СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку К. Паустовский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку К. Паустовский»

ДОБРО ЗЛО

ДОБРО

ЗЛО

Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб ».  Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь.  К.Г.Паустовский.

Добро и зло

в сказке К.Г.Паустовского

« Тёплый хлеб ».

Доброта – бесценное

человеческое качество,

без неё нельзя жить и

невозможна сама жизнь.

К.Г.Паустовский.

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть понятия «добро» и «зло». Проследить путь главного героя от зла к добру. Дать характеристику героям и оценку их поступкам. Показать неразрывное единство природы и человека.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Раскрыть понятия «добро» и «зло».
  • Проследить путь главного героя от зла к добру.
  • Дать характеристику героям и оценку их поступкам.
  • Показать неразрывное единство природы и человека.
Что хотел сказать автор своим произведением?

Что хотел сказать автор своим произведением?

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 1.Какой масти был раненый конь? а)белый; б) чёрный; в) вороной; 2.Какое прозвище было у Фильки? а) Фу Тебя; б) Ну Тебя; в) да ну тебя

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

1.Какой масти был раненый конь?

а)белый;

б) чёрный;

в) вороной;

2.Какое прозвище было у Фильки?

а) Фу Тебя;

б) Ну Тебя;

в) да ну тебя

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай? а) 50; б) 200; в) 100. 4.Сколько времени дал Фильке Панкрат? а)два часа; б) час с четвертью; в) полтора часа.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?

а) 50;

б) 200;

в) 100.

4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?

а)два часа;

б) час с четвертью;

в) полтора часа.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом? а) захотел сам; б) послали ребята; в) посоветовала бабка. 6.Что посоветовал Панкрат Фильке?  а) изобрести спасение от стужи; б) извиниться перед конём; в) стать добрее.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?

а) захотел сам;

б) послали ребята;

в) посоветовала бабка.

6.Что посоветовал Панкрат Фильке?

а) изобрести спасение от стужи;

б) извиниться перед конём;

в) стать добрее.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей? а) помогла им советом; б) позвала тёплый ветер; в) мешала им своим стрекотанием.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?

а) помогла им советом;

б) позвала тёплый ветер;

в) мешала им своим стрекотанием.

Ответы к тесту 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б   «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка  «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более

Ответы к тесту

  • 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в; 6-а; 7-б

  • «5» - нет ошибок
  • «4» - 1 ошибка
  • «3» - 2 ошибки
  • «2» - 3 и более
Добро – это по словарю С.И. Ожегова  1. Все положительное, хорошее, полезное ЗЛО – это 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. 2. Беда, несчастье, неприятность. 3. ед. Досада, злость.

Добро – это по словарю С.И. Ожегова 1. Все положительное, хорошее, полезное

ЗЛО – это 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

2. Беда, несчастье, неприятность.

3. ед. Досада, злость.

Составляем кластер слова ДОБРО  мир хор.поступки  свет мама  солнце  Добро   радость  счастье любовь

Составляем кластер слова ДОБРО

мир хор.поступки

свет

мама

солнце

Добро

радость

счастье любовь

Герои сказки Раненый конь Мельник Панкрат Филька Бабка Сорока Мороз, метель Ребята Жители деревни Бережки

Герои сказки

  • Раненый конь
  • Мельник Панкрат
  • Филька
  • Бабка
  • Сорока
  • Мороз, метель
  • Ребята
  • Жители деревни Бережки
Словарная работа Гражданская война Кавалеристы Христорадники Осокори Артель 1918-1920 г.г. Военнослужащий кавалерии, рода войск, где используется верховая лошадь. От «Подайте Христа ради». Черный тополь. Объединение людей для совместной работы.

Словарная работа

  • Гражданская война
  • Кавалеристы
  • Христорадники
  • Осокори
  • Артель
  • 1918-1920 г.г.
  • Военнослужащий кавалерии, рода войск, где используется верховая лошадь.
  • От «Подайте Христа ради».
  • Черный тополь.
  • Объединение людей для совместной работы.
Работа с текстом . 1 работа «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу

Работа с текстом .

1 работа

«Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя ."

1.Что можете рассказать о Фильке?

2.Что означает фраза «Да ну тебя!»

3. Что обозначает имя Филипп?

Соответствует ли имя мальчика его

поступку?

4. Работа в парах .

Составьте синквейн на тему

«Филька»

3. Что обозначает имя Филипп? Соответствует ли имя мальчика его поступку? 4.Составьте синквейн на тему «Филька»

3. Что обозначает имя Филипп? Соответствует ли имя мальчика его поступку?

4.Составьте синквейн на тему «Филька»

Работа с текстом. 2 работа « …конь ничей, а вернее – общественный». Образ Коня 1.Что это был за КОНЬ? 2.Почему Филька ударил его? Главный герой называет КОНЯ дьяволом. Кто такой дьявол? Подберите синонимы. 3.Посмотрите на возникшую ситуацию  глазами коня. 4.Работа в парах. Составьте синквейн на тему «Конь».

Работа с текстом.

2 работа

« …конь ничей, а вернее – общественный».

Образ Коня

1.Что это был за КОНЬ?

2.Почему Филька ударил его?

Главный герой называет КОНЯ дьяволом.

Кто такой дьявол? Подберите синонимы.

3.Посмотрите на возникшую ситуацию

глазами коня.

4.Работа в парах. Составьте синквейн

на тему «Конь».

