СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Как учились на Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к у року истории "Как учились на Руси" для учащихся с умственной.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Как учились на Руси"»

Как учились На Руси

Как учились

На Руси

Когда и какие появились школы В старину детей учили навыкам ведения домашнего хозяйства, крестьянского и ремесленного труда.

Когда и какие появились школы

В старину детей учили навыкам ведения домашнего хозяйства, крестьянского и ремесленного труда.

Читать и писать на Руси стали учить около 1000 лет назад. Книги в то время печатать ещё не умели. Их писали на выделанной тонкой коже животных- пергаменте. Листы пергамента сшивали в книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Каждая книга писалась около нескольких месяцев и ценилась на вес золота.

Читать и писать на Руси стали учить около 1000 лет назад. Книги в то время печатать ещё не умели. Их писали на выделанной тонкой коже животных- пергаменте. Листы пергамента сшивали в книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Каждая книга писалась около нескольких месяцев и ценилась на вес золота.

Для переписки книг нужны были грамотные люди. В крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них стали летописцами и донесли до нашего времени сведения о жизни в Древней Руси. С древней истории мира начал свою летопись «Повесть временных лет» Нестор, монах одного из киевских монастырей. Её главная тема – русская земля, её защита.

Для переписки книг нужны были грамотные люди. В крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них стали летописцами и донесли до нашего времени сведения о жизни в Древней Руси.

С древней истории мира начал свою летопись «Повесть временных лет» Нестор, монах одного из киевских монастырей. Её главная тема – русская земля, её защита.

В летописи «Слово о полку Игореве» рассказывается о самовольном походе на половцев новгород-северского князя Игоря. Его войско разбито, а сам Игорь попал в плен. Автор «Слова» скорбит о павших воинах и призывает русских князей к единству, чтобы общими усилиями под предводительством Великого князя дать отпор «степи».

В летописи «Слово о полку Игореве» рассказывается о самовольном походе на половцев новгород-северского князя Игоря. Его войско разбито, а сам Игорь попал в плен. Автор «Слова» скорбит о павших воинах и призывает русских князей к единству, чтобы общими усилиями под предводительством Великого князя дать отпор «степи».

Первую школу для детей дружинников и священнослужителей организовал князь Владимир в Киеве. Археологи нашли в Новгороде целую пачку упражнений мальчика Онфима, учившегося почти 800 лет назад, Среди них алфавит, склады и даже рисунки

Первую школу для детей дружинников и священнослужителей организовал князь Владимир в Киеве. Археологи нашли в Новгороде целую пачку упражнений мальчика Онфима, учившегося почти 800 лет назад, Среди них алфавит, склады и даже рисунки

300 лет назад стали открываться первые школы: духовные- для обучения детей священников цифирные- для подготовки способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях.  ЗДАНИЕ ЦИФЕРНОЙ ШКОЛЫ, ГДЕ УЧИЛСЯ П.БАЖОВ ДУХОВНАЯ ШКОЛА В РЯЗАНЕ

300 лет назад стали открываться первые школы:

духовные- для обучения детей священников

цифирные- для подготовки способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях.

ЗДАНИЕ ЦИФЕРНОЙ ШКОЛЫ, ГДЕ УЧИЛСЯ П.БАЖОВ

ДУХОВНАЯ ШКОЛА В РЯЗАНЕ

Образованием дворянских детей занимались домашние учителя и приезжие иностранцы- гувернантки и гувернёры, которые обучали их французскому языку. «Приезд гувернантки в купеческий дом» В.Перов, 1886 год

Образованием дворянских детей занимались домашние учителя и приезжие иностранцы- гувернантки и гувернёры, которые обучали их французскому языку.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

В.Перов, 1886 год

При церквях в городах и сёлах стали открываться для детей начальные школы. В них два или четыре года учили детей Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. «Запамятовал! Устный счёт» Богданов-Бельский, 1895 год

При церквях в городах и сёлах стали открываться для детей начальные школы. В них два или четыре года учили детей Закону Божьему, чтению, письму и арифметике.

«Запамятовал! Устный счёт»

Богданов-Бельский, 1895 год

Чтобы продолжить учение в гимназии или лицее, надо было выдержать вступительные экзамены и оплатить учёбу. От платы за учёбу освобождались только самые талантливые ученики. И. РЕПИН «А. ПУШКИН НА ЭКЗАМЕНЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ 8 ЯНВАРЯ 1815 Г.»

