СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему "История садово-паркового искусства"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Садово-парковое искусство – это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью композиции, перспективы теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах.

  Существует два основных стилевых направления – регулярное и пейзажное.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему "История садово-паркового искусства"»

История  садово-паркового искусства    МДК 03.01.

История садово-паркового искусства

МДК 03.01.

Садово-парковое искусство  Садово-парковое искусство – это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью композиции, перспективы теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах.  Существует два основных стилевых направления – регулярное и пейзажное.

Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство – это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью композиции, перспективы теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах.

Существует два основных стилевых направления – регулярное и пейзажное.

Регулярный, или французский стиль Висячие сады Семирамиды. Вавилон

Регулярный, или французский стиль

Висячие сады Семирамиды. Вавилон

Для регулярного стилевого направления характерны: Геометрическая сетка плана с прямолинейной трассировкой дорог; четкой формой партеров и цветников; симметричное оформление композиционной оси и т. п.; Террасированный рельеф с архитектурной обработкой; Подчеркнутое доминирование главного здания; Рядовая посадка деревьев и кустарников; формировка их крон, стрижка; Правильная конфигурация водоемов.

Для регулярного стилевого направления характерны:

  • Геометрическая сетка плана с прямолинейной трассировкой дорог; четкой формой партеров и цветников; симметричное оформление композиционной оси и т. п.;
  • Террасированный рельеф с архитектурной обработкой;
  • Подчеркнутое доминирование главного здания;
  • Рядовая посадка деревьев и кустарников; формировка их крон, стрижка;
  • Правильная конфигурация водоемов.
Пейзажный, или английский стиль Пейзажный парк Англии

Пейзажный, или английский стиль

Пейзажный парк Англии

Для пейзажного стилевого направления характерны: Свободная сетка плана с естественным рельефом, извилистыми дорожками, изрезанными контурами водоемов, полян, лужаек, свободно растущими деревьями и кустарниками с живописными формами крон.

Для пейзажного стилевого направления характерны:

  • Свободная сетка плана с естественным рельефом, извилистыми дорожками, изрезанными контурами водоемов, полян, лужаек, свободно растущими деревьями и кустарниками с живописными формами крон.
 К регулярным садам относятся: сады Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и барокко, регулярные парки Франции, Англии, Германии и др. стран первой половины XVIII в., а также ландшафтное зодчество России конца XVII – первой половины XVIII в.  К пейзажным садам причисляются: сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы, Америки и России второй половины XVIII – начала XX в.

К регулярным садам относятся: сады Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и барокко, регулярные парки Франции, Англии, Германии и др. стран первой половины XVIII в., а также ландшафтное зодчество России конца XVII – первой половины XVIII в.

К пейзажным садам причисляются: сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы, Америки и России второй половины XVIII – начала XX в.

Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности  Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет.  Садово-парковые объекты Древнего Египта подразделялись на следующие типы: Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов; Улицы; Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков); Сады при жилых домах знати.

Садово-парковое искусство Древнего мира и Античности

Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет.

Садово-парковые объекты Древнего Египта подразделялись на следующие типы:

  • Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;
  • Улицы;
  • Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);
  • Сады при жилых домах знати.
Аллея сфинксов

Аллея сфинксов

Схема планировки типового сада Древнего Египта 1- вход; 2- пергола; 3- жилые здания; 4-бассейн

Схема планировки типового сада Древнего Египта

1- вход;

2- пергола;

3- жилые здания;

4-бассейн

Фрагмент сада при жилом доме в Древнем Египте

Фрагмент сада при жилом доме в Древнем Египте

Характерные особенности садово – паркового искусства Древнего Египта: Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции; Наличие водоемов как неотъемлемой части сада; Использование ритма как композиционного приема; Применение рядовых посадок; Употребление интродуцентов в ассортименте древесных насаждений; Сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное, в оформлении ансамблей; Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

Характерные особенности садово – паркового искусства Древнего Египта:

  • Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции;
  • Наличие водоемов как неотъемлемой части сада;
  • Использование ритма как композиционного приема;
  • Применение рядовых посадок;
  • Употребление интродуцентов в ассортименте древесных насаждений;
  • Сочетание разных видов искусств, включая и ландшафтное, в оформлении ансамблей;
  • Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.
 Древний египетский сад органично сочетал религиозные, утилитарные, эстетические функции, являясь образцом регулярного стилевого направления.  Территория типового египетского сада была небольшая, общей площадью около 1 га.  Вход в сад акцентирован пилонами, обелисками или статуями (чаще сфинксов). Непосредственно участок окружен типичной для Древнего Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти ограждения служили защитой от сухих знойных ветров. Также по периметру сада предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников.

