СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"", 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Женские образы в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон""

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Женские образы в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"", 11 класс»

« Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную земля, донская казачьей нержавеющей кровью политая степь»   М.А. Шолохов

« Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную земля, донская казачьей нержавеющей кровью политая степь»

М.А. Шолохов

 Верь в великую силу любви!..  Свято верь в ее крест побуждающий,  В ее свет, лучезарно спасающий,  Мир, погрязший в грязи и крови,  Верь в великую силу любви! Семен Надс он .

Верь в великую силу любви!..

Свято верь в ее крест побуждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

Семен Надс он .

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе

М.А.Шолохова

«Тихий Дон»

 Женщинские образы в романе

Женщинские образы в романе

Аксинья  Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять

Аксинья

Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять

Аксинья необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…» Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим

Аксинья необыкновенно красива. Вот как описывает ее Шолохов: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка

розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…»

Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим

Наталья    Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми

Наталья

Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми

   Бесхитростный, чуть смущённый, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня».  «Славная»,-ответил Григорий глазами и улыбкой.» .

Бесхитростный, чуть смущённый, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня».

«Славная»,-ответил Григорий глазами и улыбкой.»

.

 « Григорий Пантелеевич!  Пропиши мне, как мне жить, и навовсе или нет, потерянная моя жизнь? Ты ушёл из дому и не сказал мне не одного словца. Я тебя ни чем не оскорбила, и я ждала, что ты мне развяжешь руки и скажешь, что ты ушёл навовсе, а ты отроился от хутора и молчишь, как мёртвый. Думала, сгоряча ты ушёл, и ждала что возвернёшься, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши. Узнаю-буду одно думать, а то я стою посередь дороги.  Ты, Гриша, не серчай на меня, ради Христа.  Наталья.»

« Григорий Пантелеевич!

Пропиши мне, как мне жить, и навовсе или нет, потерянная моя жизнь? Ты ушёл из дому и не сказал мне не одного словца. Я тебя ни чем не оскорбила, и я ждала, что ты мне развяжешь руки и скажешь, что ты ушёл навовсе, а ты отроился от хутора и молчишь, как мёртвый. Думала, сгоряча ты ушёл, и ждала что возвернёшься, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши. Узнаю-буду одно думать, а то я стою посередь дороги.

Ты, Гриша, не серчай на меня, ради Христа.

Наталья.»

Дарья В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела

Дарья

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе.

Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела

Дуняша В ее устои входило осознание того, что женщина – это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо

Дуняша

В ее устои входило осознание того, что женщина – это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо

Ильинична Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова  Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему.

Ильинична

Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова

Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему.

Ильинична мудра и справедлива. Она хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай…» Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория. И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью,  уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!»

Ильинична мудра и справедлива. Она хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай…» Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория. И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью,

уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!»

Основные средства создания литературного характера Предыстория героя Портрет  Речь героя  Поступки героя  Отзывы о герое других персонажей  Интерьер  Диалог Внутренняя речь героя  Прямая авторская характеристика

Основные средства создания литературного характера

  • Предыстория героя
  • Портрет
  • Речь героя
  • Поступки героя
  • Отзывы о герое других персонажей
  • Интерьер
  • Диалог
  • Внутренняя речь героя
  • Прямая авторская характеристика
 Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи Наталья Аксинья ОБЩЕЕ Любят Григория Прощают ему измены Гибнут во имя любви РАЗЛИЧИЕ   Большая зажиточная семья Чистая «внутренняя красота». Вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать.  Нет родни «Порочная», «вызывающая» красота Собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Нет детей Дети Любят Григория Прощают ему измены Гибнут во имя любви Нет родни «Порочная», «вызывающая» красота «Дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Нет детей Большая зажиточная семья Чистая «внутренняя красота». Вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Дети

Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи

Наталья

Аксинья

ОБЩЕЕ

  • Любят Григория
  • Прощают ему измены
  • Гибнут во имя любви

РАЗЛИЧИЕ  

  • Большая зажиточная семья
  • Чистая «внутренняя красота».
  • Вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать.

  • Нет родни
  • «Порочная», «вызывающая» красота
  • Собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь».
  • Нет детей
  • Дети
  • Любят Григория
  • Прощают ему измены
  • Гибнут во имя любви
  • Нет родни
  • «Порочная», «вызывающая» красота
  • «Дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь».
  • Нет детей
  • Большая зажиточная семья
  • Чистая «внутренняя красота».
  • Вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать.
  • Дети
Памятник Григорию и Аксинье    Станица Вёшенская (Вёшенки), Ростовская область

Памятник Григорию и Аксинье   Станица Вёшенская (Вёшенки), Ростовская область

Вывод: Каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера, делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья  «ведет наступление», а Наталья готова на унижение,  если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь.

Вывод: Каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера, делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья «ведет наступление», а Наталья готова на унижение, если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь.

Заключение  Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим мастерством. Их судьба не может не волновать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья.

Заключение

Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потрясающим мастерством. Их судьба не может не волновать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья.