СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Корни с чередованием е-и"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к уроку "Корни с чередованием е-и"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Корни с чередованием е-и"»

  Урок русского языка в 10 классе.   Обобщение и систематизация  знаний по теме  « Простое осложнённое предложение » на основе текстов художественной литературы, изучаемых в 10 классе. а    Составитель :  Семирунняя Светлана Сергеевна    учитель русского языка и     литературы      МБОУ «Краснозоринская СОШ» Боковского района

Урок русского языка в 10 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме « Простое осложнённое предложение » на основе текстов художественной литературы, изучаемых в 10 классе.

а

Составитель : Семирунняя Светлана Сергеевна

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Краснозоринская СОШ» Боковского района

Орфографическая разминка.  Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам: «Проверяемая безударная гласная в корне слова» орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» ; орфограмма «Чередующаяся безударная гласная в корне слова» . бл..стящая к..рьера , б..льшими гл..зами , м..л..дые д..ревца , заб..рались в рощу , ветер зам..р, никогда не дор..стали, п..местил в ун..верситет пор..сла п..лынью ,  ув..жаю ар..стократов , предл..живши грош , пл..хие п..ртреты , оставив в к..бинете, г..рела л..мпадка,

Орфографическая разминка. Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам:

«Проверяемая безударная гласная в корне слова»

орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» ;

орфограмма «Чередующаяся безударная гласная в корне слова» .

  • бл..стящая к..рьера ,
  • б..льшими гл..зами ,
  • м..л..дые д..ревца ,
  • заб..рались в рощу ,
  • ветер зам..р,
  • никогда не дор..стали,
  • п..местил

в ун..верситет

  • пор..сла п..лынью ,
  • ув..жаю ар..стократов ,
  • предл..живши грош ,
  • пл..хие п..ртреты ,
  • оставив в к..бинете,
  • г..рела л..мпадка,
 Проверяем! орфограмма «Чередующаяся безударная гласная в корне слова» Проросла Предложивши Горела Блестящая Забирались Замер Дорастали орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова» орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» Уважаю Плохие Лампадка Поместили Большими Глазами Молодые деревца Полынью Аристократов Портреты В кабинете В университет Карьера

Проверяем!

орфограмма «Чередующаяся безударная гласная в корне слова»

Проросла

Предложивши

Горела

Блестящая

Забирались

Замер

Дорастали

орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

Уважаю

Плохие

Лампадка

Поместили

Большими

Глазами

Молодые

деревца

Полынью

Аристократов

Портреты

В кабинете

В университет

Карьера

  Чем может осложняться   простое предложение?

Чем может осложняться простое предложение?

 Расставьте знаки препинания.  Чем осложнены данные предложения?    1) Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.  2) Ее не любили в губернии ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым рассказывали про нее всякие небылицы.  3) Эти статуи долженствовали изображать собою: Уединение Молчание Размышление Меланхолию Стыдливость и Чувствительность.  Из какого произведения примеры?   Кто его автор?

Расставьте знаки препинания. Чем осложнены данные предложения?

1) Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.

2) Ее не любили в губернии ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым рассказывали про нее всякие небылицы.

3) Эти статуи долженствовали изображать собою: Уединение Молчание Размышление Меланхолию Стыдливость и Чувствительность.

Из какого произведения примеры?

Кто его автор?

  Проверяем!   Все предложения осложнены однородными членами.  1) Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа.  2) Ее не любили в губернии ,ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее всякие небылицы .  3)Эти статуи долженствовали изображать собою: Уединение, Молчание, Размышление, Меланхолию, Стыдливость и Чувствительность.   И.С.Тургенев   «Отцы и дети»

Проверяем!

Все предложения осложнены однородными членами.

1) Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа.

2) Ее не любили в губернии ,ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее всякие небылицы .

3)Эти статуи долженствовали изображать собою: Уединение, Молчание, Размышление, Меланхолию, Стыдливость и Чувствительность.

И.С.Тургенев

«Отцы и дети»

  Работа с заданием 15 ЕГЭ   по русскому языку.  Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. 1)Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет. 2)Темнота зимней ночи скрывала и берег реки и дорогу и деревеньку. 3)  В движениях Наташи не чувствовалось ни волнения ни робости. 4)Я слышал только треск сучьев да жужжание пчел. 5)Шумит лес лицу жарко а со спины пробирается колючий холод.

Работа с заданием 15 ЕГЭ по русскому языку.

Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет.

2)Темнота зимней ночи скрывала и берег реки и дорогу и деревеньку.

3) В движениях Наташи не чувствовалось ни волнения ни робости.

4)Я слышал только треск сучьев да жужжание пчел.

5)Шумит лес лицу жарко а со спины пробирается колючий холод.

Проверяем! 1)Всю ночь огонь костра то разгорается , то гаснет. 2)Темнота зимней ночи скрывала и берег реки , и дорогу , и деревеньку.  3)  В движениях Наташи не чувствовалось ни волнения , ни робости 4)Я слышал только треск сучьев да жужжание пчел.  5)Шумит лес , лицу жарко , а со спины пробирается колючий холод.

Проверяем!

1)Всю ночь огонь костра то разгорается , то гаснет.

2)Темнота зимней ночи скрывала и берег реки , и дорогу , и деревеньку.

3) В движениях Наташи не чувствовалось ни волнения , ни робости

4)Я слышал только треск сучьев да жужжание пчел.

5)Шумит лес , лицу жарко , а со спины пробирается колючий холод.

   Работа с заданием 16 ЕГЭ   по русскому языку.  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2)  качнуло своими ветвистыми рогами (3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.

