СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Л.Н.Толстой "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Л.Н.Толстой "После бала"»

Л.Н.Толстой «После бала»

Л.Н.Толстой «После бала»

ЗАДАЧИ УРОКА :   1.Осмыслить сюжет и композицию 2. Провести наблюдение над языковыми средствами 3. Определить социально-нравственные проблемы рассказа

ЗАДАЧИ УРОКА :

1.Осмыслить сюжет и композицию

2. Провести наблюдение над языковыми средствами

3. Определить социально-нравственные проблемы рассказа

 Что такое рассказ? (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)  Сколько сюжетных линий в рассказе?  (Как правило, одна сюжетная линия) Докажите, что «После бала» - это рассказ
  • Что такое рассказ?

(Рассказ – это эпический жанр.

Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.)

  • Сколько сюжетных линий в рассказе?

(Как правило, одна сюжетная линия)

  • Докажите, что «После бала» - это рассказ
Сюжет -  система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям. Элементы сюжета: Экзекуция Бал Угасшая любовь

Сюжет -

система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям.

Элементы сюжета:

Экзекуция

Бал

Угасшая любовь

Композиция  -  построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, порядок изложения событий. В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ, таким образом, заключён в

Композиция

- построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, порядок изложения событий.

В рассказе выделяются следующие основные части:

вступление

на балу

после бала

заключение

Рассказ, таким образом, заключён в "раму" . Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе" , потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика.

 Контраст АНТИТЕЗА

Контраст

АНТИТЕЗА

- Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. - Контраст является выразительным художественным приемом, способом оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя. - Контраст как прием, позволяющий  раскрыть идею рассказа.

- Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п.

- Контраст является выразительным художественным приемом, способом оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.

- Контраст как прием, позволяющий

раскрыть идею рассказа.

Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в системе образов в языковых  средствах в описаниях

Автор подчёркивает контраст

в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях

Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное. Шёл твердой, подражающей походкой Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд - и тогда унтер-офицеры... тянули его назад. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчащийся человек.

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его - что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное.

Шёл твердой, подражающей походкой

Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу... подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд - и тогда унтер-офицеры... тянули его назад.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

 За что вы меня осуждаете?  По-вашему, я лицемер?  Мог ли я отказаться от наказания?
  • За что вы меня осуждаете?
  • По-вашему, я лицемер?
  • Мог ли я отказаться от наказания?
 Почему я отказался от службы? Понятны ли мне причины противоречий в характере полковника?
  • Почему я отказался от службы?
  • Понятны ли мне причины противоречий в характере полковника?
 Какие социально-нравственные проблемы я хотел донести до своего читателя?

Какие социально-нравственные проблемы я хотел донести до своего читателя?

Выводы Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение обоих героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Выводы

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение обоих героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Тест 1.  Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? а) последовательность излагаемых событий б) цикличность излагаемых событий в) антитеза 2.  Каков тип композиции рассказа а) рассказ в рассказе б) повествование от первого лица в) последовательное авторское изложение событий 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? а) отчуждение б) возмущение в) восторг 4.  Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?  а) важность судьбы героя после бала б) особое значение сцены расправы с солдатом в) важность утра, следующего за балом

Тест

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий

б) цикличность излагаемых событий

в) антитеза

2. Каков тип композиции рассказа

а) рассказ в рассказе

б) повествование от первого лица

в) последовательное авторское изложение событий

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение

б) возмущение

в) восторг

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала

б) особое значение сцены расправы с солдатом

в) важность утра, следующего за балом

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)? а) антитеза б) подбор эпитетов в) прямая авторская оценка г) цветопись д) звукопись е) внутренний монолог 6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?  а) автор показывает двуличие героя б) на балу надел «маску» добропорядочности в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности г) искренне верит в необходимость жестокой расправы  7. Определите основную идею рассказа.  а) судьба человека зависит от случая б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость в) идея личной ответственности человека г) осуждение деспотизма

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза

б) подбор эпитетов

в) прямая авторская оценка

г) цветопись

д) звукопись

е) внутренний монолог

6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) автор показывает двуличие героя

б) на балу надел «маску» добропорядочности

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы

7. Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

в) идея личной ответственности человека

г) осуждение деспотизма

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?  а) замшевая перчатка б) белые усы и бакенбарды в) блестящие глаза и радостная улыбка г) «домодельные» сапоги 9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?  а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием» б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей в) утверждает идею о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека» 10. Отметить импонирующее вам утверждение:  а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее в) в рассказе автор призывает бороться с произволом

8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка

б) белые усы и бакенбарды

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) «домодельные» сапоги

9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

в) утверждает идею о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»

10. Отметить импонирующее вам утверждение:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности

б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

в) в рассказе автор призывает бороться с произволом

Ответы  1 – в 2 – а 3 – в 4 – а   5 – в,е 6 – г 7 – в 8 – г   9 – б 10 – б

Ответы

1 – в 2 – а 3 – в 4 – а

5 – в,е 6 – г 7 – в 8 – г

9 – б 10 – б

Работая над рассказом, Л.Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте вникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменение названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

Работая над рассказом, Л.Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте вникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменение названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?