3 работа « …сердитый старик, и ребята считали его колдуном». 1.Найдите описание дедушки Панкрата. 2.Что это за человек? 3.Почему Филька побежал за советом именно к нему? 4.Составьте синквейн на тему «Дедушка Панкрат»

3 работа

« …сердитый старик, и ребята считали его колдуном».

1.Найдите описание дедушки

Панкрата.

2.Что это за человек?

3.Почему Филька побежал за советом именно к нему?

4.Составьте синквейн

на тему «Дедушка Панкрат»

4 работа Роль природы в сказке. Как природа реагирует  на злой поступок Фильки? (Обратите внимание  на глаголы- движения, звуки, цвета в сказке)

4 работа

Роль природы в сказке.

Как природа реагирует

на злой поступок Фильки?

(Обратите внимание

на глаголы- движения,

звуки, цвета в сказке)

Пейзаж 3. «В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста… Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи».  4. «В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки». Зима в этот год стояла теплая. Снег выпадал и тотчас таял…вода не замерзала, а стояла тихая, и в ней кружились льдинки».  «…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…»

Пейзаж

3. «В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста…

Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи».

4. «В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки».

  • Зима в этот год стояла теплая. Снег выпадал и тотчас таял…вода не замерзала, а стояла тихая, и в ней кружились льдинки».

  • «…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…»
5 работа Рассказ о раненом солдате . 1.Зачем бабушка рассказала Фильке историю столетней давности?  В чём её мудрость? 2.Как вы понимаете  выражение «охлаждение сердца»? 3.Как слушал Филька рассказ? Можно ли предположить, о чём думал он в это время?

5 работа

Рассказ о раненом солдате .

1.Зачем бабушка рассказала Фильке

историю столетней давности?

В чём её мудрость?

2.Как вы понимаете

выражение «охлаждение

сердца»?

3.Как слушал Филька рассказ?

Можно ли предположить,

о чём думал он в это время?

 Все вместе они прекратили стужу, освободили воду,  дали возможность Панкрату намолоть муки  для жителей деревни  и напечь хлеба.

Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

примирение

примирение

Как исправить ошибку ? Осознать… Преодолеть… Раскаяться… Исправить…

Как исправить ошибку ?

  • Осознать…
  • Преодолеть…
  • Раскаяться…
  • Исправить…
Почему сказка названа «Тёплый хлеб»? «Раненый конь»  или  ? «Раскаяние Фильки»

Почему сказка названа «Тёплый хлеб»?

«Раненый конь»

или ?

«Раскаяние Фильки»

Работа с произведением  К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, который рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

Работа с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

  • Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, который рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
Образ хлеба Хлеб – всему голова. Хлеб да вода – крестьянская еда. Хлеб сердце человеку укрепит. Хлеба к завтраму оставляй, а не дела. Хлеба нет – и друзей не бывало. Хлеба нет – и корочки в честь. Хлеб хлебу брат. Хлеб – символ уюта, дружбы

Образ хлеба

Хлеб – всему голова.

Хлеб да вода – крестьянская еда.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеба к завтраму оставляй, а не дела.

Хлеба нет – и друзей не бывало.

Хлеба нет – и корочки в честь.

Хлеб хлебу брат.

Хлеб – символ уюта, дружбы

 Добрые советы Паустовского 1.Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица) 2.Чтобы исправить, остановить зло,  надо совершить добрый поступок. 3.Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам. 4.Человек и природа неразделимы.  Человек не должен забывать об этом. 5.Нельзя относится безразлично к окружающему миру.

Добрые советы Паустовского

1.Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица)

2.Чтобы исправить, остановить зло,

надо совершить добрый поступок.

3.Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам.

4.Человек и природа неразделимы.

Человек не должен забывать об этом.

5.Нельзя относится безразлично к окружающему миру.

Что хотел сказать автор своим произведением? «Дарить тепло другим – согреваться самому»  «Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому »

Что хотел сказать автор своим произведением?

«Дарить тепло другим – согреваться самому»

«Злое дело надо исправить,

но вообще-то лучше зла не

делать никогда и никому »

Надо с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

Надо с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.

Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

  Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и даже животным. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.  - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше : добра или зла?  Вот, мы это поняли проанализировав сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, и даже животным. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше : добра или зла? Вот, мы это поняли проанализировав сказку К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Уважаемый  Константин Георгиевич я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал…

Уважаемый Константин Георгиевич

я понял Вас…

я хочу сказать…

я почувствовал…

я узнал…

Не жалейте сердца. не таите Доброты и нежности своей Ни своих прозрений и открытий Не держите в тайне от людей... То, что звучит в этих строках, касается всех нас. Эти слова пусть будут напутствием вам.

Не жалейте сердца. не таите

Доброты и нежности своей

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей...

  • То, что звучит в этих строках, касается всех нас. Эти слова пусть будут напутствием вам.
 Домашнее задание . На выбор: Творческая работа. Написать сочинение-миниатюру « О чём заставила меня задуматься эта сказка» 2) Составьте кроссворд по сказке- «4» 3) Ответьте на вопрос 6 - «3»

Домашнее задание .

На выбор:

  • Творческая работа.

Написать сочинение-миниатюру « О чём заставила меня задуматься эта сказка»

2) Составьте кроссворд по сказке- «4»

3) Ответьте на вопрос 6 - «3»

Благодарю за урок!

Благодарю за урок!