АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ
Будникова Е.Ю.
multiurok.ru/elena_budnikova
Куинджи Архип Иванович
(1841—1910) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.
Портрет работы В.М. Васнецова (1869)
Родился в январе 1841 г. (по другой версии, 1842 г.) в Мариуполе в семье сапожника, грека по происхождению. Осиротев, воспитывался в семье родственников. Рано начал рисовать и освоил живопись в основном самостоятельно.
В 1855 г. пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у И. К. Айвазовского. Влияние знаменитого мариниста на юного Куинджи несомненно.
В конце 60-х гг. Куинджи приехал в Петербург. Первые работы художник представил в 1868 г. на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа благодаря картинам: «Осенняя распутица» (1872 г.); «Забытая деревня» (1874 г.); «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.).
«Осенняя распутица» (1872)
«Забытая деревня» (1874)
«Чумацкий тракт в Мариуполе» (1874)
В 1870 г. впервые побывал на острове Валааме, где впоследствии много рисовал. Как считали современники, именно созданные там пейзажи привлекли внимание зрителей.
В 1875—1879 годы Куинджи был членом Товарищества передвижных художественных выставок .
Картина «Украинская ночь» (1876 г.) просто ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве. С неё Куинджи начал свою «погоню за светом» — он стремился достичь полной иллюзии естественного освещения.
В наивысшей степени это проявилось в картине «Лунная ночь на Днепре» (1880 г.) со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.
«Украинская ночь» (1876)
«Лунная ночь
на Днепре» (1880)
Живописец по-новому раскрыл возможности пейзажа, преображая, очищая и возвышая реальность. Он добивался необычайной интенсивности и яркости красок, новых цветовых решений. Характерны для него многочисленные «солнечные» картины и эскизы (в их числе «Берёзовая роща», 1879 г.).
Напряжённый контраст насыщенных тонов, световые эффекты — всё это было необычным для живописи XIX века явлением. Непонимание коллег вынудило Куинджи в момент наивысшего успеха отказаться от участия в выставках. В последний раз он выставлял свои работы в 1882 г.
«Берёзовая роща»
(1901)
А.И. Куинджи в мастерской (1896)
Художник жил отшельником в Крыму, где создал серию больших полотен и сотни этюдов, продолжая экспериментировать с красками и цветом. Среди поздних произведений Куинджи — единственная у него сюжетная картина «Христос в Гефсиманском саду» (1901 г.) и дышащее необычайной гармонией «Ночное» (1905—1908 гг.).
С 1892 года А. Куинджи преподавал в Академии художеств , с 1894 руководил пейзажной мастерской; в 1897 году был уволен за поддержку студенческих волнений. Учениками А. Куинджи были живописцы: Константин Федорович Богаевский, Николай Константинович Рерих, Аркадий Александрович Рылов и другие.
«Христос в Гефсиманском саду» (1901)
«Ночное» (1905-1908)
«А.И. Куинджи с группой учеников» (1895)
«А.И. Куинджи с группой учеников» (1896)
В 1909 г. Архип Иванович основал Общество художников (получившее затем его имя), которое оказывало поддержку людям искусства. Этому Обществу живописец завещал всё своё состояние и находившиеся в мастерской произведения.
Умер 24 июля 1910 г. в Петербурге.
Одна из последних фотографий
А.И. Куинджи
19
«Ай-Петри. Крым» (1898-1908)
«Закат с деревьями»
(1876-1890)
«Закат в степи на берегу моря»
(1898-1908)
«Закат над сосновым лесом»
(1898-1908)
«Закат» (1876-1890)
«Красный закат» (1905-1908)