СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро""

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева "Васюткино озеро""»

Кедры – ещё и причина похода Васютки в лес, ведь он отправился за кедровыми орехами. Немало этих орехов он съел за время своих скитаний.

Кедры – ещё и причина похода Васютки в лес, ведь он отправился за кедровыми орехами. Немало этих орехов он съел за время своих скитаний.

Но нам встречаются не только кедры. Ночь Васютка проводит под  пихтой  и на пихтовых ветвях. А около воды мы видим берёзы. И осинник.

Но нам встречаются не только кедры. Ночь Васютка проводит под  пихтой  и на пихтовых ветвях. А около воды мы видим берёзы. И осинник.

От дождя Васютка скрывается под ещё одним хвойным деревом –  лиственницей . А по пути срывает и ест гроздья лесной красной смородины.

От дождя Васютка скрывается под ещё одним хвойным деревом –  лиственницей . А по пути срывает и ест гроздья лесной красной смородины.

«…Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы». Но всё-таки герой встречает немало интересных животных. Например,  глухаря , со встречи с которым и начинаются приключения Васютки.

«…Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы».

Но всё-таки герой встречает немало интересных животных. Например,  глухаря , со встречи с которым и начинаются приключения Васютки.

Появляются в повествовании  дикие гуси , и утка  свиязь  – их персонаж Астафьева смог подстрелить себе на обед.

Появляются в повествовании  дикие гуси , и утка  свиязь  – их персонаж Астафьева смог подстрелить себе на обед.

   Знакомимся мы и с  кедровкой  – жительницей сибирских лесов. Причем, автор не просто описывает птицу, её поведение и громкие крики. Он ещё рассказывает, какую пользу она приносит:   «…Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка. Васютка поднял одну шишку, осмотрел её со всех сторон и покачал головой: — Эх и пакость же ты! Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра».

Знакомимся мы и с  кедровкой  – жительницей сибирских лесов. Причем, автор не просто описывает птицу, её поведение и громкие крики. Он ещё рассказывает, какую пользу она приносит:  

«…Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.

Васютка поднял одну шишку, осмотрел её со всех сторон и покачал головой:

Эх и пакость же ты!

Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра».

А ещё Васютка находит озеро, и тут мы уже встречаемся  с рыбой сибирских рек  – сиги, пелядь, чиры… Мы узнаём и о ценной рыбе, которую ловит отец Васютки со своей бригадой. Здесь и таймень, и налим, и осетры.

А ещё Васютка находит озеро, и тут мы уже встречаемся  с рыбой сибирских рек  – сиги, пелядь, чиры…

Мы узнаём и о ценной рыбе, которую ловит отец Васютки со своей бригадой. Здесь и таймень, и налим, и осетры.

В рассказе мы можем охватить взглядом всё богатство сибирской природы. От растений до рыбы. Но не только! Автор передаёт и звуки!   «…По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошенно цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку». И теперь, когда мы узнали, каков мир сибирской тайги, остаётся спросить только  – а как ведёт себя в этом мире человек?
  • В рассказе мы можем охватить взглядом всё богатство сибирской природы. От растений до рыбы.
  • Но не только! Автор передаёт и звуки!
  •   «…По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошенно цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку».
  • И теперь, когда мы узнали, каков мир сибирской тайги, остаётся спросить только  – а как ведёт себя в этом мире человек?
Что же мы должны сегодня запомнить? В рассказе «Васюткино озеро» Виктор Астафьев знакомит читателя с _______________. Читатель может узнать о __________, услышать __________, узнать об их ___________. Писатель призывает ____________.

Что же мы должны сегодня запомнить?

  • В рассказе «Васюткино озеро» Виктор Астафьев знакомит читателя с _______________.
  • Читатель может узнать о __________, услышать __________, узнать об их ___________.
  • Писатель призывает ____________.