Древний египетский сад органично сочетал религиозные, утилитарные, эстетические функции, являясь образцом регулярного стилевого направления.

Территория типового египетского сада была небольшая, общей площадью около 1 га.

Вход в сад акцентирован пилонами, обелисками или статуями (чаще сфинксов). Непосредственно участок окружен типичной для Древнего Египта высокой глинобитной стеной. Внутри сада различные части его также отделены друг от друга аналогичными ограждениями. Все эти ограждения служили защитой от сухих знойных ветров. Также по периметру сада предусмотрены защитные рядовые посадки деревьев и кустарников.

1 Планы египетских вилл по барельефу одной из гробниц в Тель-Амарне (1) и барельефу из фиванских гробниц (2) 2

1

Планы египетских вилл по барельефу одной из гробниц в Тель-Амарне (1) и барельефу из фиванских гробниц (2)

2

Садово-парковое искусство Ассиро - Вавилонии  Ассирия и Вавилония – это государства Двуречья, которые находились на территории долины рек Тигр и Ефрат, берущих свое начало в горах Курдистана и впадающих в Персидский залив.  Сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы: Сады ассирийских правителей; Охотничьи и универсальные парки или леса; Висячие сады

Садово-парковое искусство Ассиро - Вавилонии

Ассирия и Вавилония – это государства Двуречья, которые находились на территории долины рек Тигр и Ефрат, берущих свое начало в горах Курдистана и впадающих в Персидский залив.

Сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы:

  • Сады ассирийских правителей;
  • Охотничьи и универсальные парки или леса;
  • Висячие сады
 Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии имеет характерные особенности: Формирование композиции садово-парковых объектов проходило не по продольной оси, применялось поперечное развертывание пространства; Зиккурат – храм в виде искусственного насыпного видового холма; Создание висячих садов на искусственных террасах – прообразы современных садов на крышах; Первые коллекции растительного и животного мира – прототипы ботанических садов; Создание лесов для прогулок и охот – аналоги современных лесопарков.

Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии имеет характерные особенности:

  • Формирование композиции садово-парковых объектов проходило не по продольной оси, применялось поперечное развертывание пространства;
  • Зиккурат – храм в виде искусственного насыпного видового холма;
  • Создание висячих садов на искусственных террасах – прообразы современных садов на крышах;
  • Первые коллекции растительного и животного мира – прототипы ботанических садов;
  • Создание лесов для прогулок и охот – аналоги современных лесопарков.
Висячие сады

Висячие сады

Садово-парковое искусство античной Греции  Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения : Священные рощи (нимфеи и герооны); Гимнасии; Озелененные территории общественного значения; Философские сады.

Садово-парковое искусство античной Греции

Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения :

  • Священные рощи (нимфеи и герооны);
  • Гимнасии;
  • Озелененные территории общественного значения;
  • Философские сады.
Священные рощи  Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре.  Героон первоначально представлял собой рощу, посвященную герою. Он служил местом захоронения этого героя и, соответственно, носил мемориальный характер. В честь ушедших из жизни героев устраивались гимнастические игры и состязания, герооны даже оснащались дорожками, ипподромами и т.д.  Герооны стали прототипами современных спортивных парков.

Священные рощи

Нимфей – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре.

Героон первоначально представлял собой рощу, посвященную герою. Он служил местом захоронения этого героя и, соответственно, носил мемориальный характер. В честь ушедших из жизни героев устраивались гимнастические игры и состязания, герооны даже оснащались дорожками, ипподромами и т.д.

Герооны стали прототипами современных спортивных парков.

