СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК "Искусство скульптуры в России"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Искусство скульптуры в России"»

ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В РОССИИ Урок в 8 классе Автор:преподаватель МХК Бабич Т.В.

ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В РОССИИ

Урок в 8 классе

Автор:преподаватель МХК

Бабич Т.В.

Слово скульптура происходит от латинского глагола «skulpere», что значит «высекать», «вырезать». Скульптура — вид искусства, основанный на принципе объемного изображения предмета. Правда, изобразительные возможности скульптуры скромнее, чем у живописи. Дождь, радугу, закат солнца скульптор изобразить не может. Чаще всего скульптор изображает человека.

Слово скульптура происходит от латинского глагола «skulpere», что значит «высекать», «вырезать». Скульптура — вид искусства, основанный на принципе объемного изображения предмета. Правда, изобразительные возможности скульптуры скромнее, чем у живописи. Дождь, радугу, закат

солнца скульптор изобразить не может. Чаще всего скульптор изображает человека.

Статуя Типичным примером круглой скульптуры является статуя. Ее можно обойти и оглядеть вокруг.

Статуя

Типичным примером круглой скульптуры

является статуя. Ее можно обойти и оглядеть

вокруг.

Монумент Статуя большого размера, украшающая, на- пример, городскую площадь, называется монументом. В XVIII в. широкое распространение получили конные статуи монархов и полководцев. Важную роль в монументальной скульптуре играет пьедестал.

Монумент

Статуя большого размера, украшающая, на-

пример, городскую площадь, называется монументом. В XVIII в. широкое распространение получили конные статуи монархов и полководцев. Важную роль в монументальной скульптуре играет пьедестал.

Бюст Погрудное изображение человека в скульптуре называется бюст. Если монумент можно сравнить с парадным портретом в живописи, то бюст—с интимным или камерным

Бюст

Погрудное изображение человека в скульптуре называется бюст. Если монумент можно сравнить с парадным портретом в живописи, то бюст—с интимным или камерным

Рельеф, в отличие от круглой скульптуры, исполняется на плоском фоне, например стене здания, и доступен для осмотра только с одной стороны.

Рельеф, в отличие от круглой скульптуры, исполняется на плоском фоне, например стене здания, и доступен для осмотра только с одной стороны.

Барельеф В зависимости от степени выпуклости рельеф бывает двух видов —плоский (барельеф)…

Барельеф

В зависимости от степени выпуклости рельеф бывает двух видов —плоский

(барельеф)…

 Горельеф … и высокий (горельеф). В последнем случае изображение выступает из плоскости фона более, чем наполовину своего объема.

Горельеф

… и высокий (горельеф). В последнем случае изображение выступает из плоскости фона более, чем наполовину своего объема.

Скульптура Летнего сада Мраморные статуи можно было увидеть в аллеях Летнего Сада. Многие из тех скульптур, которые ныне стоят в аллеях Летнего сада в Петербурге, были привезены из Западной Европы по личному указанию Петра I.

Скульптура Летнего сада

Мраморные статуи можно было увидеть в аллеях Летнего Сада. Многие из тех скульптур, которые ныне стоят в аллеях Летнего сада в Петербурге, были привезены из Западной Европы по личному указанию Петра I.

Скульптура Петергофа

Скульптура Петергофа

Надгробная скульптура Алексанро-Невской Лавры

Надгробная скульптура Алексанро-Невской Лавры

Б. Растрелли  Бюст  Петра I Скульптор изготовил бронзо- вый бюст Петра . Необыкновенно выразительным получилось лицо императора: горящий взор, плотно сжатые губы, глубокая складка над переносицей. Правдоподобие было достигнуто благодаря тому, что Б.К. Растрелли снял c Петра гипсовую маску, которая и послужила образцом для скульптурного портрета.

Б. Растрелли Бюст Петра I

Скульптор изготовил бронзо-

вый бюст Петра . Необыкновенно выразительным получилось лицо императора: горящий взор, плотно сжатые губы, глубокая складка над переносицей.

Правдоподобие было достигнуто благодаря тому, что

Б.К. Растрелли снял c Петра гипсовую маску, которая

и послужила образцом для скульптурного портрета.

В 1741 г. Б.К. Растрелли создал статую Анны Иоанновны с арапчонком . Скульптор не погрешил против истины. Анна, отличавшаяся огромным ростом и некрасивыми чертами лица, выглядит уродливым великаном рядом с хрупким мальчиком. Лишь ее нарядное платье, царские регалии и величественная поза скрашивают неприятное впечатление.  Б. Растрелли  Анна Иоановна с арапчонком

В 1741 г. Б.К. Растрелли создал статую Анны Иоанновны с арапчонком . Скульптор не погрешил против истины. Анна, отличавшаяся огромным ростом

и некрасивыми чертами лица, выглядит уродливым великаном рядом с хрупким мальчиком. Лишь ее нарядное платье, царские регалии и величественная поза

скрашивают неприятное впечатление.

Б. Растрелли Анна Иоановна с арапчонком

Сразу же по приезде в Россию Б.К. Растрелли начал работу над конной статуей Петра I . Но работа над монументом затянулась на два с лишним десятилетия. Скульптор изобразил Петра в пышном одеянии древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове. Лишь после смерти скульптора, при императоре Павле статуя была установлена перед зданием императорского дворца — Михайловского замка. Но к этому времени в Петербурге уже имелся памятник Петру.

Сразу же по приезде в Россию Б.К. Растрелли начал работу над конной статуей Петра I . Но работа над монументом затянулась на два с лишним десятилетия. Скульптор изобразил Петра в пышном

одеянии древнеримского полководца, с маршальским жезлом в руке и лавровым венком на голове. Лишь

после смерти скульптора, при императоре Павле статуя была установлена перед зданием императорского дворца — Михайловского замка. Но к этому времени в Петербурге уже имелся памятник Петру.

