Эстетические и эргономические
требования к изделию
Показатели качества
Характеристика показателей качества
1
2
Социальные
Определяются спросом покупателей на целесообразный ассортимент одежды (в том числе размерно-ростовой), отвечающей основам общественного воспитания и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.
Эксплуатационные
Изделие должно быть удобно в надевании и снятии, удобно в пользовании отдельными элементами. Застежка удобна в пользовании и в расположении.
Функциональные
Данное изделие должно быть износостойким, устойчивым к действию света и воды, трению, растяжению за счет применяемых основного, прокладочного, скрепляющих материалов, и качественно сохранять свою форму и размер в процессе носки.
Предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации.
Показатели качества
Характеристика показателей качества
Эстетические
Конструкция и свойства материала должны быть согласованы.
Эргономические
Подобранный материал должен обеспечивать надежность конструкции в эксплуатации. Все детали, линии, фурнитура, цвет должны соответствовать изделию, части и целое должны быть соразмерны.
Проектируемая модель должна соответствовать размерам и форме тела. Конструкция изделия должна строиться на основе размерной типологии, и обеспечивать максимальную свободу движений при ограничении перемещения одежды относительно тела.
Изделие должно соответствовать гигиеническим нормам и рекомендациям, обеспечивать комфортные условия микроклимата пододёжного пространства.
№
п/п
Группы требований
1
Социальные требования
2
Ранг группы требований
Эстетические требования
3
7
Эргономические требования
3
4
5
Функциональные требования
3
Эксплуатационные требования
6
1
Требования экономичности
7
2
Требования к стандартизации и унификации
8
6
Требования к технологии и конструкции
5
4
Требования к проектируемому изделию
Выбор критериев необходимо выполнять с точки зрения потребителя:
1. Физиологический фактор:
- для какого возраста
- для какого пола
2. Функциональное назначение изделия.
3. Экономический фактор:
допустимые пределы стоимости (изделие не должно быть дороже аналогов).
5. Материалы:
- соответствие их заданным функциям.
- допустимость материалов и
в наличии
в обработке.
- стоимость материалов.
- экономический показатель - лёгкость в обработке (чем легче обрабатывать - тем дешевле готовое изделие)
6. Экологический фактор:
по возможности конечный продукт должен быть наиболее экологически чистым
4. Человеческий фактор:
- эргонометрические требования (наука об удобстве использования вещей).
- психологический фактор с точки зрения потребителя.
- антропометрические факторы (наука об учёте величины объекта с точки зрения возраста или положения человека, например: размер варежки, высота стула).
7. Способ производства:
на какой вид производства нацелено ваше изделие:
- массовое производство
- единичный вариант
- наличие оборудования в школе
- ТБ при производстве
- ТБ при использовании.
8. Дизайнерский критерий:
9. Моральные ценности:
изделие должно отвечать нормам нравственности
не быть вредным обществу с точки зрения безопасности, патриотичности, национальности, психики.
Дизайн - требования к готовому изделию:
1. Изделие для ...
2. Изделие должно...
3. Изделие может...
4. Необходимо...
Эстетические требования — это требования к способности продукции художественный образ, (цвет, качество отделки изделия).
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием.
Эргономические показатели продукции классифицируются на:
а) гигиенические - показатели, используемые при определении соответствия изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием.
Эргономические показатели продукции классифицируются на:
б) физиологические и психофизиологические - показатели, используемые при определении соответствия изделия физиологическим свойствам (требованиям) человека и особенностям функционирования его органов чувств
Эргономические показатели продукции классифицируются на:
г) психологические - показатели, используемые при определении соответствия изделия психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях, требованиях психологии труда и общей психологии, предъявляемых к промышленным изделиям.