Л.Н.Толстой «После бала»
ЗАДАЧИ УРОКА :
1.Осмыслить сюжет и композицию
2. Провести наблюдение над языковыми средствами
3. Определить социально-нравственные проблемы рассказа
(Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)
- Сколько сюжетных линий в рассказе?
(Как правило, одна сюжетная линия)
- Докажите, что «После бала» - это рассказ
Сюжет -
система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям.
Элементы сюжета:
Экзекуция
Бал
Угасшая любовь
Композиция
- построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, порядок изложения событий.
В рассказе выделяются следующие основные части:
вступление
на балу
после бала
заключение
Рассказ, таким образом, заключён в "раму" . Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе" , потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика.
Контраст
АНТИТЕЗА
- Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п.
- Контраст является выразительным художественным приемом, способом оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.
- Контраст как прием, позволяющий
раскрыть идею рассказа.
Автор подчёркивает контраст
в композиции рассказа
в системе образов
в языковых средствах
в описаниях
Полковник
Наказываемый
Высокий военный в шинели и фуражке
Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное.
Шёл твердой, подражающей походкой
Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд - и тогда унтер-офицеры... тянули его назад.
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.
Сморщенное от страдания лицо
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
- За что вы меня осуждаете?
- Мог ли я отказаться от наказания?
- Почему я отказался от службы?
- Понятны ли мне причины противоречий в характере полковника?
Какие социально-нравственные проблемы я хотел донести до своего читателя?
Выводы
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение обоих героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.
Тест
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий
б) цикличность излагаемых событий
в) антитеза
2. Каков тип композиции рассказа
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложение событий
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение
б) возмущение
в) восторг
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза
б) подбор эпитетов
в) прямая авторская оценка
г) цветопись
д) звукопись
е) внутренний монолог
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу надел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) утверждает идею о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
10. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Ответы
1 – в 2 – а 3 – в 4 – а
5 – в,е 6 – г 7 – в 8 – г
9 – б 10 – б
Работая над рассказом, Л.Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте вникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменение названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?