СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: Личность А.Н. Островского. Честь- основа жизни (в пьесе А.Островского «Бесприданница»). Образ Ларисы Огудаловой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к уроку русской литературы

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: Личность А.Н. Островского. Честь- основа жизни (в пьесе А.Островского «Бесприданница»). Образ Ларисы Огудаловой.»

КГКП «Казахстанский агротехнический колледж» Управления образования акимата Костанайской области Урок по предмету «Русская литература».   Раздел: «Человек и право» в литературе»   Тема урока: «Личность А.Н. Островского. Честь- основа жизни (в пьесе А.Островского «Бесприданница»). Образ Ларисы Огудаловой . ».   Преподаватель Ковальчук Инна Александровна 2021-2022 учебный год

КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области

Урок по предмету «Русская литература». Раздел: «Человек и право» в литературе» Тема урока: «Личность А.Н. Островского. Честь- основа жизни (в пьесе А.Островского «Бесприданница»). Образ Ларисы Огудаловой . ». Преподаватель Ковальчук Инна Александровна

2021-2022 учебный год

Цели обучения: -анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла; -характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей; -анализировать художественный мир произведения, представляя идею или взаимоотношения героев в различных формах представления информации (символы, формулы, законы, буктрейлеры);

Цели обучения:

  • -анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла;
  • -характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;
  • -анализировать художественный мир произведения, представляя идею или взаимоотношения героев в различных формах представления информации (символы, формулы, законы, буктрейлеры);
Ключевые слова к пониманию темы:   Драма - литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене. Пье́са  –  драматическое произведение для театрального   представления. Психологизм в литературе  – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Мотив  (от фр. - побудительная причина, повод к какому-либо действию; довод в пользу чего-либо) — устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Ключевые слова к пониманию темы:

  • Драма - литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
  • Пье́са  –  драматическое произведение для театрального

  представления.

  • Психологизм в литературе  – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
  • Мотив  (от фр. - побудительная причина, повод к какому-либо действию; довод в пользу чего-либо) — устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.
 Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Александр

Николаевич

Островский

(1823-1886)

О произведении Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе.

О произведении

  • Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах.
  • Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.
  • Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе.
 Метод ассоциаций Бесприданница

Метод ассоциаций

Бесприданница

Словарная работа   Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Бесприданница – бедная девушка, не обеспеченная приданым. Приданое – имущество, дававшееся родителями дочери при ее выходе замуж. Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый. Актуальный – очень важный для настоящего момента. Делец – человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своекорыстных целей (биржевые дельцы, темные дельцы). Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного. Романс – небольшое вокальное произведения лирического характера. Сюжет – основное содержание художественного произведения. Парадокс – странное мнение, высказывание расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями. Интерпретация  – истолкование, раскрытие смысла чего-нибудь.

Словарная работа

  • Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
  • Бесприданница – бедная девушка, не обеспеченная приданым.
  • Приданое – имущество, дававшееся родителями дочери при ее выходе замуж.
  • Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.
  • Актуальный – очень важный для настоящего момента.
  • Делец – человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своекорыстных целей (биржевые дельцы, темные дельцы).
  • Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного.
  • Романс – небольшое вокальное произведения лирического характера.
  • Сюжет – основное содержание художественного произведения.
  • Парадокс – странное мнение, высказывание расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями.
  • Интерпретация  – истолкование, раскрытие смысла чего-нибудь.
 Жанр пьесы «Бесприданница» психологическая Никто не виноват, никто, это я сама…  Никогда и никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого не слыхала теплого слова. А ведь так жить холодно… ДРАМА «пьесы жизни»

Жанр пьесы «Бесприданница»

психологическая

  • Никто не виноват, никто, это я сама…
  • Никогда и никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого не слыхала теплого слова. А ведь так жить холодно…

ДРАМА

«пьесы жизни»

Главные герои   Лариса Дмитриевна – бесприданница, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах. Сергей Сергеевич Паратов – «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса. Юлий Капитонович Карандышев – «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку.

Главные герои

  • Лариса Дмитриевна – бесприданница, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.
  • Сергей Сергеевич Паратов – «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса.
  • Юлий Капитонович Карандышев – «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку.
Другие персонажи Василий Данилович Вожеватов – « очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой. Мокий Парменович Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы. Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери. Робинзон – актер, приехавший с Паратовым. Гаврило – «содержатель кофейной на бульваре». Иван – «слуга в кофейной».

Другие персонажи

  • Василий Данилович Вожеватов – « очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой.
  • Мокий Парменович Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы.
  • Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.
  • Робинзон – актер, приехавший с Паратовым.
  • Гаврило – «содержатель кофейной на бульваре».
  • Иван – «слуга в кофейной».
 Жизнь Ларисы в родительском доме, или куда рвется Лариса? ЛАРИСА Вожеватов Василий Данилович « Бежала бы я отсюда, куда глаза  глядят» Харита Игнатьевна Огудалова  Кнуров Мокий Парменович Паратов Сергей Сергеевич  Карандышев Юлий Капитонович

Жизнь Ларисы в родительском доме, или куда рвется Лариса?

ЛАРИСА

Вожеватов Василий Данилович

« Бежала бы

я отсюда,

куда глаза

глядят»

Харита Игнатьевна Огудалова

Кнуров Мокий Парменович

Паратов Сергей Сергеевич

Карандышев Юлий Капитонович

Линия эмоций персонажа Отчаяние Вторая встреча с Паратовым Разочарование Отъезд Паратова Любовь Первая встреча с Паратовым

Линия эмоций персонажа

Отчаяние

Вторая встреча с Паратовым

Разочарование

Отъезд Паратова

Любовь

Первая встреча с Паратовым

Попс -формула Позиция — Я считаю, что Лариса... Обоснование — Потому что … Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … . Следствие — Сформулируем вывод о том, что … .

Попс -формула

Позиция — Я считаю, что Лариса...

Обоснование — Потому что …

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … .

Следствие — Сформулируем вывод о том, что … .

Кто виноват в гибели Ларисы? расчет расчет Вожеватов Василий Данилович мать Харита Игнатьевна Горячее сердце Ларисы расчет  расчет  Кнуров Паратов Сергей Сергеевич  Мокий Парменович расчет Карандышев Юлий Капитонович

Кто виноват в гибели Ларисы?

расчет

расчет Вожеватов Василий Данилович

мать

Харита Игнатьевна

Горячее сердце

Ларисы

расчет

расчет

Кнуров

Паратов Сергей Сергеевич

Мокий Парменович

расчет

Карандышев

Юлий Капитонович

Задания для обратной связи:   1. Составить кластер. 2.Восстановить сюжет пьесы, согласно композиционного строения. 3. Проанализировать и дополнить схему «Линия эмоций персонажа» 4.Сформулировать образ Ларисы, используя ПОПС-формулу. 5. Создать буктрейлер по пьесе.

Задания для обратной связи:

  • 1. Составить кластер.
  • 2.Восстановить сюжет пьесы, согласно композиционного строения.
  • 3. Проанализировать и дополнить схему «Линия эмоций персонажа»
  • 4.Сформулировать образ Ларисы, используя ПОПС-формулу.
  • 5. Создать буктрейлер по пьесе.