Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»
Тема урока
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины , пояснения, изъяснения
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой)
9 класс
Алгоритм постановки знаков препинания в БСП
- Доказываем, что предложенное для разбора предложение является бессоюзным сложным. (Находим простые предложения в составе сложного, устанавливаем вид связи).
- Если предложения, входящие в БСП, равноправные со значением перечисления - ставим запятую.
- Обращаем внимание на то, есть ли внутри частей сложного предложения запятые или другие знаки препинания и насколько тесно связаны между собой по смыслу эти предложения.
- Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или распространены и имеют внутри запятые – ставим точку с запятой.
- Если нет условий для постановки запятой и точки с запятой в БСП, обращаем внимание на то, какие смысловые отношения между частями БСП.
- Если мы можем поставить между частями предложения союзы потому что, а именно, что или слова «и увидел что», «и услышал что» - ставим двоеточие.
Из простых предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?
1.Я взглянул в окно. На безоблачном небе разгорались звёзды.
2. Однако пора спать. Уже без четверти шесть.
3. Останавливаться было нельзя. Ноги засасывало и следы наливались водой.
4. Я внимательно поглядел кругом. Все лица отражали напряженное ожидание.
5. Я поднял глаза и увидел. Высоко в небе неслись над станицей птицы.
Прочитайте предложения. Запишите номера бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть:
I в. а) раскрывает, поясняет содержание первой части; II в. б) дополняет смысл первой части; III в. в) указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
- Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.
- И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая!
- Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.
- Погода была ужасная: штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра.
- Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение.
- Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.
- От себя могу обещать одно: будем работать, беззаветно работать.
- Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни.
Перепишите предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните
1) В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя её заворачивают вам в бумажку. (В.В. Маяковский)
2)Все было ясно они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А.И.Иванов)
3)Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами. (М.Ю. Лермонтов)
4)Вот пишут существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В.С.Пелевин)
5)Тёмный лес хорош в яркий солнечный день тут и прохлада и чудеса световые. (М.М. Пришвин)