Литературное чтение
4 класс
Сказка ложь , да в ней намёк !
Добрым молодцам урок !
Сказка - прил., ж.р., ед. ч., 1 скл.
Ложь - сущ., ж.р., ед.ч., 2 скл.
Намёк - сущ. ж.р., ед.ч., 1 скл.
Урок - сущ., м.р., мн. ч., 3 скл.
Сказка - сущ. , ж.р., ед. ч., 1 скл.
Ложь - сущ., ж.р., ед.ч., 3 скл .
Намёк - сущ. м.р. , ед.ч., 2 скл .
Урок - сущ., м.р., ед. ч ., 2 скл .
АНТОНИМЫ
СИНОНИМЫ
Сказка
Сказка
Ложь
Ложь
- быль
Намёк
- правда
Намёк
Урок
Урок
- прямота
- перемена
- выдумка
- обман
- подсказка
- занятие
Сказка – это
занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
Сказка формирует образ положительного героя : доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась.
И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Вопрос: «Какой образ главного героя формирует сказка?»
Вопрос: «Чему учит сказка?»
Вопрос: «Как вы считаете, что играет немалую роль для победы главного героя над злом?»
Задание: найти слова, которые спрятались среди букв и с помощью этих слов составить текст, который поможет
нам увидеть то, о чем пойдет речь на нашем уроке.
миаргкусашатиапансергейиарккгшцпушкалмавтописательвыфлрыдпроизведенияукапрыбакчпрпарвзолотолтмирыбкажпашгцарьмисалтанвкпацаревнаторсемьитбогатырейавясняняолджапаринаыенрппродионсавпекаджрассказлшвапсказкиапрапроывзиовпрв
миаргку саша тиапан сергей иарккгшц пушка лмавто писатель выфлрыд произведения укап рыбак чпрпарв золото лтми рыбка жпашг царь ми салтан вкпа царевна тор семь ит богатырей авяс няня олджап арина ыенрпп родион савпекадж рассказ лшвап сказки апрапроывзиовпрв
Великий русский писатель
Александр Сергеевич Пушкин
6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин.
Отец , Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода
Мать , Надежда Осиповна, была внучкой арапа Петра Великого
Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг.
Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры.
Пушкин получил великолепное домашнее образование.
Бабушка
Няня
Мария Алексеевна
Арина Родионовна
Любовь к родному языку Пушкину привили бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно писавшая и говорившая по-русски. А так же няня Арина Родионовна.
В 12 лет родители определили его в Царскосельский лицей, где он проучился 6 лет. Там же начал писать свои первые стихи.
В лицей принимали дворянских
мальчиков 10-14 лет
Спальный коридор
Комната Александра Пушкина
В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.
г. Пушкин
наш класс на экскурсии
Учебный класс в лицее
Царскосельский лицей в наши дни
Шли годы, и Пушкин создает романы, повести, стихотворения, сказки.
Многие композиторы переложили на музыку его стихи, а Пётр Ильич Чайковский, к примеру, пишет оперу на роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин».
В 38 лет поэт погиб на дуэли, защищая честь своей жены. Но он оставил после себя богатейшее литературное наследство: стихотворения, поэмы, сказки, повести, и роман в стихах.
НА-НА-НА
В море плещется волна
ЕТЬ-ЕТЬ-ЕТЬ
Старик в море бросил
сеть
АЛ-АЛ-АЛ
Золотую рыбку дедушка
поймал
ИЛА-ИЛА-ИЛА
За свою свободу рыбка
заплатила .
АЛА-АЛА-АЛА
Богатою старуха в сказке
этой стала.
АТЬ-АТЬ-АТЬ
Но скупая бабка смогла
всё потерять .
7 сказок А. С. Пушкина
- Сказка о царе Салтане
- Сказка о попе и его работнике Балде
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- Сказка о золотом петушке
- Жених
- Сказка о медведихе
К. Г. Паустовский
очерк «Сказки Пушкина»
Русский советский писатель
Константин Георгиевич Паустовский
(1892-1968)
Очерк – это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.
