Урок литературного чтения в 3 классе.
Цель урока:
- Воспитывать доброту силой художественного слова.
Проверка домашнего задания
Александр Иванович Куприн
«Слон»
Тема урока
Цели урока:
Познакомиться с творчеством писателя и его произведением
Александр Иванович
Куприн
(1870-1934)
Александр Иванович Куприн родился в 1870 году. Отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.
Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др.
Дом А.И. Куприна в Гатчине
Слоны - это крупные животные. Самые крупные из них - африканские. Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саваннах.
Индийские слоны меньше – 2-3 м в высоту и 5 т весом.
Крылатые выражения:
- Слона-то и не приметить.
- Слон в посудной лавке.
- Делать из мухи слона.
- Как слон.
Значения крылатых выражений
- Слона-то и не приметить – не заметить главного.
- Слон в посудной лавке – о большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди хрупких вещей.
- Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение .
- Как слон – неуклюж, громоздок, непоротлив.
Пословицы и поговорки
- Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
- Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял.
- Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Объясните значение пословиц и поговорок
В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события?
Гостиная –
комната для приема гостей.
Горничная –
работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня –
девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Публикум, или публика-
люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона –
покрывало, укрывающее спину, туловище.
Щеколды –
род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Физминутка
- В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает . (Голову прямо.) Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Физкульминутка
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
Беседа.
Понравился ли вам рассказ?
Что вы испытывали при чтении текста?
Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.
?
Можно ли назвать девочку капризной?
Прочитайте по ролям разговор мамы и дочки (страница 26).
Что чувствует мама?
А Надя?
Как автор рисует внутреннее состояние отца?
Как Надя узнала о том, кто может ее исцелить?
Какой можно назвать эту семью в целом?
План.
1. Девочка нездорова. 2. Диагноз врача.
3. Переживания папы. 4. Сон девочки. 5. Не та покупка. 6. Мгновенное решение отца. 7. Жители зверинца. 8. Просьба о помощи.
Рефлексия
Я узнал…
Было трудно…
Я научился…
Домашнее задание
Молодцы! Спасибо за урок.