СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Знакомство с героем" по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе урока лежит анализ 5-8 глав первой части романа. В центре внимания - личность Обломова, его внутренний мир и образ жизни, взаимоотношения с Захаром. Материал презентации позволяет обсудить важные вопросы и получить дальнейшее представление о герое. Почему он такой? Но ответ на этот вопрос уже в 9 главе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Знакомство с героем" по роману И.А. Гончарова "Обломов"»

Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»

Иван Александрович Гончаров.

Роман «Обломов»

 Продолжить знакомство с образом жизни главного героя романа «Обломов»
  • Продолжить знакомство с образом жизни главного героя романа «Обломов»
мягкость великодушие апатия отсутствие определенной идеи Психологический  портрет простота лень доброта Илья Ильич Обломов

мягкость

великодушие

апатия

отсутствие определенной идеи

Психологический портрет

простота

лень

доброта

Илья Ильич Обломов

Нормальное состояние «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

Нормальное состояние

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

Отношение к жизни  Обломов безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге. Раньше он был «ещё молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; ещё он был полон разных стремлений , всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя ; всё готовился к поприщу , к роли – прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе ; наконец, в отдалённой перспективе, на повороте юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье . Но дни шли за днями… а он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще и всё ещё стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он всё сбирался и всё готовился начать жизнь , всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья…»

Отношение к жизни

Обломов безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге. Раньше он был «ещё молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; ещё он был полон разных стремлений , всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя ; всё готовился к поприщу , к роли – прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе ; наконец, в отдалённой перспективе, на повороте юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье . Но дни шли за днями… а он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще и всё ещё стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он всё сбирался и всё готовился начать жизнь , всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья…»

Отношение к службе

«Будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия»

Но как огорчился он, когда увидел, что надо быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому чиновнику на службу… Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» - твердил он».

«Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях »

Тоска

«робел, сам не зная отчего, когда начальник входил в комнату, и у него стал пропадать свой голос и являлся какой-то другой, тоненький и гадкий, как скоро заговаривал с ним начальник» .

Робость

«посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность»

«Обломов прослужил кое-как два года, потом отправил депешу вместо Астрахани в Архангельск. Боясь ответственности, Обломов ушёл домой и прислал медицинское свидетельство о болезни. Понимая, что рано или поздно придётся «выздороветь», подаёт в отставку».

Страх

Роль в обществе «…в его ранние, молодые годы, покойные черты лица его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы. Он волновался , как и все, надеялся, радовался пустякам и от пустяков же страдал …» «…он никогда не отдавался в плен красавицам , никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты. Обломов больше ограничивался поклонением издали , на почтительном расстоянии». Каким был Илья Ильич в первые годы пребывания в Петербурге? Илья Ильич еще холоднее простился с толпой друзей . Тотчас после первого письма старосты о недоимках и неурожае заменил он первого своего друга, повара, кухаркой, потом продал лошадей и, наконец, отпустил прочих «друзей».

Роль в обществе

«…в его ранние, молодые годы, покойные черты лица его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы. Он волновался , как и все, надеялся, радовался пустякам и от пустяков же страдал …»

«…он никогда не отдавался в плен красавицам , никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты. Обломов больше ограничивался поклонением издали , на почтительном расстоянии».

Каким был Илья Ильич в первые годы пребывания в Петербурге?

Илья Ильич еще холоднее простился с толпой друзей . Тотчас после первого письма старосты о недоимках и неурожае заменил он первого своего друга, повара, кухаркой, потом продал лошадей и, наконец, отпустил прочих «друзей».

В чем проявилась деградация героя? «Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире.   Сначала ему стало тяжело пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях, кроме коротко знакомых, больше холостых домов, где можно снять галстук, расстегнуть жилет и где можно даже «поваляться» или соснуть часок.  Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться…»

В чем проявилась деградация героя?

«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире.

Сначала ему стало тяжело пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях, кроме коротко знакомых, больше холостых домов, где можно снять галстук, расстегнуть жилет и где можно даже «поваляться» или соснуть часок.

Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться…»

Что ж он делал дома?  Читал? Писал? Учился? Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет. Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за нее, у него начнет формироваться идея о предмете; еще шаг — и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая. Охлаждение овладевало им еще быстрее, нежели увлечение: он уже никогда не возвращался к покинутой книге.