Стили речи
1. Научный
2. Литературно-художественный
3. Официально-деловой
4. Публицистический
5. Разговорный
Статья К. Г. Паустовского
«Сказки Пушкина»
- К какому стилю речи будет относится статья К.Г. Паустовского «Сказки Пушкина»?
- Как бы вы составили план текста?
- Какова главная мысль текста?
1 часть
А. С. Пушкин и современная жизнь
2 часть
А. С. Пушкин и художник
В. М. Конашевич
3 часть
А. С. Пушкин и Древняя Русь
4 часть А. С. Пушкин и няня Арина Родионовна
Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна Матвеева ( крепостная крестьянка)
Пушкин сказал о своей няне такие ласковые, такие нежные слова и с такой сыновьей любовью, что от них сжимается горло:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…
5 часть
А. С. Пушкин в Михайловском
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки.
Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.
Кабинет А.С.Пушкина в Михайловском
Дом Пушкиных в Михайловском
Домик няни Арины Родионовны в Михайловском
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывет…
В низеньком домике Арины Родионовны в Михайловском.
В тёплом сумраке родились все эти замечательные сказки.
6 часть А. С. Пушкин – гордость России
5
Очерк К. Г. Паустовского
«Сказки Пушкина»
- К какому стилю речи будет относится статья
К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»?
Художественно – публицистический
- Как бы вы составили план текста?
План:
1. Пушкин и современная жизнь.
2. Пушкин и художник В. М. Конашевич.
3. Пушкин и Древняя Русь.
4. Пушкин и няня Арина Родионовна.
5. Пушкин и Михайловское
6. А. С. Пушкин – гордость России.
- Какова главная мысль текста?
А.С. Пушкин – гордость России.
Не любить сказки А .С. Пушкина невозможно!
Блиц-опрос
- Кто написал очерк о сказках Пушкина?
К. Паустовский
- Кем К. Паустовский считал Пушкина?
Великим писателем
- В чем автор видит неоценимую роль А. С. Пушкина?
В том, что произведения Пушкина уникальны. В них прослеживается любовь к Родине, к женщине
- Как автор пишет о няне Пушкина?
Пишет с уважением за ее вклад в Пушкина
- Чему научился поэт у своей няни?
Он научился писать свои сказки, вносить в них волшебство
- Как вы понимаете слова Паустовского выделенные в рамочке в конце очерка?
Нельзя не любить сказки Пушкина. Они учат нас добру, щедрости, справедливости, а самое главное к любви к своей Родине, стране
1
Синквейн 1
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему урока
2 строка - два прилагательных. Выражающие главную мысль урока
3 строка - три глагола описывающие действия в рамках темы урока
4 строка - фраза , объясняющая смысл урока
- Не любить сказки А. С. Пушкина невозможно
5 строка - одно существительное
(Ассоциация с первым словом)
Синквейн 2
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему урока
2 строка - два прилагательных. Выражающие главную мысль урока
3 строка - три глагола описывающие действия в рамках темы урока
- Слушает , наблюдает, сочиняет.
4 строка - фраза , объясняющая смысл урока
- Пушкин – великий русский писатель
5 строка - одно существительное
(Ассоциация с первым словом)
Домашнее задание
Работа с текстом. Прочитать текст «В мире существует много необычных, удивительных памятников.» и выполнить задания.
Прочитай̆ текст и выполни задания 1-3. Запиши ответы.
В мире существует много необычных, удивительных памятников. Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске. Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». Он предложил поставить над буквой «е» две точки. До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».
В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. Монумента заяц удостоился за то, что ... спас великого русского поэта.
Произошло это так. Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу - Петербург, чтобы повидать друзей. Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. Это было плохой приметой. Суеверный поэт сразу же вернулся домой. А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы .Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е.В. Широниной)
1) Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
2) Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
3) Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.