Форма музыки
Музыкальная форма
- Фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота).
- Распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, характер их отношений между собой.
- Совокупность средств музыкальной выразительности, воплощающих содержание музыкального произведения.
Мотив (от латинского — «двигаю»)
- Самое маленькое построение в музыкальной речи, наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот; интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.
- Размер – от одного — двух звуков до целого такта.
Фраза (с греческого – «выражение»)
Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов.
Предложения
- Фразы объединяются в предложения.
- Размер предложения – 4 такта.
- Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.
- Из предложений составляется период.
Период
С греческого – круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс.
Одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли.
Обычно состоит из двух предложений АА1, членящихся на фразы, где
- предложение А - начальное, повествующее
- А1 – ответное, заключительное
Период может быть как частью произведения, так и самостоятельной музыкальной формой.
Период
Характерен для песенно–танцевальных жанров. Широкое распространение получил в XXII – XXIII вв. Рождению способствовала неожиданно возникшая потребность со стороны дворцовой знати в создании такого мелодико-ритмического построения, которое бы легко воспринималось, запоминалось и узнавалось.
Период
Характерные черты:
- повторяемость мелодико–ритмического построения,
- законченность
Виды:
- период повторного строения (период, делящийся на два сходных по началу предложения)
- период неповторного строения (период, не делящийся на предложения или делящийся на несходные по началу предложения)
Одночастная форма
- Простая форма (А), содержащая изложение в рамках периода. Чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (Фредерик Шопен), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения.
- Схема формы: А или А1
- Характерна для русских народных песен.
- Большое значение приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе XIX-XX веков.
Одночастная форма
«Утренняя молитва» П. И. Чайковский
«Марширующие поросята» Б.Берлин
Двухчастная форма
Сочетание двух частей (периодов), где первое предложение второго периода дополняет, развивает мысль, изложенную в первом предложении.
Может иметь вступление и заключение.
Характерна для вокальной и бытовой музыки, небольших миниатюр песенного склада, небольших танцевальных пьес.
Истоки развития коренятся в народной музыке и тесно связаны с характерным для народной музыки принципом сопоставления двух частей:
- куплет – припев
- сольное исполнение – коллективное исполнение
- песня – инструментальный наигрыш
Двухчастная форма
Репризная
Безрепризная
Второе предложение второго периода повторяет мысль первого периода (ААВА)
Второе предложение второго периода не повторяет мысль первого периода (ААВВ)
Двухчастная форма
«Сурок» Л. Бетховен
«Шарманщик поет» П. И. Чайковский
«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский
Куплетная форма
Форма вокального произведения, которая состоит из нескольких произведений одного и того же музыкального построения с различным словесным текстом. Повторяемые с различным текстом сходные музыкальные построения называются куплетами.
Формы куплета:
- период
- простая двухчастная форма (в романсах)
Запевно-припевная структура. «Припев» всегда остается неизменным, а в «запеве» меняется только текст. «Запев» и «припев» всегда равны по протяженности.
Находит применение в народном песенном творчестве, в советской массовой песне, в романсах.
Куплетная форма
Трехчастная форма
Форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть - построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы (периодом не является); третья часть является репризой (повторение музыкального материала).
Схема: АА1 В АА1
Принцип: чередование знакомого с новым .
Третья часть – реприза - может быть буквальным повторением первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена, расширена.
Трехчастная форма
Вступление и заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные разделы. В инструментальной музыке простая трёхчастная форма встречается в танцевальных и песенных жанрах, этюдах
Трехчастная форма, обычно применяется в романсах, во многих танцах, пьесах для отдельных инструментов. Способствует более яркой, выразительной передаче определенных чувств, настроений, более многостороннему развитию образов.
Трехчастная форма
«Подснежник» П. И. Чайковский
«Осенняя песня» П. И. Чайковский
«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский
«Похороны куклы» П. И. Чайковский
«Ария Снегурочки» Н. А. Римский-Корсаков
Двухчастные и трехчастные формы бывают простыми и сложными: если каждая из частей изложена в форме периода, то такая музыкальная форма будет называться простой, сложной - если хотя бы одна из частей изложена в форме более сложной, чем период.
Вариации
Форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений – вариаций.
Форма, построенная на повторении исходной темы с ее преобразованием, причем этих повторений должно быть не менее двух.
Схема: А А1 А2 А3 … .
Могут представлять собой:
- отдельное музыкальное произведение
- часть более крупного циклического произведения
Вариации
- Предполагает постоянное видоизменение того или иного музыкального построения. Число вариаций в произведении может быть различно: от двух, до нескольких десятков. Обычно нумеруются.
- Основная тема вариации обычно излагается в начале произведения. Нередко тема заимствуется из народной музыки или произведения другого композитора. Оригинальная тема – тема, которая сочинена самим автором.
Вариации
Встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, современных авторов. Получила свое развитие на основе куплетной формы.
Занимает значительное место в русской музыке. В русской народной песне вариационная форма возникает в результате видоизмененного повторения напева в последующих куплетах.
Вариации
Строгие
Свободные
Сохраняется общая структура темы, ее протяженность, ритм, метр, варьируются только сопровождение или другие голоса
Возможно применение собственной интерпретации
Вариации
«Камаринская» М. И. Глинка/«Камаринская» в исполнении владимирских рожечников
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
Рондо
В переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг».
Музыкальная форма, основанная на чередовании главной темы – рефрена – с эпизодами. Рефрен повторяется не менее трех раз, эпизоды расцвечивают тему.
Схема: АВАСА…А.
Рондо
Когда-то давно рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали свое мастерство.
Рондо французских клавесинистов обычно называют куплетное рондо .
В творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила широкое развитие форма так называемого «классическое рондо».
Рондо
«Пастушья песня» - французская народная песня
Рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинка
Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмилы» М. И. Глинка
Сонатная форма
Одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.
Форма, в основе которой лежит противопоставление двух тем (главной и побочной).
Сонатная форма
Состоит из трех разделов:
- Экспозиция (представление тем)
- Разработка (интенсивное развитие)
- Реприза (повторение тем, приведенных в экспозиции, и их сближение)
В конце возможна кода.
После изложения в экспозиции происходит изменение тем в разработке (мотивное, тональное, фактурное развитие), после чего в репризе темы звучат в одной тональности.
Сонатная форма
Является ведущей формой музыки в творчестве венских классиков XVIII века. Любимая у русских композиторов последующих времен.
Сонатная форма
Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, но в то же время и членораздельное, состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу. В этом отношении музыка подобна словесной речи.
Она определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени. Форма каждого произведения всегда индивидуальна, присуща именно ему и неповторима.
Спасибо за внимание!