СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку истории (история нашего края) по теме "Основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А.О. Карелин и М.П. Дмитриев"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит текстовую информацию  о деятельности нижегородских фотографов А.О.Карелина и М.П.Дмитриева- основоположников   отечественной художественной и публицистической фотографии, также их фотоработы. Презентация можнт служить иллюстрацией к проведению уроков истории нашего края - Нижегородской области  или внеурочного занятия по этой теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории (история нашего края) по теме "Основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А.О. Карелин и М.П. Дмитриев"»

Основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А.О. Карелин и М.П. Дмитриев с благодарностью за возможность увидеть прошлое Нижнего Новгорода Учитель истории МБОУ Шилокшанской школы Докторова Н.Н. 2025г.

Основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А.О. Карелин и М.П. Дмитриев

с благодарностью за возможность увидеть прошлое Нижнего Новгорода

Учитель истории

МБОУ Шилокшанской школы

Докторова Н.Н.

2025г.

Светопись устар. то же, что фотография; получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества ◆  Вот, например, искусство посредством солнечного света делать верные снимки с лиц человеческих и с разных других предметов французы называют дагерротипом; а ведь мы умели же это новое изобретение назвать по-русски — и, воля ваша, слово « светопись » понятнее и вернее французского слова «дагерротип», которое, как я слышал, ровно ничего не значит. М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842–1850 гг

Светопись

  • устар. то же, что фотография; получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества
  • ◆  Вот, например, искусство посредством солнечного света делать верные снимки с лиц человеческих и с разных других предметов французы называют дагерротипом; а ведь мы умели же это новое изобретение назвать по-русски — и, воля ваша, слово « светопись » понятнее и вернее французского слова «дагерротип», которое, как я слышал, ровно ничего не значит. М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842–1850 гг
Андрей Осипович Карелин Русский художник, фотограф, один из основоположников жанра художественной фотографии в России, а также крупный коллекционер, общественный деятель и знаток русских древностей. Член Русского фотографического общества. Получив образование живописца в Императорской Академии художеств , Карелин успешно соединил искусство и фотографическую технику. Он стал известен благодаря своим жанровым сценам и групповым портретам («комнатные группы»), отличавшимся сложной композицией и мастерской работой со светом в реальных интерьерах. 4 [16] июля 1837, Солдатская слобода, Тамбовская губерния — 31 июля [13 августа] 1906, Нижний Новгород

Андрей Осипович Карелин

Русский художник, фотограф, один из основоположников жанра художественной фотографии в России, а также крупный коллекционер, общественный деятель и знаток русских древностей. Член Русского фотографического общества. Получив образование живописца в Императорской Академии художеств , Карелин успешно соединил искусство и фотографическую технику. Он стал известен благодаря своим жанровым сценам и групповым портретам («комнатные группы»), отличавшимся сложной композицией и мастерской работой со светом в реальных интерьерах.

4 [16] июля 1837, Солдатская слобода, Тамбовская губерния — 31 июля [13 августа] 1906, Нижний Новгород

Карелин разработал и усовершенствовал собственный фотографический метод, основанный на использовании объективов с большой глубиной резкости и технике печати с двух негативов, что позволяло добиваться особой мягкости и пластичности изображения. Его работы получили высшие награды на международных выставках, принеся ему мировую славу. «Бродячие певцы»

Карелин разработал и усовершенствовал собственный фотографический метод, основанный на использовании объективов с большой глубиной резкости и технике печати с двух негативов, что позволяло добиваться особой мягкости и пластичности изображения. Его работы получили высшие награды на международных выставках, принеся ему мировую славу.

«Бродячие певцы»

В Нижний Новгород А.О. Карелин приезжает в 1866 г., а уже в 1869 г. открывает в городе ателье с характерным названием

В Нижний Новгород А.О. Карелин приезжает в 1866 г., а уже в 1869 г. открывает в городе ателье с характерным названием "Фотография и живопись". Первым его успехом стал альбом с акварелями по фотоотпечаткам "Нижний Новгород" (1870), выполненный совместно с художником И.И. Шишкиным

Китайские ярморочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. А.О.Карелин и И.И.Шишкин

Правый и левый берега Оки соединены понтонным мостом.

