СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана в качестве иллюстративного маериала к уроку, посвящённому изучению комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"»

Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств .

Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств .

События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой, борьба за руку Софьи – основная сюжетная линия .

События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой, борьба за руку Софьи – основная сюжетная линия .

 ...Там в стары годы,  Сатиры смелый властелин,  Блистал Фонвизин , друг свободы...  А.С. Пушкин

...Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин , друг свободы...

А.С. Пушкин

 Это интересно!  Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Васильевич Гоголь с блеском исполнял роль г-жи Простаковой в любительском спектакле.

Это интересно!

Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Васильевич Гоголь с блеском исполнял роль г-жи Простаковой в любительском спектакле.

 Бессердечие Воевода  Гарнизонный.      Дворовый   Дворня   Дворянин   Дворянский   Деспотизм  Карьеризм      Корыстолюбие   Крепостной Крепостник  Мошенник  Недоросль       Обличение    Опека   Оппозиция     Поместье  Посвятить   Привилегия   Придворный     Просветить   Разорение   Сговор     Скаредность  Стяжательство    Труженик  Челобитчик  Челобитная     Фаворит

Бессердечие Воевода Гарнизонный.

Дворовый Дворня

Дворянин Дворянский Деспотизм

Карьеризм Корыстолюбие

Крепостной Крепостник Мошенник Недоросль Обличение Опека

Оппозиция Поместье

Посвятить Привилегия Придворный Просветить Разорение Сговор Скаредность

Стяжательство Труженик Челобитчик Челобитная Фаворит

Кто, по-вашему, может считаться главным героем комедии и почему?

Кто, по-вашему, может считаться главным героем комедии и почему?

 Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум — от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».

Простакова — пьеса о её судьбе.

Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона.

Стародум — от его мнения всё зависит.

Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».

 Значение названия комедии По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей . Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет , на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать . После этого ему разрешали оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему . В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу .

Значение названия комедии

По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей . Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет , на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать . После этого ему разрешали оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему . В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу .

По традициям классицизма порок и добродетель должны быть представлены наглядно , и добродетель должна, конечно, восторжествовать , каждый герой должен иметь какую-то одну , характерную черту .

По традициям классицизма порок и добродетель должны быть представлены наглядно , и добродетель должна, конечно, восторжествовать , каждый герой должен иметь какую-то одну , характерную черту .

На какие группы  можно разделить героев произведения?

На какие группы можно разделить героев произведения?

 Свои     и    чужие Простаков Правдин Стародум Г-жа Простакова Софья Митрофан Милон Еремеевна Скотинин Тришка Слуга Простакова Кутейкин Цыфиркин Вральман Положительные, отрицательные и…

Свои и чужие

Простаков

Правдин

Стародум

Г-жа Простакова

Софья

Митрофан

Милон

Еремеевна

Скотинин

Тришка

Слуга Простакова

Кутейкин

Цыфиркин

Вральман

Положительные, отрицательные и…

Развитие драматического конфликта . Драматический конфликт - столкновение противоположных сторон, мнений, сил, интересов.

Развитие драматического конфликта .

Драматический конфликт - столкновение противоположных сторон, мнений, сил, интересов.

Конфликт порока  и добродетели

Конфликт

порока и добродетели

 Добродетель - положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Добродетель - положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Нравственность - духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, которые проявляются в отношении к людям и к природе.

Нравственность - духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, которые проявляются в отношении к людям и к природе.

 Порок - тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния. Лживость, злоба, зависть, развратное поведение, пьянство, жестокость…

Порок - тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния.

Лживость, злоба, зависть, развратное поведение, пьянство, жестокость…

Какова расстановка сил в комедии? Кто кому противостоит?

Какова расстановка сил в комедии?

Кто кому противостоит?

Простаковым – Скотининым , невежественным отсталым помещикам-крепостникам, противопоставлены  дворянские интеллигенты Софья, Стародум, Милон, Правдин . (Кто кому кем приходится?) Каковы цели и стремления у той и другой группы?

Простаковым – Скотининым , невежественным отсталым помещикам-крепостникам, противопоставлены

дворянские интеллигенты Софья, Стародум, Милон, Правдин . (Кто кому кем приходится?)

Каковы цели и стремления у той и другой группы?

Диалог между Стародумом и Правдиным знакомит с мировоззрением передовых дворянских интеллигентов , остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников. Образы носителей добродетели (положительные герои) — Стародум и Правдин . Положительные образы влюблённых — Софья и Милон . Положительным героям доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору : о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности . Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве. В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами.

Диалог между Стародумом и Правдиным знакомит с мировоззрением передовых дворянских интеллигентов , остро критикующих “развращённый век” Екатерины II, её праздных и порочных вельмож и невежественных помещиков-крепостников. Образы носителей добродетели (положительные герои) — Стародум и Правдин . Положительные образы влюблённыхСофья и Милон . Положительным героям доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору : о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности . Они выдвигают прямо противоположные простаковым всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве. В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами.

