СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Проблема биографизма в произведениях И, С. Тургенева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена для урока литературы по творчеству Тургенева

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Проблема биографизма в произведениях И, С. Тургенева"»

«Проблема биографизма в романах И.С. Тургенева» Ковалева Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№34»

«Проблема биографизма в романах И.С. Тургенева»

Ковалева Ю.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№34»

Актуальность Биография Тургенева и автобиографическая основа его художественного мира разносторонне изучены в историко-литературной науке. При всем том существует научная потребность в детализации многих представлений из этой области, в дополнительном документировании ряда фактов, в расширении круга источников тургеневской биографии.

Актуальность

  • Биография Тургенева и автобиографическая основа его художественного мира разносторонне изучены в историко-литературной науке. При всем том существует научная потребность в детализации многих представлений из этой области, в дополнительном документировании ряда фактов, в расширении круга источников тургеневской биографии.
Объект исследования: творчество И. С. Тургенева Предмет исследования: проблемная область литературного своеобразия Тургенева, как биографизм

Объект исследования: творчество И. С. Тургенева

Предмет исследования: проблемная область литературного своеобразия Тургенева, как биографизм

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Задачи: В круг основных задач исследования входит: — выявить характер, степень и формы влияния эпистолярного языка В. П. Тургеневой на художественный язык И. С. Тургенева; — рассмотреть письма В. П. Тургеневой как один из возможных биографических источников художественной тематики раннего творчества писателя; — проследить отражение фактов биографии писателя и характерных для него в 1840-е гг. умонастроений в рассказе «Гамлет Щигровского уезда»; — разработать материалы для комментария к малоизученным эпизодам личной и творческой биографии И. С. Тургенева.  выявление биографического и автобиографического субстрата в художественной ткани тургеневских произведений, созданных, установление связи между сюжетами, темами, героями, фразеологией произведений и, с другой стороны, фактами биографии писателя.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Задачи:

  • В круг основных задач исследования входит:
  • — выявить характер, степень и формы влияния эпистолярного языка В. П. Тургеневой на художественный язык И. С. Тургенева;
  • — рассмотреть письма В. П. Тургеневой как один из возможных биографических источников художественной тематики раннего творчества писателя;
  • — проследить отражение фактов биографии писателя и характерных для него в 1840-е гг. умонастроений в рассказе «Гамлет Щигровского уезда»;
  • — разработать материалы для комментария к малоизученным эпизодам личной и творческой биографии И. С. Тургенева.

выявление биографического и автобиографического субстрата в художественной ткани тургеневских произведений, созданных, установление связи между сюжетами, темами, героями, фразеологией произведений и, с другой стороны, фактами биографии писателя.

Положения, рассматриваемые в работе:

  • 1. Письма В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу необходимо рассматривать как уникальный биографический источник; богатейший фактический материал, который они содержат, в целом ряде случаев выступает в качестве комментария к художественным текстам Тургенева.
  • 2. Эпистолярное наследие В. П. Тургеневой оказало значительное влияние на раннее творчество Тургенева, что проявилось на различных его уровнях: языковом, образном, сюжетном, тематическом.
  • 3. Одной из отличительных особенностей и во многом даже основ тургеневского творческого метода х гг. является автобиографизм. В рассказе «Гамлет Щигровского уезда» проявился особый вид литературного автобиографизма — психологический автобиографизм , или автопсихологизм. Совпадение обстоятельств жизненного пути «уездного Гамлета» и фактов биографии самого писателя, отражение умонастроений Тургенева в исповеди его героя, глубина и подробность психологического анализа позволяют рассматривать этот рассказ как произведение, наделенное рядом признаков художественной автобиографии писателя.
  • 4. Изучение биографических источников, событийной канвы сюжетов тургеневских пьес позволяет сделать вывод: в драматургии писателя, не в меньшей степени, чем в повестях и рассказах х гг., нашли преломленное отражение реальные ситуации жизни Тургенева, его личные переживания, настроения и взгляды.
Повествовательный цикл «Записки охотника» в свете переписки И. С. Тургенева с В. П. Тургеневой. Эпистолярий В. П. Тургеневой позволяет не только очертить житейский кругозор матери писателя, оценить ее личность, понять ее нравственно-психологический и культурно-исторический тип, но и дает богатейший биографический материал для изучения ранних периодов жизни и творчества И. С. Тургенева, времени становления, духовного созревания писателя. В разное время исследователи творчества писателя приходили к выводу о том, что не только страсть к эпистолярному жанру, но и свое писательское дарование Тургенев, вероятно, в какой-то степени унаследовал от матери.

Повествовательный цикл «Записки охотника» в свете переписки И. С. Тургенева с В. П. Тургеневой.