Правый и левый берега Оки соединены понтонным мостом.

Вид на Нижегородскую ярмарку с Ярилиной горы. Публика из разных сословий собралась на крутом берегу Оки и любуется расстилающимся рукотворным пейзажем: стройные шеренги корпусов Нижегородской ярмарки, предводительствуемые Спасским (Староярмарочным) собором.

Вид на Нижегородскую ярмарку с Ярилиной горы. Публика из разных сословий собралась на крутом берегу Оки и любуется расстилающимся рукотворным пейзажем: стройные шеренги корпусов Нижегородской ярмарки, предводительствуемые Спасским (Староярмарочным) собором.

Варварская улица. Нижний Новгород. 1870-е годы.

Варварская улица. Нижний Новгород. 1870-е годы.

 Жанровые фотографии «Маленький оркестр»

Жанровые фотографии

«Маленький оркестр»

«На задворках»

«На задворках»

«Девушка с бусами» «Дама в нарядном платье, подающая милостыню. »

«Девушка с бусами»

«Дама в нарядном платье, подающая милостыню. »

Общественная деятельность Карелин играл заметную роль в культурной жизни Нижнего Новгорода. Около 30 лет он руководил частной рисовальной школой, причём нуждающихся учеников обучал бесплатно .. В 1886 году он стал организатором первой в истории России провинциальной художественной выставки, устроенной силами местных художников . Карелин принял участие в создании Нижегородского историко-художественного музея. На открытии музея в 1896 году присутствовали император Николай II и императрица Александра Фёдоровна. Нижегородский государственный художественный музей

Общественная деятельность

  • Карелин играл заметную роль в культурной жизни Нижнего Новгорода. Около 30 лет он руководил частной рисовальной школой, причём нуждающихся учеников обучал бесплатно .. В 1886 году он стал организатором первой в истории России провинциальной художественной выставки, устроенной силами местных художников . Карелин принял участие в создании Нижегородского историко-художественного музея. На открытии музея в 1896 году присутствовали император Николай II и императрица Александра Фёдоровна.

Нижегородский государственный

художественный музей

А.О. Карелин с семьей. Жена - Ольга Григорьевна (урожденная Лермонтова). Дети: Ольга, Татьяна, Рафаил. На заднем плане - портрет Александра I.

А.О. Карелин с семьей.

Жена - Ольга Григорьевна (урожденная Лермонтова).

Дети: Ольга, Татьяна, Рафаил.

На заднем плане - портрет

Александра I.

Максим Петрович Дмитриев Нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества – один из двух (вместе с Андреем Осиповичем Карелиным) родоначальников нижегородской фотографии.Родился крепостным человеком в д.Повалишино Тамбовской губернии. Благодаря социальной мобильности пореформенной России, блестящим художественным способностям и трудолюбию вырос из ретушёра (подмастерья) в московского ателье М.П.Настюкова в фотомастера. 21 августа 1858 — 21 октября 1948)

Максим Петрович Дмитриев

Нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества – один из двух (вместе с Андреем Осиповичем Карелиным) родоначальников нижегородской фотографии.Родился крепостным человеком в д.Повалишино Тамбовской губернии. Благодаря социальной мобильности пореформенной России, блестящим художественным способностям и трудолюбию вырос из ретушёра (подмастерья) в московского ателье М.П.Настюкова в фотомастера.

21 августа 1858 — 21 октября 1948)

В 1874 году вместе с Н.П.Настюковымвпервые посетил Нижний Новгород, Настюков взял Максима с собой для работы в павильоне на ярмарке Шумная ярмарка, с толпами народа, тысячами лиц впечатлила и увлекла юношу. В свободное время он с переносной камерой выходил к лавочным рядам или забирался на высокие здания, снимая сцены торговли, народные развлечения, толпы гуляющих, нижегородские пейзажи. В Нижнем Новгороде Дмитриев встретил человека, сыгравшего огромную роль в его дальнейшей жизни — нижегородского фотографа и художника Андрея Осиповича Карелина. Работа у Карелина дала Дмитриеву не только профессиональные навыки, но и позволила накопить некоторые средства для открытия своего дела Нижний Новгород. Ярмарочные балаганы на Гребневских песках (1900-е г.)