Положительные  Отрицательные Герои, не имеющие однозначной оценки

Положительные

Отрицательные

Герои, не имеющие однозначной оценки

Значение имени Митрофан трактуют как имеющий славную мать  или же матерью явленный , найденный матерью .

Значение имени Митрофан трактуют как имеющий славную мать или же матерью явленный , найденный матерью .

Как относится Простакова к крепостным ?

Как относится Простакова к крепостным ?

Екатерина!

Екатерина!

Как относится Простакова  к Софье ?

Как относится Простакова

к Софье ?

Как относится Простакова к Стародуму ?

Как относится Простакова к Стародуму ?

Как относится Простакова к Митрофану ?

Как относится Простакова к

Митрофану ?

Госпожа Простакова груба со всеми, кто зависит от неё, и она лебезит перед Стародумом, узнав, что у него есть десять тысяч. Она помыкает Софьей в начале пьесы и заискивает перед ней — невестой, имеющей богатство. Она с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”.

Госпожа Простакова груба со всеми, кто зависит от неё, и она лебезит перед Стародумом, узнав, что у него есть десять тысяч. Она помыкает Софьей в начале пьесы и заискивает перед ней — невестой, имеющей богатство. Она с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”.

Простакова жестока и груба , но она безумно любит сына. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение — сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие . Но прощать она не умеет !

Простакова жестока и груба , но она безумно любит сына. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение — сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие .

Но прощать она не умеет !

Митрофан не только невежда и “ маменькин сынок ”. Он хитёр , знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать — страшен .

Митрофан не только невежда и “ маменькин сынок ”. Он хитёр , знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать — страшен .

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом , которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом , которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

С каким пространством ассоциируется в читательском сознании имение Простаковых? поросята……морда… в рыло вцепился… когтями раздеру… клыками… визжат… мы с тобой одного помёта… род Приплодиных... Бестия… харя… свинки…

С каким пространством ассоциируется в читательском сознании имение Простаковых?

поросята……морда… в рыло вцепился… когтями раздеру… клыками… визжат… мы с тобой одного помёта… род Приплодиных... Бестия… харя… свинки…

Скотный двор

Скотный двор

 Аллегория:  Софья оказывается на скотном дворе. Её необходимо спасти!

Аллегория:

Софья

оказывается на скотном дворе.

Её необходимо спасти!

По законам жанра добродетель в финале побеждает. Закономерно это или случайно?..

По законам жанра добродетель в финале побеждает.

Закономерно это или случайно?..

 В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора , его самые заветные и дорогие мысли.  Кто это в «Недоросле»?

В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора , его самые заветные и дорогие мысли.

Кто это в «Недоросле»?

Попробуем воссоздать биографию Стародума…

Попробуем воссоздать биографию Стародума…

Кто и как вос пит ывает Митрофанушку?

Кто и как вос пит ывает Митрофанушку?

Родственники Слуги Учителя

Родственники

Слуги

Учителя

 Новаторство Фонвизина-драматурга  Герои комедии оказались намного сложнее , чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока. Дурны или хороши Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Еремеевна? Однозначно не ответишь. Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит .

Новаторство Фонвизина-драматурга

Герои комедии оказались намного сложнее , чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока.

Дурны или хороши Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Еремеевна? Однозначно не ответишь.

Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит .

Просветительские идеи автора Мысль о просвещении не нова. Фонвизин же утверждает, что одного просвещения мало. “Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу”. Вначале нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом — об уме. Драматург считает, что нужен такой закон , чтобы добродетель была выгодной , чтобы все поняли, что “без благонравия никто не может выйти в люди. Тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится”. Таким образом, получается, что в злонравии своём помещики не виноваты, виноваты чиновники и государь , которые не устанавливают хорошего закона .

Просветительские идеи автора

Мысль о просвещении не нова. Фонвизин же утверждает, что одного просвещения мало. “Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу”. Вначале нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом — об уме.

Драматург считает, что нужен такой закон , чтобы добродетель была выгодной , чтобы все поняли, что “без благонравия никто не может выйти в люди. Тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится”.

Таким образом, получается, что в злонравии своём помещики не виноваты, виноваты чиновники и государь , которые не устанавливают хорошего закона .

« Поэт в России больше, чем поэт …» Е. Евтушенко Начиная с комедии «Недоросль» русская литература вступила в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость и за человека.

« Поэт в России больше, чем поэт …»

Е. Евтушенко

Начиная с комедии «Недоросль» русская литература вступила в благородную борьбу с государственной властью, борьбу за справедливость и за человека.

Сатира должна исправлять нравы, учить. Исправляет ли нравы комедия, чему она учит?

Сатира должна исправлять нравы, учить. Исправляет ли нравы комедия, чему она учит?

Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии?

Какую “награду по заслугам” получает каждый из героев комедии?

Домашнее задание: Написать сочинение на тему   Смешное и печальное в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему

Смешное и печальное в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»