СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК "Музыка в Италии"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Музыка в Италии"»

Карло джезуальдо да Вено́за Мадригал «Томлюсь без конца» Злобина Д. 11 ист

Карло джезуальдо да Вено́за

Мадригал «Томлюсь без конца»

Злобина Д. 11 ист

Немного об авторе Итальянский композитор. Вошёл в историю музыки как автор мадригалов уникального хроматического стиля. Систематического музыкального образования не получил (играл на лютне, клавесине, гитаре). Жил в фамильном замке в Джезуальдо, где создал домашнюю капеллу для исполнения собственной музыки.

Немного об авторе

  • Итальянский композитор. Вошёл в историю музыки как автор мадригалов уникального хроматического стиля.
  • Систематического музыкального образования не получил (играл на лютне, клавесине, гитаре).
  • Жил в фамильном замке в Джезуальдо, где создал домашнюю капеллу для исполнения собственной музыки.
Что такое «мадригал»? Это небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; «пение стихов».

Что такое «мадригал»?

Это небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; «пение стихов».

Немного о творчестве автора Опубликовал 6 сборников («книг») 5-голосных мадригалов. Одна книга его 6-голосных мадригалов, опубликованная посмертно, ныне утеряна. 1-я и 2-я книги пятиголосных мадригалов изданы в 1594 (под псевдонимом Джузеппе Пилонии), 3-я — в 1595, 4-я — в 1596 (все — в Ферраре), 5-я и 6-я — в 1611. В 1613 году все 6 книг 5-голосных мадригалов были изданы в Генуе, в виде партитуры с тактовыми чертами. Эта редакция мадригалов (выполненная С. Молинаро) на сегодняшний день наиболее известная.

Немного о творчестве автора

  • Опубликовал 6 сборников («книг») 5-голосных мадригалов. Одна книга его 6-голосных мадригалов, опубликованная посмертно, ныне утеряна. 1-я и 2-я книги пятиголосных мадригалов изданы в 1594 (под псевдонимом Джузеппе Пилонии), 3-я — в 1595, 4-я — в 1596 (все — в Ферраре), 5-я и 6-я — в 1611. В 1613 году все 6 книг 5-голосных мадригалов были изданы в Генуе, в виде партитуры с тактовыми чертами. Эта редакция мадригалов (выполненная С. Молинаро) на сегодняшний день наиболее известная.
Немного о творчестве автора Две последние книги мадригалов занимают особое место в истории академической музыки. Мадригальные стихи написаны от первого лица (возможно, композитор выступил здесь и в роли поэта). Тематика поздних мадригалов, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Велико значение так называемых «мадригализмов» (звукописи) и музыкальной риторики. Слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности. Слова morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (муки), piangere (плакать), uccidere (убивать) и др. приобретают в светской музыке Джезуальдо эмблематическое значение. Среди известных поздних мадригалов: «Красавица, раз ты уходишь», «Увы, я умираю от страданий», «Пощады молю я, плача», «Ты плачешь, моя Филлида».

Немного о творчестве автора

  • Две последние книги мадригалов занимают особое место в истории академической музыки. Мадригальные стихи написаны от первого лица (возможно, композитор выступил здесь и в роли поэта). Тематика поздних мадригалов, по-видимому, обусловлена личной драмой Джезуальдо, из ревности лишившего свою первую жену, Марию д’Авалос, и её любовника. Велико значение так называемых «мадригализмов» (звукописи) и музыкальной риторики. Слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения, в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности. Слова morte (смерть), duolo (скорбь), tormenti (муки), piangere (плакать), uccidere (убивать) и др. приобретают в светской музыке Джезуальдо эмблематическое значение. Среди известных поздних мадригалов: «Красавица, раз ты уходишь», «Увы, я умираю от страданий», «Пощады молю я, плача», «Ты плачешь, моя Филлида».
Немного о творчестве автора Наиболее яркая особенность стиля Джезуальдо — уникальная насыщенность хроматизмами. В основе красочного сопоставления хроматических аккордов и конкордов лежит чаще не тонально-функциональная, а линеарная логика, тонально-стабильные фразы сменяются фразами, в которых контраст тоники и периферии выражен слабо. Звуковысотная структура (гармония) музыки Джезуальдо не получила удовлетворительного теоретического объяснения до наших дней. В сочинениях Джезуальдо, как никакого другого итальянского композитора, отразился маньеризм Позднего Ренессанса с характерными для него чертами: преувеличенность чувств, смешение в пределах небольшой пьесы различных композиционных техник, изыски ритмики, фактуры и формы.

Немного о творчестве автора

  • Наиболее яркая особенность стиля Джезуальдо — уникальная насыщенность хроматизмами. В основе красочного сопоставления хроматических аккордов и конкордов лежит чаще не тонально-функциональная, а линеарная логика, тонально-стабильные фразы сменяются фразами, в которых контраст тоники и периферии выражен слабо. Звуковысотная структура (гармония) музыки Джезуальдо не получила удовлетворительного теоретического объяснения до наших дней.
  • В сочинениях Джезуальдо, как никакого другого итальянского композитора, отразился маньеризм Позднего Ренессанса с характерными для него чертами: преувеличенность чувств, смешение в пределах небольшой пьесы различных композиционных техник, изыски ритмики, фактуры и формы.
Что такое «маньеризм»? Это течение в западноевропейском искусстве 1520—1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком

Что такое «маньеризм»?

Это течение в западноевропейском искусстве 1520—1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком

Немного о творчестве автора При всей новизне музыкального языка Джезуальдо остался безразличным к нарождающимся «модным» тенденциям: не писал инструментальных танцев, арий, опер. Помимо мадригалов ему принадлежат 2 сборника латинских мотетов, изданных под названием «Духовные песни» в 1603 году. Первый сборник с 5-голосными мотетами сохранился целиком. Второй сборник с 6-голосными мотетами -- частично. Все мотеты написаны в традиционной строфической форме, с обширным использованием имитационной полифонии. Кроме того, Джезуальдо принадлежит сборник «Респонсории и другие [сочинения] к оффицию Страстной недели». В духовные сочинения композитора проникают типичные для его мадригалов музыкальная риторика и хроматический стиль . Джезуальдо также приписывается несколько канцонетт, впрочем, опубликованных в посмертном сборнике.

Немного о творчестве автора

  • При всей новизне музыкального языка Джезуальдо остался безразличным к нарождающимся «модным» тенденциям: не писал инструментальных танцев, арий, опер.
  • Помимо мадригалов ему принадлежат 2 сборника латинских мотетов, изданных под названием «Духовные песни» в 1603 году. Первый сборник с 5-голосными мотетами сохранился целиком. Второй сборник с 6-голосными мотетами -- частично. Все мотеты написаны в традиционной строфической форме, с обширным использованием имитационной полифонии. Кроме того, Джезуальдо принадлежит сборник «Респонсории и другие [сочинения] к оффицию Страстной недели». В духовные сочинения композитора проникают типичные для его мадригалов музыкальная риторика и хроматический стиль . Джезуальдо также приписывается несколько канцонетт, впрочем, опубликованных в посмертном сборнике.