  • Эпистолярий В. П. Тургеневой позволяет не только очертить житейский кругозор матери писателя, оценить ее личность, понять ее нравственно-психологический и культурно-исторический тип, но и дает богатейший биографический материал для изучения ранних периодов жизни и творчества И. С. Тургенева, времени становления, духовного созревания писателя. В разное время исследователи творчества писателя приходили к выводу о том, что не только страсть к эпистолярному жанру, но и свое писательское дарование Тургенев, вероятно, в какой-то степени унаследовал от матери.
Лексико-фразеологическое сходство языка В. П. Тургеневой и художественного языка И. С. Тургенева 1840-х-1850-х годов В пьесе «Месяц в деревне» (1855) Анна Семеновна говорит Ислаеву: «Конечно, ты человек уже взрослый, с рассудком; но все же — я твоя мать. — Великое слово: мать !» Это повторяет наставления из писем В. П. Тургеневой к сыну. В романе «Накануне» Тургенев использует образное сравнение, употребленное в одном из посланий В. П. Тургеневой.

Лексико-фразеологическое сходство языка В. П. Тургеневой и художественного языка И. С. Тургенева 1840-х-1850-х годов

  • В пьесе «Месяц в деревне» (1855) Анна Семеновна говорит Ислаеву: «Конечно, ты человек уже взрослый, с рассудком; но все же — я твоя мать. — Великое слово: мать !» Это повторяет наставления из писем В. П. Тургеневой к сыну.
  • В романе «Накануне» Тургенев использует образное сравнение, употребленное в одном из посланий В. П. Тургеневой.
 Биография и творчество: образ матери  в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника»   Многие мотивы и словесные формулы писем Варвары Петровны стали частью сочинений Тургенева.

Биография и творчество: образ матери в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника»

  • Многие мотивы и словесные формулы писем Варвары Петровны стали частью сочинений Тургенева.
Автобиографические мотивы в рассказе И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». Над рассказом «Гамлет Щигровского уезда» И. С. Тургенев работал весной-летом 1848 г., то есть вскоре после революционных событий в Париже, свидетелем которых он стал в мае-июне того же 1848 г. и которые занимали творческое воображение писателя довольно долго. К воспоминаниям о революции 1848 г. И. С. Тургенев впоследствии обратится в романе «Рудин», по прошествии многих лет он напишет очерки «Наши послали» и «Человек в серых очках» (1879).  В последних числах мая — начале июня 1848 г. Тургенев узнает о смерти В. Г. Белинского. Оба эти события в равной мере повлияли на работу писателя над рассказом «Гамлет Щигровского уезда». Таким образом, сам процесс создания произведения был тесно связан с биографическими обстоятельствами и переживаниями, повлиявшими на замысел автора.

Автобиографические мотивы в рассказе И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

  • Над рассказом «Гамлет Щигровского уезда» И. С. Тургенев работал весной-летом 1848 г., то есть вскоре после революционных событий в Париже, свидетелем которых он стал в мае-июне того же 1848 г. и которые занимали творческое воображение писателя довольно долго. К воспоминаниям о революции 1848 г. И. С. Тургенев впоследствии обратится в романе «Рудин», по прошествии многих лет он напишет очерки «Наши послали» и «Человек в серых очках» (1879).

В последних числах мая — начале июня 1848 г. Тургенев узнает о смерти В. Г. Белинского. Оба эти события в равной мере повлияли на работу писателя над рассказом «Гамлет Щигровского уезда». Таким образом, сам процесс создания произведения был тесно связан с биографическими обстоятельствами и переживаниями, повлиявшими на замысел автора.

«Гамлет Щигровского уезда»

«Гамлет Щигровского уезда»

Выводы: Подобные совпадения значительно сближают внутренний мир литературного персонажа и автора, что, в свою очередь, подчеркивает связь художественного произведения с биографией его создателя. Форма исповеди литературного героя, избранная писателем в рассказе, дает возможность отражения биографии и откровенного размышления об обстоятельствах и проблемах собственной жизни, позволяет ему вести доверительный разговор с читателем и высказать отношение к своему прошлому и к себе в этом прошлом. Следовательно, художественная задача, которую ставил перед собой Тургенев при создании рассказа «Гамлет Щигровского уезда», была, наряду с прочим, и автобиографической.

Выводы:

  • Подобные совпадения значительно сближают внутренний мир литературного персонажа и автора, что, в свою очередь, подчеркивает связь художественного произведения с биографией его создателя.
  • Форма исповеди литературного героя, избранная писателем в рассказе, дает возможность отражения биографии и откровенного размышления об обстоятельствах и проблемах собственной жизни, позволяет ему вести доверительный разговор с читателем и высказать отношение к своему прошлому и к себе в этом прошлом.
  • Следовательно, художественная задача, которую ставил перед собой Тургенев при создании рассказа «Гамлет Щигровского уезда», была, наряду с прочим, и автобиографической.