Работа с заданием 16 ЕГЭ по русскому языку.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло своими ветвистыми рогами (3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.

   Проверяем! Ответ: 1,2,4,5 Величественное животное , застывшее в нескольких десятках метров от нас ,  качнуло своими ветвистыми рогами и ,  сорвавшись с места , скрылось в чаще.

Проверяем!

Ответ: 1,2,4,5

Величественное животное , застывшее в нескольких десятках метров от нас , качнуло своими ветвистыми рогами и , сорвавшись с места , скрылось в чаще.

Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение.   1)Другая, хорошая жена проводивши мужа-то часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе видно, ничего. 2)Красивыми ресницами, Моргнула Тимофеевна Поспешно приклонилася Ко стогу головой. 3)Тоской и трепетом полна Тамара, часто у окна Сидит в раздумье одиноком, И смотрит вдаль прилежным оком, И целый день вздыхая ждет.

Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение.

1)Другая, хорошая жена проводивши мужа-то часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе видно, ничего.

2)Красивыми ресницами,

Моргнула Тимофеевна

Поспешно приклонилася

Ко стогу головой.

3)Тоской и трепетом полна

Тамара, часто у окна

Сидит в раздумье одиноком,

И смотрит вдаль прилежным оком,

И целый день вздыхая ждет.

Проверяем! 1)Другая хорошая жена , проводивши мужа-то , часа полтора воет , лежит на крыльце; а тебе , видно , ничего. (Обособл.обст., однород. сказуемое, вводное слово). А.Н.Осторовский

Проверяем!

1)Другая хорошая жена , проводивши мужа-то , часа полтора воет , лежит на крыльце; а тебе , видно , ничего. (Обособл.обст., однород.

сказуемое, вводное слово).

А.Н.Осторовский

Проверяем! Красивыми ресницами Моргнула Тимофеевна, Поспешно приклонилася Ко стогу головой. (Однород. сказуемые). Н.А.Некрасов

Проверяем!

Красивыми ресницами

Моргнула Тимофеевна,

Поспешно приклонилася

Ко стогу головой.

(Однород.

сказуемые).

Н.А.Некрасов

Проверяем! 3)Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком И смотрит вдаль прилежным оком, И целый день, вздыхая, ждет. (Обособ.определение,однород.сказуемые,обособл.обст.) М.Ю.Лермонтов Тамара и Демон

Проверяем!

3)Тоской и трепетом полна,

Тамара часто у окна

Сидит в раздумье одиноком

И смотрит вдаль прилежным оком,

И целый день, вздыхая, ждет. (Обособ.определение,однород.сказуемые,обособл.обст.)

М.Ю.Лермонтов

Тамара и Демон

В предложениях из романа И.А.Гончарова «Обломов» расставьте знаки препинания, выделите вводные конструкции, обращения.    Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу» по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга». К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине. Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Что же погубило тебя Илья?

В предложениях из романа И.А.Гончарова «Обломов» расставьте знаки препинания, выделите вводные конструкции, обращения.

Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу» по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».

К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине.

Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.

Что же погубило тебя Илья?

  Проверяем! Что же погубило тебя, Илья ? (обращ.)  Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу», по выражению няньки , пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга». (вв. сл.) К зиме, однако ж , свидания их становились всё реже наедине. (вв. сл.) Дом Обломовых, бог знает отчего , всё беднел, мельчал и, наконец , незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. (вв. сл.)

Проверяем!

Что же погубило тебя, Илья ? (обращ.)

Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу», по выражению няньки , пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга». (вв. сл.)

К зиме, однако ж , свидания их становились всё реже наедине. (вв. сл.)

Дом Обломовых, бог знает отчего , всё беднел, мельчал и, наконец , незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. (вв. сл.)

Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор. 3)Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной.  1) Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее.  4)Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. 2)Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему. Из каких произведений примеры? Кто автор?

Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор.

3)Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной.

1) Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее.

4)Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.

2)Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему.

Из каких произведений примеры? Кто автор?

 Проверяем! 1) Раскольников разглядел худенькое , но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. ( Осложнено однородными членами и обособленными определениями. )   Ф.М.Достоевский 2)Человек помолчал и вдруг глубоко , чуть ли не до земли, поклонился ему.  ( осложнено уточняющим членом .) Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание».

Проверяем!

1) Раскольников разглядел худенькое , но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. ( Осложнено однородными членами и обособленными определениями. )

Ф.М.Достоевский

2)Человек помолчал и вдруг глубоко , чуть ли не до земли, поклонился ему. ( осложнено уточняющим членом .)

Родион Раскольников

из романа «Преступление и наказание».

  Проверяем!  4)Анна Павловна , прохаживаясь по своей гостиной , подходила  к  замолкнувшему  или  слишком много говорившему кружку и одним словом  или перемещением  опять  заводила равномерную , приличную  разговорную машину. (Осложнено обособленным обстоятельством, однородными членами.) Из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Проверяем!

4)Анна Павловна , прохаживаясь по своей гостиной , подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную , приличную разговорную машину. (Осложнено обособленным обстоятельством, однородными членами.)

Из романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Выводы по уроку. Какой теме был посвящён урок?  Чем могут осложняться простые предложения? Какие литературные произведения сегодня вспомнили? Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений? Д/з : Из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина выписать 7-10 простых осложненных предложений. Повторить тему «Сложное предложение».

Выводы по уроку.

Какой теме был посвящён урок?

Чем могут осложняться простые предложения?

Какие литературные произведения сегодня вспомнили?

Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений?

Д/з : Из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина выписать 7-10 простых осложненных предложений. Повторить тему «Сложное предложение».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!