 Б. Растрелли Монумент Петра I

Б. Растрелли Монумент Петра I

Э.-М. Фальконе писал: «Монумент мой будет прост... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,—это эмблема побежденных им трудностей». Этьен-Морис  Фальконе  Медный всадник

Э.-М. Фальконе писал: «Монумент мой будет прост...

Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,—это эмблема побежденных им трудностей».

Этьен-Морис Фальконе Медный всадник

В 1782 г. в присутствии императрицы и большого стечения народа состоялось торжественное открытие памятника. Он был установлен на одной из главных площадей Петербурга — Сенатской.

В 1782 г. в присутствии императрицы и большого стечения народа состоялось торжественное открытие памятника. Он был установлен на одной из главных площадей Петербурга — Сенатской.

Ф.Шубин Бюст Голицына Первая же работа мастера, выполненная им по возвращении на родину, — бюст князя Голицына — привлекла всеобщее внимание. Скульптор сумел удивительно верно передать надменный характер вельможи: приподнятый подбородок, взгляд «свысока», презрительно выпяченная нижняя губа. Мрамор под умелой рукой талантливого скульптора оживает, точно передавая ощущение мягкости и теплоты человеческой кожи, легкость кружева рубашки, блеск орденов

Ф.Шубин Бюст Голицына

Первая же работа мастера, выполненная им по возвращении на родину, — бюст князя Голицына —

привлекла всеобщее внимание. Скульптор сумел удивительно верно передать надменный характер вельможи: приподнятый подбородок, взгляд «свысока», презрительно выпяченная нижняя губа. Мрамор под умелой рукой талантливого скульптора оживает, точно передавая ощущение мягкости и теплоты человеческой

кожи, легкость кружева рубашки, блеск орденов

Ф.Шубин Бюст графини  Паниной

Ф.Шубин Бюст графини

Паниной

Ф.Шубин  Екатерина II –  законодательница В 1790 г. Ф.И. Шубин закончил статую Екатерина II — законодательница. Императрица предстала в образе просвещенной монархини, щедрой и справедливой. В левой руке она держит скипетр, а правой указывает на книгу законов — символ правосудия. У ног императрицы лежит рог изобилия, из которого сыплются награды и монеты.

Ф.Шубин Екатерина II – законодательница

В 1790 г. Ф.И. Шубин закончил статую

Екатерина II — законодательница. Императрица предстала в образе просвещенной монархини, щедрой

и справедливой. В левой руке она держит скипетр, а правой указывает на книгу законов — символ правосудия. У ног императрицы лежит рог изобилия, из

которого сыплются награды и монеты.

Ф.Шубин Бюст  Павла I Одной из последних работ Ф.И. Шубина стал бюст Павла I. Красота непременных атрибутов императорского парадного портрета — горностаевая мантия, андреевская цепь и орден на груди — контрастируют с уродливой внешностью императора: тяжелая нижняя челюсть, продавленная переносица, глаза навыкате.

Ф.Шубин Бюст Павла I

Одной из последних работ Ф.И. Шубина стал бюст Павла I. Красота непременных атрибутов императорского парадного портрета — горностаевая мантия, андреевская цепь и орден на груди — контрастируют с уродливой внешностью императора: тяжелая нижняя челюсть, продавленная переносица, глаза навыкате.

Памятник Суворову в Петербурге – первый памятник некоронован-ной особе. Скульптор- М.И.Козловский.  Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию.

Памятник Суворову в Петербурге – первый памятник некоронован-ной особе. Скульптор- М.И.Козловский. Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию.

На пьедестале расположена фигура фельдмаршала в аллегорическом облике Марса , с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в древнегреческой одежде . Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы . При этом нередко отмечается, что памятник не имеет прямого портретного сходства с фельдмаршалом, а представляет собой скорее символический героико-эпический образ «великого полководца».

На пьедестале расположена фигура фельдмаршала в аллегорическом облике Марса , с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в древнегреческой одежде . Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы .

При этом нередко отмечается, что памятник не имеет прямого портретного сходства с фельдмаршалом, а представляет собой скорее символический героико-эпический образ «великого полководца».

Первый памятник Москвы появился в 1818 г.  Мартос «Минин и Пожарский»

Первый памятник Москвы появился в 1818 г. Мартос «Минин и Пожарский»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.Что такое скульптура? Что сближает ее с живописью и архитектурой? А что их различает? 2. Где в Петербурге можно было увидеть скульптуру в петровское время? 3. Расскажите о творчестве скульптора Б.К. Растрелли. 4. Согласны ли вы с тем, как Пушкин истолковал образ «Медного всадника» Э.-М. Фальконе? В чем отличие этой трактовки от той, что дал сам скульптор? ...Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне…. Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? 5. Какой из конных монументов Петра I вам больше нравится и почему — Б.К. Растрелли или Э.-М. Фальконе? 6. Расскажите о творчестве «первого» русского скульптора Ф.И. Шубина.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Что такое скульптура? Что сближает ее с живописью и архитектурой? А что их различает?

2. Где в Петербурге можно было увидеть скульптуру в петровское

время?

3. Расскажите о творчестве скульптора Б.К. Растрелли.

4. Согласны ли вы с тем, как Пушкин истолковал образ «Медного всадника» Э.-М. Фальконе? В чем отличие этой трактовки от той, что дал сам скульптор?

...Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне….

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

5. Какой из конных монументов Петра I вам больше нравится и почему — Б.К. Растрелли или Э.-М. Фальконе?

6. Расскажите о творчестве «первого» русского скульптора Ф.И. Шубина.

Благодарю за внимание! 

Благодарю за внимание!