Чтобы продолжить учение в гимназии или лицее, надо было выдержать вступительные экзамены и оплатить учёбу. От платы за учёбу освобождались только самые талантливые ученики.

И. РЕПИН «А. ПУШКИН НА ЭКЗАМЕНЕ В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ 8 ЯНВАРЯ 1815 Г.»

НАЧАЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА РАСПОЛАГАЛАСЬ В ОБЫЧНОЙ ИЗБЕ. УЧЕНИКИ СИДЕЛИ НА ЛАВКАХ ВДОЛЬ ДЛИННОГО СТОЛА. ЗА ПЛОХОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ В УЧЁБЕ И ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИ УЧЕНИКА МОГЛИ НАКАЗАТЬ: ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ В УГОЛ НА СУШЁНЫЙ ГОРОХ.

НАЧАЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА РАСПОЛАГАЛАСЬ В ОБЫЧНОЙ ИЗБЕ. УЧЕНИКИ СИДЕЛИ НА ЛАВКАХ ВДОЛЬ ДЛИННОГО СТОЛА. ЗА ПЛОХОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ В УЧЁБЕ И ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИ УЧЕНИКА МОГЛИ НАКАЗАТЬ: ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ В УГОЛ НА СУШЁНЫЙ ГОРОХ.

УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ТОЛЬКО МАЛЬЧИКИ 10-12 ЛЕТ. ДЕВОЧЕК СТАЛИ ПРИНИМАТЬ ШКОЛУ ТОЛЬКО ОКОЛО 100 ЛЕТ НАЗАД. УЧЕНИЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЗАПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ БУКВ. АЗБУКУ И КНИГУ МОЛИТВ ЧИТАЛИ ВСЛУХ И УЧИЛИ НАИЗУСТЬ. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВВЕЛИ ОКОЛО 80 ЛЕТ НАЗАД. ТОГДА ЖЕ ОТМЕНИЛИ И НАКАЗАНИЯ В ШКОЛАХ.

УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ТОЛЬКО МАЛЬЧИКИ 10-12 ЛЕТ. ДЕВОЧЕК СТАЛИ ПРИНИМАТЬ ШКОЛУ ТОЛЬКО ОКОЛО 100 ЛЕТ НАЗАД. УЧЕНИЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЗАПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ БУКВ. АЗБУКУ И КНИГУ МОЛИТВ ЧИТАЛИ ВСЛУХ И УЧИЛИ НАИЗУСТЬ.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВВЕЛИ ОКОЛО 80 ЛЕТ НАЗАД. ТОГДА ЖЕ ОТМЕНИЛИ И НАКАЗАНИЯ В ШКОЛАХ.

КАКИМИ БЫЛИ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ОДЕЖДА В НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ХОДИЛИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЕ.

КАКИМИ БЫЛИ ШКОЛЬНЫЕ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ОДЕЖДА

В НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ХОДИЛИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЕ.

В ГИМНАЗИЯХ И УЧИЛИЩАХ БЫЛА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА- ФОРМА. У МАЛЬЧИКОВ ГИМНАСТЁРКА С РЕМНЁМ И БРЮКИ, ШИНЕЛЬ И ФУРАЖКА СО ЗНАЧКОМ ГИМНАЗИИ ИЛИ УЧИЛИЩА.

В ГИМНАЗИЯХ И УЧИЛИЩАХ БЫЛА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА- ФОРМА.

У МАЛЬЧИКОВ ГИМНАСТЁРКА С РЕМНЁМ И БРЮКИ, ШИНЕЛЬ И ФУРАЖКА СО ЗНАЧКОМ ГИМНАЗИИ ИЛИ УЧИЛИЩА.

ДЕВОЧКИ НОСИЛИ ОДИНАКОВЫЕ ТЁМНЫЕ ПЛАТЬЯ И ФАРТУКИ. В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ НАДЕВАЛИ ВМЕСТО ТЁМНЫХ ФАРТУКОВ И ЛЕНТ НАРЯДНЫЕ БЕЛЫЕ. ЖЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ, 191 ГОД

ДЕВОЧКИ НОСИЛИ ОДИНАКОВЫЕ ТЁМНЫЕ ПЛАТЬЯ И ФАРТУКИ. В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ НАДЕВАЛИ ВМЕСТО ТЁМНЫХ ФАРТУКОВ И ЛЕНТ НАРЯДНЫЕ БЕЛЫЕ.

ЖЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ, 191 ГОД

ЕЩЁ ОКОЛО 20 ЛЕТ НАЗАД УЧЕНИКИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВСТУПАЛИ В ПИОНЕРЫ- НАДЕВАЛИ КРАСНЫЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ И ПИОНЕРСКИЕ ЗНАЧКИ.

