. р.) – наращенная сумма.

Дано:

Найти:

PV = 100 тыс. р.

FV - ?

с 1.01. по 1.04.

i = 10% = 0,1

2,5

 

Расчеты при начислении сложных процентов Пример 4. Ссуда 200 000 р. выдана под сложные проценты на 3 года. 10% годовых начисляются ежегодно. Определить сумму задолженности к погашению. Ответ: 266 200 р. Решение:   (тыс. р.) – наращенная сумма. Дано: Найти: PV = 200 тыс. р. n = 3 г. FV - ? i = 10% = 0,1  

Расчеты при начислении сложных процентов

Пример 4. Ссуда 200 000 р. выдана под сложные проценты на 3 года. 10% годовых начисляются ежегодно. Определить сумму задолженности к погашению.

Ответ: 266 200 р.

Решение:

(тыс. р.) – наращенная сумма.

Дано:

Найти:

PV = 200 тыс. р.

n = 3 г.

FV - ?

i = 10% = 0,1

 

Расчеты при начислении сложных процентов Пример 5. На вклад с капитализацией процентов помещены 100 000 р. Определить наращение суммы вклада через 2 года, если проценты начисляются ежеквартально из расчета 8% годовых. Ответ: 117 166 р. Решение:    117,166 (тыс. р.) – наращенная сумма. Дано: Найти: PV = 100 тыс. р. FV - ? n = 2 г. j = 8% = 0,08 m = 4  

Расчеты при начислении сложных процентов

Пример 5. На вклад с капитализацией процентов помещены 100 000 р. Определить наращение суммы вклада через 2 года, если проценты начисляются ежеквартально из расчета 8% годовых.

Ответ: 117 166 р.

Решение:

117,166 (тыс. р.) – наращенная сумма.

Дано:

Найти:

PV = 100 тыс. р.

FV - ?

n = 2 г.

j = 8% = 0,08

m = 4

 

Дисконтирование и учет Пример 6. Владелец вклада должен получить в конце года 10 000 р. Номинальная процентная ставка 24% годовых при ежемесячной капитализации. Определить текущую стоимость вклада на начало года. Ответ: 7885 р. Решение:      Дано: Найти: m = 12 j = 24% = 0.24 РV - ? FV = 10 тыс. р.  

Дисконтирование и учет

Пример 6. Владелец вклада должен получить в конце года 10 000 р. Номинальная процентная ставка 24% годовых при ежемесячной капитализации. Определить текущую стоимость вклада на начало года.

Ответ: 7885 р.

Решение:

Дано:

Найти:

m = 12

j = 24% = 0.24

РV - ?

FV = 10 тыс. р.

 

Разгадайте филворд

Разгадайте филворд

Гений – это 99% труда и только 1% таланта.   Томас Эдисон (1847 – 1931) – американский изобретатель. Тревога – это проценты, которые мы авансом платим нашим неприятностям.  Уильям Индж (1913 – 1973) – американский драматург. Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него. Фома Аквинский (1225 – 1274) – итальянский философ Банковский процент не знает ни отдыха, ни богослужений, он работает и по ночам, и в воскресенье, и даже в дождливые дни. Бернард Шоу (1856 – 1950) – ирландский драматург Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках таланта.  Антуан де Ривароль (1753 – 1801) – французский писатель. Занимать – не на много лучше, чем нищенствовать, точно так же, как давать взаймы за большие проценты не на много лучше, чем воровать.  Пьер Буаст (1765 – 1824) – французский лексикограф.

Гений – это 99% труда и только 1% таланта.

Томас Эдисон (1847 – 1931) –

американский изобретатель.

Тревога – это проценты, которые мы авансом платим нашим неприятностям.

Уильям Индж (1913 – 1973) –

американский драматург.

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

Фома Аквинский (1225 – 1274) –

итальянский философ

Банковский процент не знает ни отдыха, ни богослужений, он работает и по ночам, и в воскресенье, и даже в дождливые дни.

Бернард Шоу (1856 – 1950) –

ирландский драматург

Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках таланта.

Антуан де Ривароль (1753 – 1801) –

французский писатель.

Занимать – не на много лучше, чем нищенствовать, точно так же, как давать взаймы за большие проценты не на много лучше, чем воровать.

Пьер Буаст (1765 – 1824) –

французский лексикограф.

Домашнее задание Разработать кластер по теме «Проценты». Написать эссе «Проценты в моей жизни и будущей профессии».

Домашнее задание

  • Разработать кластер по теме «Проценты».
  • Написать эссе «Проценты в моей жизни и будущей профессии».