СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку культура Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку культура Древней Руси»

Культура Древней Руси  IX-XIIвв. Лыков А.Ю. учитель истории и обществознания МКОУ «Черемисиновская СОШ»

Культура Древней Руси IX-XIIвв.

Лыков А.Ю.

учитель истории и обществознания

МКОУ «Черемисиновская СОШ»

Цель: охарактеризовать развитие культуры Руси IX –XII века, определить факторы, повлиявшие на её развитие, рассмотреть выдающиеся достижения

Цель:

охарактеризовать развитие культуры Руси IX –XII века, определить факторы, повлиявшие на её развитие, рассмотреть выдающиеся достижения

Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о русской культуре домонгольского периода 2. Cпособствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиям  3. На примерах памятников древнерусской культуры показать красоту и оригинальность русского искусства

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о русской культуре домонгольского периода

2. Cпособствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиям 3. На примерах памятников древнерусской культуры показать красоту и оригинальность русского искусства

План 1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Письменность, грамотность. 3. Летописи. 4. Литература. 5. Архитектура. 6. Живопись. 7. Задания ЕГЭ.

План

  • 1. Особенности культуры Древней Руси.
  • 2. Письменность, грамотность.
  • 3. Летописи.
  • 4. Литература.
  • 5. Архитектура.
  • 6. Живопись.
  • 7. Задания ЕГЭ.

1.Особенности культуры Древней Руси Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян; Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения ближайших своих соседей; Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства; Переплетение христианских и языческих влияний. Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.

1.Особенности культуры Древней Руси

  • Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян;
  • Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения ближайших своих соседей;
  • Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства;
  • Переплетение христианских и языческих влияний.
  • Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.
2. Письменность, грамотность  Существовала до принятия христианства. Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность Договор князя Олега с Византией (911). Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма. IXв. Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

2. Письменность, грамотность Существовала до принятия христианства.

  • Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность
  • Договор князя Олега с Византией (911).

Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

IXв.

Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в.

Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

Материал для письма Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

Материал для письма

  • Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.
Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.
  • Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.
3. Литература Жанры  Летопись- запись происходивших событий, составленная по годам.  «Повесть временных лет» XIIв. Жития – литературное описание людей, причисленных к лику святых «Сказание о Борисе и Глебе », «Жития княгини Ольги» «Хождения» (или, по-древнерусски, хожения ) — своеобразные путевые заметки. «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю. «Слово» (поучения, похвалы письма)- торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати». XIв.

3. Литература

Жанры

Летопись- запись происходивших событий, составленная по годам.

«Повесть временных лет» XIIв.

Жития – литературное описание людей, причисленных к лику святых

«Сказание о Борисе и Глебе », «Жития княгини Ольги»

«Хождения» (или, по-древнерусски, хожения ) — своеобразные путевые заметки.

«Хожение» игумена Даниила в Святую Землю.

«Слово» (поучения, похвалы письма)- торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати». XIв.

 Летописи Нестор-летописец:

Летописи

Нестор-летописец: "Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

О летописи «Повесть временных лет»  «Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды.

О летописи

«Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды.

Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни. Владимир Мономах 1053-1125

Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.

Владимир Мономах

1053-1125

«Поучение Владимира Мономаха» … Не ленитесь, но за всем наблюдайте. … Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. … Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. … напоите и накормите просящего… … убогих не забывайте и подавайте сироте… … Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. … соблюдайте свое слово… … Гордости не имейте в сердце и в уме. … Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью. … Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

«Поучение Владимира Мономаха»

Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

напоите и накормите просящего…

убогих не забывайте и подавайте сироте…

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

5. Архитектура  Деревянное зодчество Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Особенности : многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву . Двор князя

5. Архитектура Деревянное зодчество

Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости.

Особенности : многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву .

Двор князя

Каменное зодчество  Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента.

Каменное зодчество

Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента.

 Крестово-купольный храм    -     тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста.

  • Крестово-купольный храм    -     тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста.
 Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.             Софийский собор в  Киеве,1037г.

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.

Софийский собор в

Киеве,1037г.

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.

Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045—1050 годах.

 По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески.  Софийский собор в Новгороде

По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески.

Софийский собор в Новгороде

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота во Владимире Золотые ворота во Владимире

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота во Владимире

Золотые ворота во Владимире

6. Живопись  Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков).

6. Живопись

Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков).

 Иконопись   Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.   Канон – свод положений, норм, правил. Мог быть “лицевым” и “словесным” Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

Иконопись

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.

Канон – свод положений, норм, правил.

Мог быть “лицевым” и “словесным”

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

Фрески Роспись растительными красками на сырой штукатурке  Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

Фрески

Роспись растительными красками на сырой штукатурке

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

Иконы Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Иконы

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.