Основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А.О. Карелин и М.П. Дмитриев
с благодарностью за возможность увидеть прошлое Нижнего Новгорода
Учитель истории
МБОУ Шилокшанской школы
Докторова Н.Н.
2025г.
Светопись
- устар. то же, что фотография; получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества
- ◆ Вот, например, искусство посредством солнечного света делать верные снимки с лиц человеческих и с разных других предметов французы называют дагерротипом; а ведь мы умели же это новое изобретение назвать по-русски — и, воля ваша, слово « светопись » понятнее и вернее французского слова «дагерротип», которое, как я слышал, ровно ничего не значит. М. Н. Загоскин, «Москва и москвичи», 1842–1850 гг
Андрей Осипович Карелин
Русский художник, фотограф, один из основоположников жанра художественной фотографии в России, а также крупный коллекционер, общественный деятель и знаток русских древностей. Член Русского фотографического общества. Получив образование живописца в Императорской Академии художеств , Карелин успешно соединил искусство и фотографическую технику. Он стал известен благодаря своим жанровым сценам и групповым портретам («комнатные группы»), отличавшимся сложной композицией и мастерской работой со светом в реальных интерьерах.
4 [16] июля 1837, Солдатская слобода, Тамбовская губерния — 31 июля [13 августа] 1906, Нижний Новгород
Карелин разработал и усовершенствовал собственный фотографический метод, основанный на использовании объективов с большой глубиной резкости и технике печати с двух негативов, что позволяло добиваться особой мягкости и пластичности изображения. Его работы получили высшие награды на международных выставках, принеся ему мировую славу.
«Бродячие певцы»
В Нижний Новгород А.О. Карелин приезжает в 1866 г., а уже в 1869 г. открывает в городе ателье с характерным названием "Фотография и живопись". Первым его успехом стал альбом с акварелями по фотоотпечаткам "Нижний Новгород" (1870), выполненный совместно с художником И.И. Шишкиным
Китайские ярморочные ряды. Акварель по фотоотпечатку. А.О.Карелин и И.И.Шишкин
Правый и левый берега Оки соединены понтонным мостом.
Вид на Нижегородскую ярмарку с Ярилиной горы. Публика из разных сословий собралась на крутом берегу Оки и любуется расстилающимся рукотворным пейзажем: стройные шеренги корпусов Нижегородской ярмарки, предводительствуемые Спасским (Староярмарочным) собором.
Варварская улица. Нижний Новгород. 1870-е годы.
Жанровые фотографии
«Маленький оркестр»
«На задворках»
«Девушка с бусами»
«Дама в нарядном платье, подающая милостыню. »
Общественная деятельность
- Карелин играл заметную роль в культурной жизни Нижнего Новгорода. Около 30 лет он руководил частной рисовальной школой, причём нуждающихся учеников обучал бесплатно .. В 1886 году он стал организатором первой в истории России провинциальной художественной выставки, устроенной силами местных художников . Карелин принял участие в создании Нижегородского историко-художественного музея. На открытии музея в 1896 году присутствовали император Николай II и императрица Александра Фёдоровна.
Нижегородский государственный
художественный музей
А.О. Карелин с семьей.
Жена - Ольга Григорьевна (урожденная Лермонтова).
Дети: Ольга, Татьяна, Рафаил.
На заднем плане - портрет
Александра I.
Максим Петрович Дмитриев
Нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества – один из двух (вместе с Андреем Осиповичем Карелиным) родоначальников нижегородской фотографии.Родился крепостным человеком в д.Повалишино Тамбовской губернии. Благодаря социальной мобильности пореформенной России, блестящим художественным способностям и трудолюбию вырос из ретушёра (подмастерья) в московского ателье М.П.Настюкова в фотомастера.
21 августа 1858 — 21 октября 1948)
В 1874 году вместе с Н.П.Настюковымвпервые посетил Нижний Новгород, Настюков взял Максима с собой для работы в павильоне на ярмарке Шумная ярмарка, с толпами народа, тысячами лиц впечатлила и увлекла юношу. В свободное время он с переносной камерой выходил к лавочным рядам или забирался на высокие здания, снимая сцены торговли, народные развлечения, толпы гуляющих, нижегородские пейзажи. В Нижнем Новгороде Дмитриев встретил человека, сыгравшего огромную роль в его дальнейшей жизни — нижегородского фотографа и художника Андрея Осиповича Карелина. Работа у Карелина дала Дмитриеву не только профессиональные навыки, но и позволила накопить некоторые средства для открытия своего дела
Нижний Новгород. Ярмарочные балаганы на Гребневских песках (1900-е г.)
Нижний Новгород, вид на Главный Ярмарочный дом, около 1895 года.
Максим Дмитриев сделал множество документальных серий, среди которых "Виды и люди Нижнего Новгорода", "Сормово", "Волжская коллекция" "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии", "Русь верующая", "Нижегородская выставка«
Его собственное фотоателье предоставляло огромный для того времени спектр услуг и имело коммерческий успех.
«Волжская коллекция»
«Нижний Новгород. Чёрный пруд»
«Нижний Новгород. Сормово. Выпуск 100-го паровоза»
Император Николай II на Всероссийской выставке,
г. Нижний Новгород, 1896 год
Фото из серии
"Русь верующая", Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре.
Общественная деятельность
- Фотографиями Дмитриева пользовались многие издатели, они входили в многотомник «Россия», издававшийся в 1890-х годах Русским Географическим обществом
- Дмитриев продолжал активно участвовать в выставках, как в российских: в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде , Казани, Одессе, так и в международных: в Париже, в Амстердаме, в Чикаго, в Нью-Йорке, в Сан-Жиле и других, причем практически каждая выставка пополняла его коллекцию наград, медалей и дипломов.
- После революции 1917г. фотоателье мастера было национализировано, около 7 тысяч негативов оказались утерянными .
Музей истории фотографии был открыт в Нижнем Новгороде в 1992 году в здании по адресу ул. Осыпная, 9 (сейчас ул. Пискунова). Именно здесь, возле Большой Покровской, работали фотографы Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев На втором этаже дома №9 находился фотопавильон, одна стена которого для лучшего освещения была полностью стеклянной. На первом располагалась фототипия, где печатались фотографии. А третий этаж был жилой, там жила семья М.П.Дмитриева,