Изобразительно – выразительные средства языка
Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Сучковская СОШ» Курчавой Ольги Сергеевны
Цель урока: обобщить знания обучающихся по теме; применить полученные знания на практике
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению заданий ГИА;
- развивающие: отработать навыки решения заданий в тестах ГИА; развивать культуру устной и письменной речи; творческих способностей учащихся; монологическую речь учащихся; память; логическое мышление и образное мышление.
- воспитательные: воспитывать осознанное отношение к изучаемому, воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: коррекция, контроль, оценка знаний
- Познавательные: универсальные логические действия
- Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества
Изобразительно-выразительные средства языка.
ТРОПЫ (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении.
Цель тропа – украсить речь, сделать ее более выразительной.
Фигуры речи – особое синтаксическое построение слов, словосочетаний, предложений, служащих для усиления выразительности речи. В отличие от тропов чаще всего выступает в прямом значении.
Эпитет - художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность(троп).
- Но люблю я, весна золотая , Твой сплошной, чудно смешанный шум... (Н.Некрасов).
- Отговорила роща
Золотая
Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин).
Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (троп).
- Готов задушить в объятьях .
- В сто сорок солнц закат пылал ( Вл. Маяковский)
Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Троп.
- Мужичок с ноготок.
- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)
Метафора (скрытое сравнение) - уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту ( троп).
- В саду горит костер рябины красной
- (С.Есенин).
- На болотах клюквы россыпи Догорают в пепле инея (Н.Колычев).
Олицетворение - перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных(троп).
- Луна хохотала , как клоун (С. А. Есенин).
- Полночь в моё городское окно Входит с ночными дарами (А. Т. Твардовский).
- Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость... (А.С.Пушкин)
Сравнение - сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак
Да, есть слова, что жгут, как пламя (А.Т.Твардовский).
Луна, как бледное пятно , сквозь тучи
мрачные желтела
(А. С. Пушкин).
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по сходству
- 1) Не то на серебре – на золоте едал.(А.Грибоедов); 2) Я три тарелки съел. (И.Крылов); 3) Его перо любовью дышит.(А.Пушкин); 4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин); 5) Город шумел.(Ю.Олеша).
Синекдоха – разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.
- И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз
Миллион казацких шапок высыпал на площадь.(Н.Гоголь); …и гордый внук славян. (А.Пушкин).
Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов (фигура речи).
- « Живые мощи» (И.Тургенев)
- « Живой труп» (Л.Толстой)
- « Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский)
- Таинственно шумит лесная тишина . (И.Бунин);
- О, как мучительно тобою счастлив я.(А.Пушкин)
Анафора – единоначатие, повтор слов или словосочетаний в начале стихотворных слов или строк.
- Август — астры, Август — звезды, Август — грозди Винограда и рябины Ржавой — август! ( М.Цветаева).
Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки (фигура речи).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!» (А.Блок)
Риторический вопрос – форма утверждения, не требующая ответа (фигура речи).
- Есть ли смысл обманывать себя?
- Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?
- Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).
Инверсия – обратный порядок слов.
- Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).
- Он из Германии туманной привез учености плоды (А.Пушкин).
Парцелляция - расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.
- Боюсь гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в номере когда-то остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров).
Антитеза –резкое противопоставление понятий мыслей образов
- Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).
- Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).
- « Война и мир» (Л.Толстой).
- « Преступление и наказание » (Ф.Достоевский).
- « Коварство и любовь » (Ф.Шиллер).
Просторечия – слова и выражения употребляемые в литературном языке в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета
- Скока времени?
- Щас принесу.
- Када поедем отдыхать?
Диалектизмы - это слова, характерные для людей, живущих в определённой местности и не относящиеся к литературному языку.
- балка – овраг,
- свёкла – буряк,
- кушак – пояс,
- голицы – рукавицы,
- худой - плохой
Ирония - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде
- Едва ли кто польстится на такую красавицу.
- Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)
Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
- Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер… ...Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
- Все в огне будете гореть неугасимом.
- Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)
А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
- Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
- Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
- Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
- Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Как решить такое задание?
Шаг 1. Находим все определения- прилагательные в предложениях. 1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Как решить такое задание?
Шаг 2. Определяем, какое из них употреблено в переносном значении. Довоенный- Существовавший до войны (прямое значение). Театральный - Относящийся к театру (прямое значение). Маленький - Небольшой по размерам (прямое значение). Разный - Неодинаковый, несходный в чём н. (прямое значение). Волшебный - Действующий волшебством, перен. пленительный. Безмерный - Огромный, безграничный (прямое значение). Облачный - Покрытый облаками (прямое значение). Итак, правильным ответом будет слово " волшебная", вариант 4.
А 3. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
Шаг1. Находим все глаголы в предложениях. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
А 3. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
Шаг 2. Проверяем, какой из них употреблен в переносном значении, причем переносит свойства живого существа (обычно человека) на неживой предмет. Очевидно, это вариант 3- книга "разговаривала".
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение".
Шаг1. Находим один из союзов как, словно, будто, точно в предложениях. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение".
Шаг 2. Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: читал книгу - глотал мороженое. Очевидно, это вариант 4- " точно глотал вкусное мороженое"
Укажите предложение, в котором содержится метафора.
Шаг1. Находим слова в переносном значении. 1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны ? 3) Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. 4) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.
Укажите предложение, в котором содержится метафора.
Шаг 2. Проверяем, уподобляется ли одно явление другому: книга уподобляется острову, война - морю. Очевидно, правильный ответ- вариант 2.
А 3.Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение.
- Когда Сережка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
- Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается.
- Так долго бежала, а только он хотел подобрать ее, принести домой, как она удрала.
- А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдешь или прямо пойдешь?
А.3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза .
- Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души.
- А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку.
- Сейчас он не ученик средней школы, он - отважный гладиатор.
- Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Сережка забывает, что минуту назад был физиком.
А.3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
- «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».
- 1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы
- 4) сравнительный оборот
Ресурсы сети Интернет
- https :// yandex . ru / images / search ? text =картинки%20к%20литературным%20произведениям&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz
- https :// yandex . ru / images / search ? img _ url = http %3 A %2 F %2 Fprostodelkino . com %2 Fuploads %2 Fposts %2 F 2012-12-14%2 Fimage _51108. jpg & text =мужичок%20с%20ноготок%20картинка& noreask =1& pos =19& lr =213& rpt = simage
- https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg10.proshkolu.ru%2Fcontent%2Fmedia%2Fpic%2Fstd%2F4000000%2F3259000%2F3258422-5139bbdf89055510.jpg&text=фигуры%20речи%20картинки&noreask=1&pos=16&lr=213&rpt=simage
- http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/russian/metod_rus_yaz/pril_3.htm
- http://multiurok.ru/scherbakovaelen/files/izobrazitiel-no-vyrazitiel-nyie-sriedstva-iazyka.html
- http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/15/podgotovka-k-gia-po-russkomu-yazyku-zadanie-a3-sredstva