Роща Афины Паллады

Роща Афины Паллады

Роща Афины Паллады

Роща Афины Паллады

Священные рощи  Часть героонов было преобразовано в гимнасии . Вначале это были места для занятий физическими упражнениями. Потом здесь также стали собираться для встреч или бесед, попутно наблюдая за гимнастическими упражнениями.  Внутри городов гимнасии всегда были сравнительно небольших размеров. Одна из них в Коринфе находилась около театра, располагалась близь источника, вокруг которого были воздвигнуты портики со скамьями для гуляющих в летнюю пору, следовательно, здесь также внутри портиков находился сад.

Священные рощи

Часть героонов было преобразовано в гимнасии . Вначале это были места для занятий физическими упражнениями. Потом здесь также стали собираться для встреч или бесед, попутно наблюдая за гимнастическими упражнениями.

Внутри городов гимнасии всегда были сравнительно небольших размеров. Одна из них в Коринфе находилась около театра, располагалась близь источника, вокруг которого были воздвигнуты портики со скамьями для гуляющих в летнюю пору, следовательно, здесь также внутри портиков находился сад.

Гимнасий в Древней Греции

Гимнасий в Древней Греции

Озелененные территории общественного значения  Озелененные территории общественного назначения (городские площади, улицы) появились в V и IV вв. до н.э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений. Одним из примеров является главная площадь Афин – Агора.  Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры. Ранним утром – это рынок, а днём – место встречи с друзьями.

Озелененные территории общественного значения

Озелененные территории общественного назначения (городские площади, улицы) появились в V и IV вв. до н.э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений. Одним из примеров является главная площадь Афин – Агора.

Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры. Ранним утром – это рынок, а днём – место встречи с друзьями.

Главная площадь Афин - Агора

Главная площадь Афин - Агора

Агора

Агора

Философские сады  О философских садах можно судить только по данным литературных источников. Они могли преобразовываться из гимнасий или возникать как самостоятельные объекты. Сады находились в парках, обсаженные платанами, маслинами, тополями и другими насаждениями.  О планировке их точных сведений нет, хотя предположительно философские сады представляли собой зачатки пейзажного стилевого направления.  Там велись ученые беседы и проводились различные занятия.

Философские сады

О философских садах можно судить только по данным литературных источников. Они могли преобразовываться из гимнасий или возникать как самостоятельные объекты. Сады находились в парках, обсаженные платанами, маслинами, тополями и другими насаждениями.

О планировке их точных сведений нет, хотя предположительно философские сады представляли собой зачатки пейзажного стилевого направления.

Там велись ученые беседы и проводились различные занятия.

Сад Эпикура

Сад Эпикура

Частновладельческие сады  Описанные еще в «Одиссее» Гомера, они носили чисто утилитарный характер, правда, там имелись элементы художественно-декоративной обработки. Известно, что дом Демона в Афинах (середина IV в. До н.э.) был с садом, где наряду с овощными культурами выращивались лилии, розы, фиалки, а из древесных пород – платаны, гранатовые и инжирные деревья.  В III - I вв. до н.э. внутренние дворики украшались цветами, скульптурами или фонтаном.

Частновладельческие сады

Описанные еще в «Одиссее» Гомера, они носили чисто утилитарный характер, правда, там имелись элементы художественно-декоративной обработки. Известно, что дом Демона в Афинах (середина IV в. До н.э.) был с садом, где наряду с овощными культурами выращивались лилии, розы, фиалки, а из древесных пород – платаны, гранатовые и инжирные деревья.

В III - I вв. до н.э. внутренние дворики украшались цветами, скульптурами или фонтаном.

Характерные особенности ландшафтного строительства античной Греции следующие: Использование горной местности для устройства террас; Создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов; Применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени и гротам.  Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и искусства в целом:

Характерные особенности ландшафтного строительства античной Греции следующие:

  • Использование горной местности для устройства террас;
  • Создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
  • Применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени и гротам.

