Урок литературного чтения
Что нам предстоит сделать на уроке….
- Тачить внимательно
- Нипотьма замысел автора
- Сужрастьда
- Цеованить поступки героев
1941-1945
- Что мы знаем о Великой Отечественной войне?
- Что помогло людям выжить в этих нечеловеческих условиях?
Бори́с Никола́евич Полево́й
Русский советский журналист и писатель – прозаик. В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды». Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина , повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина .
1 группа
2 группа
3 группа
Письмо
- «Милый Вилли, ...поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это … денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские - народ особенный… . Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном охотнике … . Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня... Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз...»
- По каким словам вы определили кто автор письма?
- Кому предназначалось это письмо?
- О чем и о ком писал офицер?
- Кто был этот охотник и этот офицер?
- Какое настроение было в этот момент у офицера?
- Как вы думаете, какому произведению мы уже посвящаем сегодняшний урок?
Проверка домашнего задания. Тест.
- . К какому жанру относится произведение?
- "Иван Сусанин" __________
- "Последний день Матвея Кузьмина"___________
-
- 2. Документальный рассказ означает то, что....
-
- 3. О событиях какого времени рассказывает произведение?
- "Иван Сусанин" __________
- "Последний день Матвея Кузьмина"___________
-
- 4. Поступок, совершенный героем:
- "Иван Сусанин" __________
- "Последний день Матвея Кузьмина"___________
-
- 5. Кто помог герою?
- "Иван Сусанин" __________ "
- Последний день Матвея Кузьмина"___________
-
-
- 6. Поведение в конце пути (кому принадлежат слова)
- "Иван Сусанин" __________
- "Последний день Матвея Кузьмина"___________
-
Физкульминутка «На параде»
Взаимопроверка
Красным - ошибок нет
Зеленым -1-2 ошибки
Желтым – 3 и более ошибок
Восстановим последовательность событий. Составим план.
3 ряд
1 ряд
2 ряд
Как озаглавим первую часть ?
Жизнь Матвея до войны .
Как озаглавим вторую часть?
Немцы пришли.
Как озаглавим третью часть?.
Последний день долгой жизни Матвея Кузьмича.
Портрет главного героя.
Внешность
Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы,
Характер
из-под зарослей бороды лучики морщин, заскорузлые ладони, тяжелый взгляд из-под желто-серых кустистых бровей.
Нелюдим, замкнут, неразговорчив, угрюм, молчит, мрачный.
Занятия.
Отношения с односельчанами
Сторожил, охотничал, воспитывал внучонка Васю.
Сторонились , побаивались
Но всегда ли был таким Матвей Кузьмин? Рассмотрим его взаимоотношения с немцами . ( исследуем 2 часть текста )
- Почему фашисты решили выбрать себе в помощники Матвея?
- Согласился ли Матвей стать старостой?
- Для чего Матвея второй раз вызвали в комендатуру? ( Прочитаем отрывок по ролям )
- Какие черты характера проявились в разговоре с офицером?
- Каким же показан здесь Матвей ?
- Почему он не отказался от предложения немецкого офицера?
- В каком еще эпизоде проявилась хитрость и находчивость Матвея? Зачитайте этот отрывок.
Зачем Матвей повел немцев по целине? Как сама природа относилась ко всему происходящему? ( исследуем 3 часть текста)
1группа
- Найти фрагмент о том, как немцы теряли силы. Подчеркнуть глаголы, которые показывают, как тяжело немцам дался этот путь.
2 группа
- Можно ли сказать, что сама природа также противостоит фашистам и настроена против них? ( найти и зачитать отрывок о лесе)
3 группа
- Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.
- Почему так изменилось описание пейзажа?
Наступает кульминационный момент, когда добро побеждает зло…И сама природа прощается с нашим героем совершившим подвиг…
- Наш герой остается таким же угрюмым и мрачным? Докажите.
- О чем говорят эти слова?
- Свершилось ли то , что задумал Матвей?
- Какой момент в этой части является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок.
- А в этот момент происходит еще один поединок добра со злом ( Матвея с немецким офицером)
- Какие чувства у вас вызвал поступок Матвея Кузьмина?
- Каким он изображен в последние минуты жизни?
Итак, кто такой Матвей Кузьмин?
- В жизни….
- Воевал ли он на фронте?
- Можно ли его назвать героем, если он не принимал участие в боях?
- Кто такой герой?
ГЕРОЙ - человек,
совершающий
подвиги; необычный
по своей храбрости,
доблести,
самоотверженности.
ГЕРОЙ - витязь, храбрый воин,
доблестный воитель, богатырь,
чудо-воин.
Почему 80-летнего старика хоронили с военными почестями?
- Почему Борис Полевой именно так назвал свой рассказ?
- Как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?
- Человек, любящий Родину, не боится врага.
- Не страшна смерть человеку, который выполнил свой долг перед Родиной.
«Здесь 14 февраля 1942 г., повторив подвиг Ивана Сусанина, героически погиб КУЗЬМИН МАТВЕЙ КУЗЬМИЧ».
Герой Советского Союза - высшая степень отличия.
Я говорю спасибо Матвею Кузьмину за то, что ….. Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что…
Медаль «Золотая Звезда» - знак отличия Героя Советского Союза
- О КОМ мы сегодня говорили на уроке?
- О ЧЕМ?
- ЗАЧЕМ мы подняли эту тему?