Что ж он делал дома?

Читал? Писал? Учился?

Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.

Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за нее, у него начнет формироваться идея о предмете; еще шаг — и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая.

Охлаждение овладевало им еще быстрее, нежели увлечение: он уже никогда не возвращался к покинутой книге.

Анализ VI главы   Какой характер был у Обломова в детстве и юности?  Как он учился?  Чем интересовался в юные годы?  Как подействовало ученье на Илью Ильича?  Что ж он делал?  В чем заключалась внутренняя жизнь Ильи Ильича?

Анализ VI главы

  • Какой характер был у Обломова в детстве и юности?
  • Как он учился?
  • Чем интересовался в юные годы?
  • Как подействовало ученье на Илью Ильича?
  • Что ж он делал?
  • В чем заключалась внутренняя жизнь Ильи Ильича?
Почему слово

Почему слово "другой" и соотнесение себя с "другими" оскорбило Обломова?

«Другой» работает без устали, бегает, суетится, не поработает, так и не поест. «Другой» кланяется, «другой» просит, унижается... А я?

Я «другой»! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать — есть кому!

Другой есть такой человек, который сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть иногда и барином смотрит, да врет, он и не знает, что такое прислуга; послать некого — сам сбегает за чем нужно; и дрова в печке сам помешает, иногда и пыль оботрет...

Другой — кого ты разумеешь — есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Ничего. Трескает-то он картофель да селедку. Нужда мечет его из угла в угол, он и бегает день-деньской.

Воспитан нежно

Исключительность барского положения

О чем размышляет Обломов, оставшись наедине?

Какой смысл вкладывает Обломов в слово «другой»?

Что же это такое другой?  Тяжесть, мешающая всему  Остановка в росте  нравственных сил  И переехать что за штука? Стоит захотеть! „Другой“ и халата никогда не надевает, — прибавилось еще к характеристике другого; — „другой“... — тут он зевнул... — почти не спит... „другой“ тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не „другой“!»  Другой успел бы написать все письма, так что который и что ни разу не столкнулись бы между собою, другой и переехал бы на новую квартиру, и план исполнил бы, и в деревню съездил бы... Что же это такое другой?  Неразвитость  А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Что же это такое другой?

Тяжесть,

мешающая всему

Остановка в росте

нравственных сил

И переехать что за штука? Стоит захотеть! „Другой“ и халата никогда не надевает, — прибавилось еще к характеристике другого; — „другой“... — тут он зевнул... — почти не спит... „другой“ тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не „другой“!»

Другой успел бы написать все письма, так что который и что ни разу не столкнулись бы между собою, другой и переехал бы на новую квартиру, и план исполнил бы, и в деревню съездил бы...

Что же это такое другой?

Неразвитость

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

 Обязательная часть. Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов» , учебник Ю.В. Лебедева  Задание по выбору ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное) Сочинение-миниатюра  «Письмо к Обломову»  Задание АНАЛИТИЧЕСКОЕ : (устное)  Выделить эпизоды, характеризующие жизненный уклад в Обломовке. 2.Подготовить рассказ о детстве Ильюши. 3. Приоритеты в воспитании.  Задание по выбору ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ : (письменное) В гл. «Сон Обломова» И.А.Гончаров использует элементы русской волшебной сказки. Какие? Зачем?

Обязательная часть.

Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов» ,

учебник Ю.В. Лебедева

Задание по выбору

ТВОРЧЕСКОЕ:

(письменное)

Сочинение-миниатюра

«Письмо к Обломову»

Задание АНАЛИТИЧЕСКОЕ :

(устное)

  • Выделить эпизоды,

характеризующие

жизненный уклад в

Обломовке.

2.Подготовить рассказ о детстве Ильюши.

3. Приоритеты в воспитании.

Задание по выбору

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ :

(письменное)

В гл. «Сон Обломова»

И.А.Гончаров использует

элементы русской

волшебной сказки. Какие?

Зачем?

 В презентации использованы материалы методической разработки «Знакомство с героем» по роману И.А. Гончарова «Обломов».  Автор – Поспелова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 17, г. Кострома

В презентации использованы материалы методической разработки «Знакомство с героем» по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Автор – Поспелова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей № 17, г. Кострома