Корни. Строение корней
Урок в 6 классе
Учитель Еналдиева Р.А
МБОУ СОШ №22.
З А Г А Д К А
От буяна – урагана
У дубка – богатыря
Есть живые якоря
Корень. Типы корневых систем
Цель урока:
- Сформировать знания о корне как основном вегетативном органе растения;
- Показать разнообразие видов корней и типов корневых систем;
- Познакомить с явлением геотропизма .
З А Г А Д К И
Мы в букет собрали маки жаркие:
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут ?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.
Из тучки из небесной
Водица льётся пресной,
Почему же в лист зелёный
Попадёт она солёной ?
В землю бросишь
Крошку – блошку,
Полежит она немножко,
И, гляди, уже растёт
Самоварчик – корнеплод.
Для чего растениям нужен корень
Закрепляет растение в почве
Поглощает из почвы воду и минеральные соли
У некоторых растений в корнях запасаются питательные вещества
Виды корней
1 - Главный корень
2 - Боковые корни
3 - Придаточные корни
Виды корней
1 – главный корень, развивающийся из зародышевого корешка
2 – боковые корни, которые возникают на всех корнях (главном, боковых , придаточных )
3 – придаточные, развивающиеся на стеблевой части побега
Образование стержневой корневой системы
Образование мочковатой корневой системы
Придаточные корни
Типы корневых систем
1 – стержневая корневая система,
2 – мочковатая корневая система
Стержневая корневая система
Главный корень хорошо развит и похож на стержень
Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений
Например, фасоль, горох, морковь, одуванчик, дуб и другие
Стержневые корневые системы двудольных растений (видоизменения корней)
морковь
свёкла
хрен
петрушка
Мочковатая корневая система
Главный корень ничем не отличается от придаточных и боковых корней, растущих от стебля.
Имеют вид пучка – мочки.
Мочковатую корневую систему имеют однодольные и некоторые двудольные растения.
Например, овёс, пшеница, рожь, лук ,
тюльпаны, гладиолусы, осока , пырей и другие.
Типы корневых систем
стержневой корень
мочковатый корень
Глубина проникновения в почву корней растений
Знаете ли Вы ?
У кого самые длинные корни
Самые длинные корни – 120 м у дикого инжира, растущего в ЮАР.
В 1950 г было сообщение из Шотландии о корнях вяза длиной 110 м.
Знаете ли Вы ?
В Японии растёт сахурадзинская редька, корнеплоды которой весят более 16 кг
Корневая система и внешний вид ежовника безлистного
В какой сказке мы встречаем подобный корнеплод ?
Возможности корневых систем
Одно растение ржи в фазу колошения имеет 13 835 135 корней общей длиной 623 км .
За сутки прирост корней достигает 4,8 км.
Почему корень всегда растёт вниз ?
Геотропизм у корней
Практические приёмы управления формированием корневой системой растений
Окучивание томатов
Практические приёмы управления формированием корневых систем
Пикировка растений
Выводы по уроку
- Корень – основной вегетативный орган растения.
- Главный, боковые и придаточные корни вместе создают корневую систему.
- Имеется два типа корневых систем у растений – стержневая и мочковатая.
- Корень растёт на протяжении всей жизни растения. Он всегда растёт вниз.
Видоизменения корней
Четвёртый лишний
Молодец
Лишний
Четвёртый лишний
Лишний
Домашнее задание
§13, вопросы, задания в тетради на печатной основе к §13
придумать кроссворд на тему «Корень»