Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Л. Андреев "Иуда Искариот". Повесть о любви и верности?"»
Л. Андреев «Иуда Искариот». Повесть о любви и верности?
Цель: определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе.
- … и как нет конца у времени,
так не будет конца рассказам
о предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев
«Иуда Искариот»
- Повесть написана по мотивам библейского сюжета, в котором рассказано о предательстве Иисуса Иудой.
- Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет.
- Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).
«Иуда Искариот»
Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты , а предавший
его Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
Вызвало у Андреева сомнение
Андреева волнует вопросы:
- Только ли подлость вела Иуду к предательству?
- Только ли нравственную чистоту проявили другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?
Начинается повесть словами:
- «»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться»
- Далее идет изложение слухов
- То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды.
- О не нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика)
- Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие
Отрицательное
- Бросил жену,
- ссорит людей,
- Любопытный, лукавый, злой.
- У него нет детей
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных.
«Иуда Искариот»
- 9 глав. 3 глава – предательство; остальные – ожидание гибели Иисуса.
- С начала повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы.
- Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда»
- Дается детальный портрет.
- Зачитайте! Что особенного в портрете?
- Ученики Иисуса отнеслись к нему с брезгливостью, не доверяют ему.
«Иуда Искариот»
- Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве, обо всем, что произойдет, но все-таки принял Иуду.
- Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой.
- Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что , когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.
Иуда вдруг становится
хорошим
Добросовестно исполняет свои
Обязанности
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение его
противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3
динария; рассказывает истории,
а потом признается, что лгал
Ученики Христа
- Обладают земными, человеческими качествами
- Они не идеальны, но разнообразны
- Петр громогласен
- Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть любимым учеником
- Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
- Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории
Отличие Иуды от апостолов
- Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным
- И Христос ласково смотрит на него.
Иисус изменяет отношение к Иуде
- Иуда доказывает Иисусу, что селяне были неискренни по отношению к нему, объявили его вором, обманщиком ( козленка после нашли)
- Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел.
- Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом
- Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет , и вместе с ним погибнет Иуда»
Путь к преступлению
- Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса в руки закона (за 30 серебряников)
- Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное.
- Окружает Иисуса заботой, нежностью.
- Угадывает малейшее его желание.
- Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину.
- Но Учитель как будто ничего не замечает.
Путь к преступлению
- Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает
- Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса.
- Двойственность: сам предал и пытается спасти.
- Верит, что восторжествует любовь и верность учеников.
- Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».
Кульминационный момент – сцена предательста
Как ведут себя ученики?
- Зачитать.
- Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
- Пытается воздействовать на Анну, но то прогоняет его.
- Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.
Сцена распятия Христа
- Зачитать.
- На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут? Еще не поздно!
- «Осуществился ужас и мечты»
- Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями.
- И в чем-то он прав. В чем?
- Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя»
- Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
- Зачитать. Портрет Иуды.
Работа с текстом
- Зачитать последний абзац
- Какие чувства вызывает написанное?
- Каково авторское отношение к Иуде?
- Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
- Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева?
- Победитель или проигравший Иуда в повести?
Выводы:
- 1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках.
- 2.Любовь должна быть деятельной.
- 3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать. И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
- Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор.
Дома
- Устно – по конспекту урока.
- № 1Портреты Иуды, их роль в повести.
- № 2 Ученики Иисуса. Какими показаны в повести
- № 3 Иуда после предательства
- № 4 Причины предательства и самоубийства Иуды.