В 1874 году вместе с Н.П.Настюковымвпервые посетил Нижний Новгород, Настюков взял Максима с собой для работы в павильоне на ярмарке Шумная ярмарка, с толпами народа, тысячами лиц впечатлила и увлекла юношу. В свободное время он с переносной камерой выходил к лавочным рядам или забирался на высокие здания, снимая сцены торговли, народные развлечения, толпы гуляющих, нижегородские пейзажи. В Нижнем Новгороде Дмитриев встретил человека, сыгравшего огромную роль в его дальнейшей жизни — нижегородского фотографа и художника Андрея Осиповича Карелина. Работа у Карелина дала Дмитриеву не только профессиональные навыки, но и позволила накопить некоторые средства для открытия своего дела

Нижний Новгород. Ярмарочные балаганы на Гребневских песках (1900-е г.)

Нижний Новгород, вид на Главный Ярмарочный дом, около 1895 года.

Нижний Новгород, вид на Главный Ярмарочный дом, около 1895 года.

Максим Дмитриев сделал множество документальных серий, среди которых

Максим Дмитриев сделал множество документальных серий, среди которых "Виды и люди Нижнего Новгорода", "Сормово", "Волжская коллекция" "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии", "Русь верующая", "Нижегородская выставка«

Его собственное фотоателье предоставляло огромный для того времени спектр услуг и имело коммерческий успех.

«Волжская коллекция»

«Волжская коллекция»

«Нижний Новгород. Чёрный пруд»

«Нижний Новгород. Чёрный пруд»

«Нижний Новгород. Сормово. Выпуск 100-го паровоза»

«Нижний Новгород. Сормово. Выпуск 100-го паровоза»

Император Николай II на Всероссийской выставке, г. Нижний Новгород, 1896 год

Император Николай II на Всероссийской выставке,

г. Нижний Новгород, 1896 год

Фото из серии

Фото из серии

"Русь верующая", Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Общественная деятельность Фотографиями Дмитриева пользовались многие издатели, они входили в многотомник «Россия», издававшийся в 1890-х годах Русским Географическим обществом Дмитриев продолжал активно участвовать в выставках, как в российских: в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде , Казани, Одессе, так и в международных: в Париже, в Амстердаме, в Чикаго, в Нью-Йорке, в Сан-Жиле и других, причем практически каждая выставка пополняла его коллекцию наград, медалей и дипломов. После революции 1917г. фотоателье мастера было национализировано, около 7 тысяч негативов оказались утерянными .

Общественная деятельность

  • Фотографиями Дмитриева пользовались многие издатели, они входили в многотомник «Россия», издававшийся в 1890-х годах Русским Географическим обществом
  • Дмитриев продолжал активно участвовать в выставках, как в российских: в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде , Казани, Одессе, так и в международных: в Париже, в Амстердаме, в Чикаго, в Нью-Йорке, в Сан-Жиле и других, причем практически каждая выставка пополняла его коллекцию наград, медалей и дипломов.
  • После революции 1917г. фотоателье мастера было национализировано, около 7 тысяч негативов оказались утерянными .
Музей истории фотографии был открыт в Нижнем Новгороде в 1992 году в здании по адресу ул. Осыпная, 9 (сейчас ул. Пискунова). Именно здесь, возле Большой Покровской, работали фотографы Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев На втором этаже дома №9 находился фотопавильон, одна стена которого для лучшего освещения была полностью стеклянной. На первом располагалась фототипия, где печатались фотографии. А третий этаж был жилой, там жила семья М.П.Дмитриева,

Музей истории фотографии был открыт в Нижнем Новгороде в 1992 году в здании по адресу ул. Осыпная, 9 (сейчас ул. Пискунова). Именно здесь, возле Большой Покровской, работали фотографы Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев На втором этаже дома №9 находился фотопавильон, одна стена которого для лучшего освещения была полностью стеклянной. На первом располагалась фототипия, где печатались фотографии. А третий этаж был жилой, там жила семья М.П.Дмитриева,