Эрнст Гофман «Крошка Цахес»
Выполнил: Свободин Кирилл
Эрнст Гофман, немецкий писатель и композитор.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился в Кенигсберге в 1776 г. в семье очень успешного адвоката. Родители разошлись, когда мальчику было три года; его воспитывал дядя — юрист по профессии.
Гофман изучал юриспруденцию в Кёнигсбергском университете. Блистательно сдав экзамен, в 1800 г. получил место асессора в Познани
Позже в Полоцке Гофман женился на польке из добропорядочной буржуазной семьи.
В 1804 г. Эрнста назначили советником в Варшаве, но вскоре вследствие войны с Наполеоном I все чиновники были уволены, и он направился в Берлин.
Несколько лет семья бедствовала, Гофман периодически работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, писал статьи о музыке для журналов.
Гофман является одним из основоположников романтической эстетики, представлял музыку как «неведомое царство», раскрывающее человеку смысл его чувств и страстей.
«Ундина» Эрнеста Теодора Гофмана
Ему принадлежит романтическая опера «Ундина» (1813 г.), симфонии, хоры, камерные сочинения.
Во время битвы при Ватерлоо Гофманы оказались в Дрездене, где пережили все тяготы и ужасы войны.
Именно тогда Гофман подготовил к печати сборник «Фантазии в духе Калло», куда вошли новеллы: «Дон Жуан», «Кавалер Г’люк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера».
В 1816 г. Гофман получил в Берлине место советника юстиции, обеспечивающее твёрдый доход и позволяющее посвящать время искусству.
В литературном творчестве он проявил себя как классический романтик.
«Крошка Цахес»
Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является «Крошка Цахес».
«Крошка Цахес»
В этой сказке Гофман развивает фольклорный мотив о чудодейственных волосах. Добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу три волшебных волоска. Благодаря им все значительное и талантливое, произошедшее или произнесенное в присутствии Цахеса, приписывается ему. А вот гадкие поступки самого малыша приписываются окружающим его людям. Цахес делает потрясающую карьеру. Малыша считают гениальнейшим поэтом. Со временем он становится тайным советником, а затем и министром.
«Крошка Цахес»
Многие из созданных Гофманом образов стали нарицательными.
К их числу принадлежит и герой сказочной новеллы «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
Здесь автор проявил такое замечательное остроумие, глубину воображения и силу художественного обобщения, что сама сказка и образы, в ней воссозданные, выглядят чрезвычайно актуальными и сегодня.
То в политике, то в искусстве, то в средствах массовой информации нет-нет да мелькнет этот зловещий карлик - Крошка Цахес.
Художественные приемы
В ткань повествования изящно вплетаются всем известные фольклорные мотивы, означающие чародейство. Волшебные волоски, которыми снабдила своего питомца фея, набалдашник волшебной трости, источающий лучи, в которых вся фальшь оборачивается тем, что не кажется, а есть на деле, золотой гребень, способный обращать безобразное в прекрасное.
Использует Гофман и известную сказочную тему одежды, наполняя ее злободневным не только для его современников, но и для нас с вами содержанием. Вспомним рукава и фалды Фабианова сюртука, длина которых немедленно становилась причиной для того, чтобы навесить на его обладателя злые и глупые ярлыки.
Ирония Гофмана
Писатель смеется над нелепыми новациями в чиновничьих аппаратах.
Сатирический образ чиновничьего мундира с алмазными пуговицами, число коих обозначает степень заслуг перед отечеством (у обычных людей их было по две или три, у Циннобера аж целых двадцать), автор тоже обыгрывает с изысканным художественным смыслом.
Если на обыкновенной человеческой фигуре и так прекрасно удерживалась почетная министерская лента, то на торсе Цахеса - коротком обрубке «с паучьими ножками» - она могла удержаться только посредством двух десятков пуговиц. Но ведь «достопочтенный господин Циннобер» был, конечно, достоин такой высокой почести.
Нам есть, о чём задуматься
Гофман остроумно показывает нам портрет общества, зеркалом которого и стал злополучный крошка Цахес.
Анализ проблемы приводит нас к выводу о том, что обезуметь подобным образом можно очень легко и безнадежно.
Если ты сам готов подменять истину ложью из корыстных побуждений, если и тебе не чужда склонность приписывать себе чужие заслуги, если, наконец, тобой движут в жизни не смелые и свободные идеи, а узколобый конформизм, рано или поздно ты возведешь на пьедестал крошку Цахеса по прозванию Циннобер.
Иллюстрации к произведению
В новеллах, повестях «Золотой горшок» (1814 г.), «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819 г.), романе «Эликсир дьявола» (1816 г.) мир представлен словно видимый в двух планах: реальном и фантастическом, причём фантастический постоянно вторгается в реальный (феи пьют кофе, колдуньи торгуют пирожками)
Писателя влекла область таинственного, запредельного: бред, галлюцинации, безотчётный страх — его излюбленные мотивы.
Умер писатель 25 июня 1822 г. в Берлине.
П. И. Чайковский создал в 1892 г. балет по его сказке «Щелкунчик».