Садово-парковое искусство античной Греции оказало воздействие на развитие мировой архитектуры, градостроительства и искусства в целом:

Объекты озеленения носили утилитарный характер, но вместе с тем были прочны, красивы и имели выразительность художественного образа; Появились новые типы общественных объектов озеленения: гимнасии, стадионы, общественные сады; Был развит регулярный композиционный прием оформления с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления; Разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля – как соотношение частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии. Классическим примером гармонии рельефа и ансамбля является Афинский Акрополь .
  • Объекты озеленения носили утилитарный характер, но вместе с тем были прочны, красивы и имели выразительность художественного образа;
  • Появились новые типы общественных объектов озеленения: гимнасии, стадионы, общественные сады;
  • Был развит регулярный композиционный прием оформления с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления;
  • Разработана система пропорций – принципы «золотого сечения» и модуля – как соотношение частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и симметрии.

Классическим примером гармонии рельефа и ансамбля является Афинский Акрополь .

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

Садово-парковое искусство Древнего Рима  Для Древнего Рима характерен синтез искусств, т.е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства. Основные типы садов Древнего Рима: Священные рощи; Городские общественные сады; Частновладельческие городские сады; Сады при дворцах и виллах.

Садово-парковое искусство Древнего Рима

Для Древнего Рима характерен синтез искусств, т.е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства.

Основные типы садов Древнего Рима:

  • Священные рощи;
  • Городские общественные сады;
  • Частновладельческие городские сады;
  • Сады при дворцах и виллах.
Священные рощи  Священные рощи – сады, связанные с религиозным культом. Например, роща, посвященная нимфе, воспитавшей Зевса. К роще вела аллея, обсаженная платанами. Вдоль нее протекал ручеек. Аллея завершалась искусственным гротом, а внутри грота стояла скульптурная группа, изображающая нимфу и младенца Зевса.

Священные рощи

Священные рощи – сады, связанные с религиозным культом. Например, роща, посвященная нимфе, воспитавшей Зевса. К роще вела аллея, обсаженная платанами. Вдоль нее протекал ручеек. Аллея завершалась искусственным гротом, а внутри грота стояла скульптурная группа, изображающая нимфу и младенца Зевса.

Городские общественные сады  Городские общественные сады создавались при театрах, а также на площадях. Площади иногда имели вид прогулочной аллеи. Там высаживались рядовые посадки деревьев и создавались крытые галереи с нишами для отдыха. Ниши и аллеи украшались скульптурой. В городских садах находились источники или бассейны.  Общественные сады устраивались в городах около портиков (крытых галерей), вблизи театров или других общественных зданий. Они служили для прогулок или выполняли роль открытого фойе, места для отдыха во время антрактов или до начала спектакля.

Городские общественные сады

Городские общественные сады создавались при театрах, а также на площадях. Площади иногда имели вид прогулочной аллеи. Там высаживались рядовые посадки деревьев и создавались крытые галереи с нишами для отдыха. Ниши и аллеи украшались скульптурой. В городских садах находились источники или бассейны.

Общественные сады устраивались в городах около портиков (крытых галерей), вблизи театров или других общественных зданий. Они служили для прогулок или выполняли роль открытого фойе, места для отдыха во время антрактов или до начала спектакля.

Частновладельческие городские сады  Эти сады подчинялись планировочной структуре дома. Эти сады были незначительными по размерам их территории.  Дом Фавна – занимает целый квартал и представляет собой вытянутый прямоугольник площадью около 3 га, ограждённый стеной с несколькими входами.  В доме два атриума, входящих в перистили, в котором ионическая колонна окружает бассейн с центрально бьющей струей воды. В глубине перистили находится экседра – беседка, обращенная к дворику двухколонным коринфским портиком.

Частновладельческие городские сады

Эти сады подчинялись планировочной структуре дома. Эти сады были незначительными по размерам их территории.

Дом Фавна – занимает целый квартал и представляет собой вытянутый прямоугольник площадью около 3 га, ограждённый стеной с несколькими входами.

В доме два атриума, входящих в перистили, в котором ионическая колонна окружает бассейн с центрально бьющей струей воды. В глубине перистили находится экседра – беседка, обращенная к дворику двухколонным коринфским портиком.