ЕЩЁ ОКОЛО 20 ЛЕТ НАЗАД УЧЕНИКИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВСТУПАЛИ В ПИОНЕРЫ- НАДЕВАЛИ КРАСНЫЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ И ПИОНЕРСКИЕ ЗНАЧКИ.

НА РУСИ УЧЕНИКИ ПИСАЛИ НА СЫРЫХ ГЛИНЯНЫХ ПЛИТКАХ, НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОЩЕЧКАХ, ПОКРЫТЫХ СЛОЕМ ВОСКА, НА БЕРЕСТЕ. БУКВЫ И ЦИФРЫ ЦАРАПАЛИ ПИСАЛОМ- ЗАОСТРЁННОЙ С ОДНОГО КОНЦА ПАЛОЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИЛИ КОСТИ. ДРУГОЙ КОНЕЦ ПИСАЛА ДЛАЛИ ПЛОСИМ, ЧТОБЫ РАЗГЛАЖИВТЬ ВОСК.

НА РУСИ УЧЕНИКИ ПИСАЛИ НА СЫРЫХ ГЛИНЯНЫХ ПЛИТКАХ, НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОЩЕЧКАХ, ПОКРЫТЫХ СЛОЕМ ВОСКА, НА БЕРЕСТЕ. БУКВЫ И ЦИФРЫ ЦАРАПАЛИ ПИСАЛОМ- ЗАОСТРЁННОЙ С ОДНОГО КОНЦА ПАЛОЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИЛИ КОСТИ. ДРУГОЙ КОНЕЦ ПИСАЛА ДЛАЛИ ПЛОСИМ, ЧТОБЫ РАЗГЛАЖИВТЬ ВОСК.

КОГДА ИЗОБРЕЛИ БУМАГУ И ЧЕРНИЛА СТАЛИ ПИСАТЬ ГУСИНЫМИ ПЕРЬЯМИ, КОТОРЫЕ ОБМАКИВАЛИ В ЧЕРНИЛЬНИЦУ. НАПИСАННОЕ ПОСЫПАЛИ МЕЛКИМ ПЕСКОМ, ЧТОБЫ ЧЕРНИЛА БЫСТРЕЕ ВЫСЫХЛИ. ПОЗЖЕ ПЕРО БЫЛО ЗАМЕНЕНО НА ДРЕВЯННУЮ РУЧКУ СО СТАЛЬНЫМ ПЕРОМ. В ШКОЛУ НОСИЛИ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ. ДЛЯ НИХ В ПАРТАХ ДЕЛАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕРСТИЯ. ПОЗЖЕ ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕННЫЕ ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ.

КОГДА ИЗОБРЕЛИ БУМАГУ И ЧЕРНИЛА СТАЛИ ПИСАТЬ ГУСИНЫМИ ПЕРЬЯМИ, КОТОРЫЕ ОБМАКИВАЛИ В ЧЕРНИЛЬНИЦУ. НАПИСАННОЕ ПОСЫПАЛИ МЕЛКИМ ПЕСКОМ, ЧТОБЫ ЧЕРНИЛА БЫСТРЕЕ ВЫСЫХЛИ. ПОЗЖЕ ПЕРО БЫЛО ЗАМЕНЕНО НА ДРЕВЯННУЮ РУЧКУ СО СТАЛЬНЫМ ПЕРОМ. В ШКОЛУ НОСИЛИ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ. ДЛЯ НИХ В ПАРТАХ ДЕЛАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕРСТИЯ. ПОЗЖЕ ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕННЫЕ ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ.

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЕМАТИКИ ИЗУЧАЛИ ПО «АРИФМЕТИКЕ» МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА МАГНИЦКОГО

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЕМАТИКИ ИЗУЧАЛИ ПО «АРИФМЕТИКЕ» МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА МАГНИЦКОГО

РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИЛИ ПО «ГРАММАТИКЕ»- МЕЛЕНТИЯ СМОТРИЦКОГО

РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИЛИ ПО «ГРАММАТИКЕ»- МЕЛЕНТИЯ СМОТРИЦКОГО

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ УЧЕБНИКИ Л.Н. ТОЛСТОЙ

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ УЧЕБНИКИ Л.Н. ТОЛСТОЙ

УЧЕБНИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ К.Д. УШИНСКИЙ

УЧЕБНИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ К.Д. УШИНСКИЙ