Фрагмент атриума дома Фавна

Фрагмент атриума дома Фавна

Дом Веттиев  По сравнению с домом Фавна площадь дома Веттиев совсем невелика. При входе в него поражает сильный контраст между тенью и светом. Солнечные лучи, проникающие через комплувиум – отверстие в крыше, освещают бассейн с фонтаном и статуэтками. Растения в кадках окружают его, а стены украшают живописные росписи с изображениями мифологических и пейзажных сюжетов. Мощение атриума было плиточное.  С трех сторон сад окружали 18 мраморных колонн; сохранились мраморный столик для посуды, статуэтки сатиров, две колонны-гермы, увенчанные головами бородатых богов. Стволы колонн обвиты вьюнком, исполненным в рельефе.

Дом Веттиев

По сравнению с домом Фавна площадь дома Веттиев совсем невелика. При входе в него поражает сильный контраст между тенью и светом. Солнечные лучи, проникающие через комплувиум – отверстие в крыше, освещают бассейн с фонтаном и статуэтками. Растения в кадках окружают его, а стены украшают живописные росписи с изображениями мифологических и пейзажных сюжетов. Мощение атриума было плиточное.

С трех сторон сад окружали 18 мраморных колонн; сохранились мраморный столик для посуды, статуэтки сатиров, две колонны-гермы, увенчанные головами бородатых богов. Стволы колонн обвиты вьюнком, исполненным в рельефе.

Дом Веттиев.  Фрагмент перистильного сада

Дом Веттиев. Фрагмент перистильного сада

Сады при дворцах и виллах  Эти сады имели хозяйственное или увеселительное назначение. О придворных садах в Риме известно, что в них было много скульптур, фонтанов, были искусственные озера (при дворце Нерона).  В отличие от садов при жилых домах, при виллах они располагались не внутри дома, а на смежной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью.

Сады при дворцах и виллах

Эти сады имели хозяйственное или увеселительное назначение. О придворных садах в Риме известно, что в них было много скульптур, фонтанов, были искусственные озера (при дворце Нерона).

В отличие от садов при жилых домах, при виллах они располагались не внутри дома, а на смежной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью.

Типы вилл:   1. «Рустика» - сельскохозяйственная вилла; 2. «Урбана» - дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений; 3. «Фруктуария» - вилла, где основой является плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых не плодовых деревьев.

Типы вилл:

1. «Рустика» - сельскохозяйственная вилла;

2. «Урбана» - дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений;

3. «Фруктуария» - вилла, где основой является плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых не плодовых деревьев.

Вилла «Тибуртина»

Вилла «Тибуртина»

Вилла Папирусов

Вилла Папирусов

Вилла Плиния Младшего Туски

Вилла Плиния Младшего Туски

Характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима 1. Появились новые планировочные элементы, такие как ксист и ипподром , где ксист – плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий осевое построение. Ксист имел газон, окаймленный стриженным бордюром, ароматными цветами, скульптурой или фонтанами.  Ипподром, в отличие от ксиста, занимал большую территорию.

Характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима

1. Появились новые планировочные элементы, такие как ксист и ипподром , где ксист – плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий осевое построение. Ксист имел газон, окаймленный стриженным бордюром, ароматными цветами, скульптурой или фонтанами.

Ипподром, в отличие от ксиста, занимал большую территорию.

2. Появляется впервые топиарное искусство; 3. Разработана садово-парковая композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов; 4. Совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры и пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и экипажей или прогулок на носилках); 5. Отсутствие композиционного единства в садах и парках.  Приемы и принципы ландшафтного искусства Древнего Рима нашли свое дальнейшее отражение и развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а далее – в регулярных парках европейских стран, а также используются в современных объектах озеленения.

2. Появляется впервые топиарное искусство;

3. Разработана садово-парковая композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов;

4. Совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры и пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и экипажей или прогулок на носилках);

5. Отсутствие композиционного единства в садах и парках.

Приемы и принципы ландшафтного искусства Древнего Рима нашли свое дальнейшее отражение и развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а далее – в регулярных парках европейских стран, а также используются в современных объектах озеленения.